Решение по делу № 33-8849/2023 от 01.03.2023

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-8849/202378RS0020-01-2022-001726-58 Судья: Моногова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                     13 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Селезневой Е.Н.
судей    при секретаре Орловой Т.А.Ковалевой Е.В.Морозовой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2891/2022 по апелляционной жалобе Жердева Анатолия Ильича на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 09.11.2022 года по иску Жердева Анатолия Ильича к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» о признании права на получение единовременной выплаты, обязании издать распоряжение о единовременной выплате, произведении единовременной выплаты.

Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения представителя истца Тагизадзе Р.А., представителя третьего лица ФГБВОУ ВО Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова МО РФ Шубиной Л.В., представителя третьего лица Комитета по социальной политике Пензеник М.Ю., представителя ответчика Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Колпащиковой Е.Ю., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Жердев А.И.. обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к <адрес> Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр», в котором, с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать право на получение единовременной выплаты; обязать издать распоряжение о единовременной выплате, произвести единовременную выплату.

В обоснование заявленных требований указано, что истец работает в должности врача эндоскописта в ФГБВОУ «Военно-медицинская академия им С.М. Кирова», актом о признании работника пострадавшим в результате исполнения служебных обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией от <дата> установлено, что истец в результате исполнения должностных обязанностей получил заболевание коронавирусной инфекцией <дата>, в связи с чем у него возникло право на получение единовременной выплаты в размере 300 000 рублей. Вместе с тем, обратившись за указанной выплатой истцу было отказано в связи с пропуском срока на обращение.

Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой полагает решение суда подлежащим отмене, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представители третьих лиц, ответчика <адрес> Санкт-Петербурга полагали решение суда законным и обоснованным.

Истец, ответчик СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайства об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили, в связи с чем, учитывая также, что истец реализовал свое право на ведение дела через представителя, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции истец с 2013 года работает в должности врача эндоскописта в ФГБ ВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова».

Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного №..., Жердев А.И. в период с <дата> по <дата> перенес заболевание: новая коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19 (вирус идентифицирован), легкое течение, эпид. №....

В декабре 2020 года работодателем истца составлен акт эпидемиологического расследования случая заболевания COVID-19 у Жердева А.М., которым установлено, что заражение истца новой коронавирусной инфекцией произошло при исполнении трудовых обязанностей (внутрибольничное заражение).

<дата> ФГБ ВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» составлен акт о признании Жердева А.И. пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие оказания медицинской помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией.

<дата> Жердев А.И. в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №..., обратился в администрацию <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением о единовременной выплате.

<дата> администрация уведомила истца об отсутствии основания для выплаты ввиду того, что срок обращения с указанным заявлением истец <дата>.

Учитывая, что заявление Жердева А.И. поступило в администрацию <адрес> Санкт-Петербурга по истечении 3 месяцев с момента вступления в силу Постановления Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №..., суд пришел к выводу, что основания для издания соответствующего распоряжения у администрации <адрес> Санкт-Петербурга отсутствовали, поскольку истцом срок для обращения за указанной выплатой был пропущен.

Проверяя законность принятого по делу решения с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статьи 7, 39), которая, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72).

Так, Согласно ст. 26.3-1, Федеральный закон от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно ст.31, ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.

Законом Санкт-Петербурга от <дата> N 191-41 статья 8 дополнена пунктом 10-18, который действует до окончания действия на территории Санкт-Петербурга режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В соответствии с пунктом 10-18 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от <дата> N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере социальной поддержки населения отнесено установление временных и(или) единовременных мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также установление временных особенностей предоставления установленных законами Санкт-Петербурга мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, включая временное изменение формы и порядка предоставления указанных мер и социальной помощи, в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан на период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера".

В целях обеспечения социальных гарантий медицинским работникам организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский санитарный транспорт", пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников, Правительством Санкт-Петербурга издано постановление от <дата> N 221 "Об установлении единовременных выплат работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников".

