Решение по делу № 2а-488/2022 от 20.01.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2022 года                                    город Новокуйбышевск

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Шигановой Н.И.,

при секретаре Дружковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело              № 2а–488/2022 по административному исковому заявлению Гусакова Ю. В. к судебному приставу- исполнителю ОСП г. Новокуйбышевска Романовой Д. М. о признании действий по возбуждению исполнительного производства, отказе в прекращении исполнительного производства незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Гусаков Ю.В. обратился в суд с вышеуказанным требованиями и с, учетом дополнений, просит суд признать действия судебного пристава-исполнителя ОСП г. Новокуйбышевска Романовой Д. М., которая не руководствуется действующим законодательством и применяет в отношении него неконституционные нормы ФЗ «Об исполнительном производстве», незаконным и неконституционным возбуждение исполнительного производства с пропуском срока исковой давности, незаконным отказа в прекращении исполнительного производства.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что 11.01.2016 по делу <№> вынесен исполнительный лист и возбуждено Исполнительное производство ИП <№> о взыскании с него в пользу ООО «Нэйва» денежных средств в размере 266 995, 38 руб., которое окончено 28.11.2019 г. на основании п. 4 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», но затем снова было возбуждено Исполнительное производство <№>, которое окончено 24.12.2020 на основании п. 3 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Судебный пристав-исполнитель Романова Д.М. возбудила 23.07.2021 г. исполнительное производство <№>. Данные действия судебного пристава- исполнителя нарушают Постановления Конституционного суда от 10.03.2016 № 7-П в связи с жалобой М.Л. Ростовцева по делу о проверке конституционности ч.1ст. 21, ч. 2 ст.. 22, ч. 4 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве, которым вышеизложенные нормы признаны неконституционными поскольку давали право каждый раз после возбуждения исполнительного производства не продолжать срок отсчета срока исковой давности, а по новой вести отсчёт. Постановление действует непосредственно на всей территории РФ и даже, до внесения изменений в федеральный закон. Но административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Романова Д.М. до сих пор нарушает права человека, закон и Конституцию РФ и само выше указанное Постановление Конституционного суда РФ и пытается с него взыскать денежные средства в сроки, которые уже прошли для законного взыскания. В адрес административного ответчика подавались- заявления о прекращении исполнительного производства, но ответчик в очередной раз вынес Постановление об отказе в прекращении исполнительного производства от 10.01.2022 г., которое пришло ему на Госуслуги 17.01.2022 г..

В адрес суда 11.03.2022 поступила уточненная позиция административного истца, которой Гусаков Ю.В. отмечает, что срок исполнительной давности не прерывается, если повторно подают документ, производство по которому ранее завершали по заявлению взыскателя.

С 09 июня 2017 года кредитор не сможет продлить срок взыскания неоднократной подачей исполнительного листа. Если он отзовет документ, а затем его снова подаст, это не повлияет на срок исполнительной давности.

Срок подачи исполнительного листа ограничили тремя годами со дня вступления в силу судебного акта.

Возбуждение Исполнительного производства <№> от 23.07.2021 и все взыскания по данному производству являются незаконными, т.е. фактически злоупотреблением должностными полномочиями и должны судом и иными правоохранительными госорганами, по мнению истца, трактоваться преступлением по ст. 285 УК РФ(л.д.62-66).

В судебное заседание административный истец Гусаков Ю.В. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.68).

В судебном заседании 10.03.2022 пояснил, что не оспаривает постановление о возбуждении исполнительного производства, считает незаконным постановление от 10.01.2022 об отказе в прекращении исполнительного производства (л.д. 59).

Судебный пристав – исполнитель ОСП г. Новокуйбышевска Романова Д.М. ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, указала, что срок на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства от 23.07.2021 истек (л.д.85).

Судебный пристав – исполнитель ОСП г. Новокуйбышевска Овчинникова А.Ю., привлеченная судом к участию в деле в качестве соответчика (определение в протокольной форме от 17.02.2022 л.д.41), ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.69).

Овчинниковой А.Ю. предоставлялся отзыв на административные исковые требования Гусакова Ю.В. в котором она просит суд отказать в удовлетворении требований по основаниям, отраженным в отзыве (л.д.53-54).

Представитель привлеченного к участию в деле УФССП России по Самарской области в судебное заседания не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил ( определение от21.01.2022 л.д.2)

Заинтересованное лицо ООО «Нэйва» в судебное заседание не явилось, об уважительности причин неявки суд не уведомило.

Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка участников процесса не была признана судом обязательной, суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив основания заявленных требований, возражений, исследовав материалы по делу, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах:1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Соответственно, основанием для возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем является соответствующий исполнительный документ.

К числу таких исполнительных документов в силу пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» отнесены судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Положения статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» обязывают судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, предоставлять сторонам исполнительного производства (или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

Согласно статье 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному, своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15.1 части 1).

В соответствии со ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:

1) по заявлению взыскателя;

2) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;

3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;

4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа;

6) если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа;

7) если должник, который не уплатил административный штраф, является гражданином иностранного государства или лицом без гражданства и на основании судебного акта выдворен за пределы Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

3. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

4. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

5. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.

Согласно требований, предусмотренных ст. 47 ФЗ « Об исполнительном производстве», исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

5) утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ;

6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

7.1) включения сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в части исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Окончание исполнительного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона;

8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

2. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела решением Новокуйбышевского городского суда 11.01.2016 с Гусакова Ю.В. в пользу ОАО Банк «Западный» взыскана задолженность в размере 261 325,50 рублей.

Согласно определения Новокуйбышевского городского суда от 28.05.2019 произведена замена стороны взыскателя по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданному Новокуйбышевским городским судом Самарской области по гражданскому делу <№> по иску ОАО «Банк «Западный» к Гусакову Ю.В. о взыскании задолженности по кредитному договору - с ОАО «Банк Западный» на ООО «Нэйва».

23.07.2021    возбуждено исполнительное производство <№> на основании исполнительного листа <№>, выданного Новокуйбышевским городским судом, о взыскании кредитной задолженности в размере 266995,38 рублей в пользу ООО «Нэйва» (л.д.18).

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов(ст.219 КАС РФ).

         Согласно информации, представленной судебным приставом –исполнителем Романовой Д.М., постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника 11.08.2021 почтовым отправлением, 25.08.2021 электронной почтой.

         Таким образом, постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в установленные законом сроки по адресу, указанному в исполнительном документе.

       Несмотря на то, что административным истцом выражена позиция, что постановление по делу о возбуждении исполнительного производства от 23.07.2021 им не оспаривается, в уточненной правовой позиции по делу от 11.03.2022 Гусаков Ю.В. указывает, что по его мнению возбуждение исполнительного производства, в числе прочего, является незаконным.

     В соответствии с ч. 5 ст. 180, ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

     Суд приходит к выводу, что срок обжалования законности постановления о возбуждении исполнительного производства от 23.07.2021 истек 03.08. 2021, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в данной части.

     Одновременно с возбуждением исполнительного производства судебным приставом-исполнителем направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные организации.

22.11.2021    судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (л.д.22).

Входе исполнения удержаны денежные средства в размере: 4201,94 руб., 4159,97 руб., 31,01 руб., 4159,97 руб., 2,69 руб., которые перечислены на счет взыскателя.

Кроме того, по данному исполнительному документу ранее 17.02.2017 возбуждалось исполнительное производство <№>, которое окончено 28.11.2019 на основании п.4 ст.46 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (взыскатель ОАО «Банк Западный»)(л.д.73-74);

- исполнительное производство <№> возбуждалось 09.09.2020 (взыскатель ООО «Нэйва»), окончено 24.12.2020 на основании п.3 ст.46 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (л.д.78-80).

Согласно информации, предоставленной ООО «Нэйва», исполнительный лист в отношении Гусакова Ю.В. взыскателем не отзывался(л.д.70).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается, в том числе, предъявлением исполнительного документа к исполнению.

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

Постановлением от 10.01.2022 судебным приставом – исполнителем Романовой Д.М. в удовлетворения заявления Гусакова Ю.В. о прекращении исполнительного производства отказано (л.д.5).

Административный истец с данным постановлением не согласен.

С учетом исследованных судом фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что исполнительный документ о взыскании задолженности с Гусакова Ю.В. предъявлен в установленные сроки, поскольку окончание исполнительного производства в данном случае не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст.21 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Обстоятельства на которые ссылается административный истец основаны на неверном толковании норм материального права.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд приходит к выводу к выводу о недоказанности административным истцом факта нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями (бездействием), постановлениями административных ответчиков и соответствии их требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Гусакова Ю. В. к судебному приставу- исполнителю Романовой Д. М. о признании действий по возбуждению исполнительного производства, отказе в прекращении исполнительного производства незаконными, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 21.03.2022 года.

Судья :                                    Н.И. Шиганова

2а-488/2022

Категория:
Гражданские
Другие
УФССП России по Самарской области
Овчинникова Анастасия Юрьевна
Романова Дарья Михайловна
Гусаков Ю.В.
ООО "Нэйва"
Суд
Новокуйбышевский городской суд Самарской области
Судья
Шиганова Н. И.
Дело на странице суда
novokuibyshevsky.sam.sudrf.ru
17.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее