Дело № 2а-2402/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2019 года г. Омск
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,
при помощнике судьи Первых А.В.,
с участием помощника прокурора Омского района Омской области Ермаковой И.В.,
представителя административного истца Аугуста А.В.,
административного ответчика Горчакова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области об установлении административного надзора в отношении Горчакова А.А.
У С Т А Н О В И Л:
административный истец ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области обратился в Омский районный суд Омской области с заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Горчакова А.А. далее - Горчаков А.А.).
В обоснование исковых требований указывает, что ответчик в несовершеннолетнем возрасте совершил насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего. В связи с этим административный истец просит установить в отношении Горчакова А.А. административный надзор на срок 3 года, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости для лиц, совершивших преступление до достижения 18 лет. Одновременно просит установить осужденному ограничения: запрет выезда за пределы муниципального образования; обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства четыре раза в месяц для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 23.00 до 06:00 часов; запрет пребывания вблизи школьных, дошкольных учреждений, мест проведения массового детско-юношеских мероприятий.
В судебном заседании представитель административного истца Аугуст А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объёме. Просил установить в отношении ответчика предложенные в иске административные ограничения.
Административный ответчик Горчаков А.А. оставил вопрос об установлении административного надзора на усмотрение суда. Пояснил суду, что после освобождения из исправительной колонии планирует направиться для дальнейшего проживания в Павлоградский район Омской области, где проживал до осуждения с родной сестрой. Указал, что сейчас обучается в колонии в 10м классе, после освобождения планирует продолжить обучение.
Помощник прокурора Омского района Омской области Ермакова И.В. полагала, что заявленные требования об установлении в отношении ответчика административного надзора подлежат удовлетворению. В части предложенных административных ограничений согласилась с истцом, за исключением ограничения в виде запрета пребывания вблизи школьных учреждений, мест организации и проведения массовых детско-юношеских мероприятий, пояснив, что подобный запрет не будет способствовать социализации ответчика и будет лишать его права на получение образования.
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, мнение помощника прокурора, суд приходит к следующему.
Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы (часть 7 статьи 270 КАС РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Основания и условия для установления административного надзора определены статье 3 названного Федерального закона.
В силу части 2 статьи 3 указанного закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Из приведенных положений следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Установление административного надзора не является повторным наказанием за совершенное преступление, а устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов и не является мерой уголовной или административной ответственности.
Из материалов дела следует, что приговором Павлоградского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Горчаков А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, и назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет с отбытием наказания в воспитательной колонии. Также назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок 10 месяцев с возложением дополнительных обязанностей. Срок отбытия наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Президиума Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор Павлоградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ изменен, из приговора исключено указание о назначении дополнительного наказания в виде ограничения свободы, также Горчакову А.А. снижено наказание до 3 лет 6 месяцев лишения свободы. В остальной части приговор суда оставлен без изменения.
На основании постановления Октябрьского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ Горчаков А.А. направлен для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима.
Поскольку Горчаков А.А. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, имеются правовые основания для установления в отношении него административного надзора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (п. 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Таким образом, исходя из приведенных положений пункта 2 части 2 статьи 3 и пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор в отношении лиц, к которым отнесен Горчаков А.А. устанавливается на весь срок установленный законом для погашения судимости. Данная норма не предусматривает возможность установления надзора на срок менее чем до погашения судимости.
Согласно статье 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
В соответствии со статьей 15 УК РФ, в редакции, действующей на момент совершения деяния, преступление, предусмотренное пунктом «б» части 4 статьи 132 УК РФ, относится к категории особо тяжкого.
В соответствии с пунктом «в» статьи 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и равны трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
Поскольку административный ответчик совершил преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего в несовершеннолетнем возрасте, следовательно, предложенная административным истцом продолжительность срока административного надзора в отношении ответчика (3 года) определена правильно, оснований для его изменения не имеется.
Срок административного надзора исчисляется с даты постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (пункт 1 части 3 статьи 5 указанного закона).
На основании статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ при установлении административного надзора могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление ограничения в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел, а также в виде запрета поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории, являются обязательными для применения (часть 2).
Согласно представленным характеризующим материалам Горчаков А.А., пребывая в воспитательной колонии зарекомендовал себя с положительной стороны, за активное участие в воспитательных мероприятиях, хорошее поведение, добросовестное отношение к учебе имел ряд поощрений от администрации воспитательной колонии. Меру уголовного наказания с ДД.ММ.ГГГГ отбывает в ИК-8. К установленному порядку отбывания наказания относится неудовлетворительно, за период отбывания наказания допустил два нарушения, за которые был наказан в дисциплинарном порядке, которые на данный момент не погашены и не сняты в установленном законом порядке. К воспитательным мероприятиям относится неудовлетворительно. Социальные связи с близкими не утрачены. У осужденного не сформировалось уважительное отношение к человеку, обществу, труду, после прибытия в ИК-8 изменил свою линию поведения, характеризуется отрицательно, требует постоянного контроля со стороны администрации.
С учетом характера совершенного ответчиком преступления, его поведения за весь период отбывания наказания, сведений о его личности, суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении него ограничения в виде обязательной явки в соответствующий контролирующий орган (орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения) для регистрации два раза в месяц.
Оснований для увеличения количества обязательных явок для регистрации в органы внутренних дел, исходя из тяжести и обстоятельств совершенного им преступления, личности осужденного, характеристики из мест отбывания наказания, суд не усматривает.
Ограничение в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел согласуется с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.
При определении территории муниципального образования, за пределы которых устанавливается запрет на выезд без согласования с органами внутренних дела, суд учитывает адрес проживания ответчика до осуждения по приговору суда и высказанное им в судебном заседании намерение проживать в <адрес>, поскольку на территории данного муниципального образования проживает его сестра.
С учётом изложенного, суд считает необходимым определить в отношении Горчакова А.А. ограничение в виде запрета на выезд за пределы муниципального образования – <адрес> без согласия органа внутренних дел.
В пункте 22 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Необходимости в установлении в отношении Горчакова А.А. административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 23:00 до 06:00 суд не усматривает, считая его излишне предложенным, поскольку преступление, за которое ответчик осужден, совершено не в ночное время суток.
Ограничение в виде запрета пребывания в определенных местах, суд признает частично обоснованным. Учитывая категорию совершенного ответчиком преступления, предусмотренного п «б» ч.4 ст. 132 УК РФ, особую тяжесть данного преступления, возраст потерпевшего, составляющего девять лет, характеристику ответчика, суд считает необходимым установить ограничение в виде запрета посещения мест пребывания малолетних детей, а именно, дошкольных учреждений (пр. детский сад), что будет создавать препятствия для общения ответчика с малолетними.
Основания для установления запрета пребывания административного ответчика в образовательных учреждениях, местах, где проводятся массовые юношеские мероприятия, суд не находит, полагая, что ответчик в силу молодого возраста (18 лет) будет ограничен в праве на получение образования, а также создаст препятствия для его социализации.
Наличие исключительных обстоятельств, с которыми закон связывает необходимость установления в отношении ответчика иных дополнительных ограничений, административным истцом не приведено и не подтверждено.
Руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области к Горчакову А.А. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Горчакова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Горчакова А.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Горчакова А.А. административные ограничения в виде:
1) обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрета выезда за пределы территории <адрес> без разрешения органа внутренних дел;
3) запрета посещения мест пребывания малолетних, а именно, дошкольных учреждений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Е.А. Ларина
Решение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2019 года.