Согласно пункту 1 указанного постановления работники, пострадавшие в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, а также члены семей указанных работников имеют право на получение в 2020 году дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат в следующих случаях и размерах: в случае заражения работника коронавирусной инфекцией - работнику предоставляется единовременная выплата в размере 300 000 руб.; в случае установления работнику инвалидности вследствие заражения коронавирусной инфекцией - работнику предоставляется единовременная выплата в размере 500 000 руб. с учетом размера ранее произведенной единовременной выплаты, указанной в абзаце втором настоящего пункта; в случае смерти работника в связи с заражением коронавирусной инфекцией - членам семьи работника предоставляется единовременная выплата в размере 1 000 000 руб. в равных долях на каждого члена семьи с учетом размера ранее произведенных единовременных выплат, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта.

За лицами, указанными в пункте 1 постановления №..., заболевшими коронавирусной инфекцией в 2020 году (дата начала заболевания до <дата>), и членами семьи таких лиц, которые не получили до <дата> единовременные выплаты, установленные постановлением №..., в 2021 году сохраняется право на обращение за получением указанных выплат по основаниям и в порядке, которые предусмотрены постановлением №... и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N 247 "О Порядке и условиях предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат медицинским работникам организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций или их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский санитарный транспорт", пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников".

Согласно материалов дела Жердев А.И. в период с <дата> по <дата> перенес заболевание: новая коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19 (вирус идентифицирован), легкое течение, эпид. №....

В декабре 2020 года работодателем истца составлен акт эпидемиологического расследования случая заболевания COVID-19 у Жердева А.М., которым установлено, что заражение истца новой коронавирусной инфекцией произошло при исполнении трудовых обязанностей (внутрибольничное заражение).

<дата> ФГБ ВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» составлен акт о признании Жердева А.И. пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие оказания медицинской помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией.

<дата> Жердев А.И. в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №..., обратился в администрацию <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением о единовременной выплате.

<дата> администрация уведомила истца об отсутствии основания для выплаты ввиду того, что срок обращения с указанным заявлением истец <дата>.

<дата> Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 558 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №... и о выделении средств" (далее - Постановление N 558 от <дата>).

Указанное постановление опубликовано <дата> на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.gov.spb.ru), в соответствии с пунктом 4 данного постановления оно вступило в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1, вступающего в силу с <дата>.

Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременных выплат предоставляется в случае, если обращение за ее назначением в соответствии с пунктом 5 Порядка последовало не позднее трех месяцев со дня вступления в силу постановления в случае заболевания до <дата> работников, указанных в пункте 1.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №... "Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2021 году" (далее - постановление N 84), новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), причинившей вред здоровью работника в связи с развитием у него заболевания (синдрома) или осложнения, вызванного коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторным методом исследования (методом полимеразной цепной реакции), и повлекшего за собой временную нетрудоспособность (далее - заболевание).

Вместе с тем, пункт 1.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №... относится к лицам, пострадавшим в 2021 году в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией, в связи с чем, исходя из буквального толкования положений пункта 3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №... "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N 84 и о выделении средств", указанные положения к истцу, заболевшему в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией в 2020 году, не применимы.

Кроме того, порядок и условия предоставления единовременных выплат установлены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №..., согласно пункту 6 которого решение о предоставлении единовременной выплаты или об отказе в ее предоставлении принимается исполнительным органом государственной власти в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов к нему.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка для получения единовременной выплаты одновременно с заявлением представляются, в числе иных, документов: документ о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, определенный в соответствии с порядком признания работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, утвержденным Комитетом по здравоохранению.

Распоряжением Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N 269-р "О порядке признания работника государственной медицинской организации пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией COVID-19" (пункты 1 - 5) установлено, что признание работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), осуществляется комиссией, специально создаваемой работодателем работника (далее - комиссия). В состав комиссии включаются непосредственный руководитель работника, специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и другие должностные лица по решению работодателя. Комиссию возглавляет один из заместителей работодателя. При признании (непризнании) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), комиссией оформляется акт по форме согласно приложению к данному Порядку.

Срок оформления акта - не позднее одного рабочего дня со дня поступления в комиссию информации о случае заболевания работника новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (выписка из медицинской карты больного по форме N 027/у, утвержденной Минздравом СССР от <дата> N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения").

Акт является документом, подтверждающим признание (непризнание) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм, акт о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией составлен ФГБ ВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» только <дата> и выдан истцу на руки <дата>, несмотря на то, что акт эпидемиологического расследования случая заболевания, согласно которому случай заболевания истца отнесен к внутрибольничному заражению от пациентки, составлен <дата>. Приказ о создании комиссии при этом датирован <дата>, в связи с чем, ранее этого времени спорный акт составлен быть не мог.

В силу изложенного обращение истца с заявлением о предоставлении единовременной выплаты <дата> обусловлено не действиями истца, а длительным бездействием ФГБ ВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» уклонившимся от составления акта в установленный срок, что в результате формального подхода при рассмотрении заявления администрацией <адрес> Санкт-Петербурга, явилось основанием к дискриминационному отношению в отношении истца, фактически ограниченного в получении мер социальной поддержки.

Изложенное не отвечает конституционному принципу равенства всех перед законом, а также установленному статьей 6-1 Социального кодекса Санкт-Петербурга принципу равенства прав граждан на получение мер социальной поддержки, принципам социальной справедливости, стабильности социальных прав граждан, доверия населения к социальной политике государства.

Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с положениями статьи 6-1 Закона Санкт-Петербурга от <дата> №... «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» предоставление мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи основано на принципах: 1) адресности; 2) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения; 3) заявительного порядка их предоставления; 4) доступности; 5) равенства прав граждан, имеющих право на их получение; 6) конфиденциальности.

При этом не указание в Законе Санкт-Петербурга от <дата> №... «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», постановлениях Правительства Санкт-Петербурга регулирующих порядок осуществления спорной выплаты, на возможность восстановления срока на обращение за единовременной выплатой не должно нарушать общих правил, закрепленных в статье 6-1 данного Закона.

В силу изложенного, учитывая, что сам факт наличия права Жердева А.И. на спорную выплату в ходе рассмотрения дела не оспаривался, а единственным основанием к отказу являлся пропуск срока на обращение, судебная коллегия полагает решение суда в части отказа в признании права истца на единовременную выплату в соответствии с постановление Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N 221, обязании администрации <адрес> Санкт-Петербурга издать распоряжение о предоставлении Жердеву А.И. данной выплаты подлежащими отмене, с удовлетворением указанных требований.

При этом судебная коллегия отмечает, что надлежащим способом защиты права в настоящем случае является признание права и обязание администрации <адрес> Санкт-Петербурга издать распоряжение о предоставлении Жердеву А.И. единовременной выплаты, в связи с чем обязание СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» произвести спорную выплату не требуется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 ноября 2022 года оставить без изменения в части отказа в иске к СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» об обязании произвести единовременную выплату.

В остальной части отменить.

Признать право Жердева Анатолия Ильича, 25 ноября 1953 года рождения, на предоставление единовременной выплаты в соответствии с Постановлением Санкт-Петербурга от 20 апреля 2020 года №221 «Об установлении единовременных выплат работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников».

Обязать администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о предоставлении Жердеву Анатолию Ильичу единовременной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2020 №221.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2023 года.

33-8849/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Жердев Анатолий Ильич
Ответчики
Городской информационно-расчетный центр
Администрация Пушкиснкого района Санкт-Петербурга
Другие
Комитет по социальной политике
ФГБВОУ ВО Военно-Медицинская академия им. С.М. Кирова МО РФ
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
01.03.2023Передача дела судье
13.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023Передано в экспедицию
13.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее