Судья Байсариева С.Е. 24RS0028-01-2020-003747-30
Дело № 33-9925/2021
А-127г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 августа 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макаровой Ю.М.
судей Потехиной О.Б., Парфеня Т.В.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Андреевой А.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буровой В.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М. материалы гражданского дела по исковому заявлению муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, к Пугачевой Марине Олеговне об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении, встречному иску Пугачевой Марины Олеговны к МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя истца муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска Сидоровой К.А.
на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 08 июня 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, к Пугачевой Марине Олеговне, удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Пугачевой Марины Олеговны к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у Пугачевой Марины Олеговны принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение – комнату <адрес>.
Обязать Муниципальное образование г. Красноярск предоставить на праве собственности Пугачевой Марине Олеговне на территории Муниципального образования г.Красноярск благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: не более - 33 кв.м., не менее – 16,3 кв.м.
Прекратить право собственности Пугачевой Марины Олеговны на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выселив из указанного помещения Пугачеву Марину Олеговну после предоставления ей на праве собственности иного жилого помещения.
Признать право собственности Муниципального образования г. Красноярск на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления Пугачевой Марине Олеговне на праве собственности иного жилого помещения.
Настоящее решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета Пугачевой Марины Олеговны из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления Пугачевой Марине Олеговне на праве собственности иного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, к Пугачевой Марине Олеговне в части определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения, отказать.
Взыскать с Пугачевой Марины Олеговны в пользу ООО «Департамент оценочной деятельности» судебные расходы по оплате стоимости экспертизы в размере 50.000 руб.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Пугачевой М.О. об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – <адрес> путем выкупа за выкупную цену в размере 805 000 рублей, прекращении права собственности на вышеуказанное жилое помещение после выплаты денежной компенсации, выселении Пугачевой М.О. из данного жилого помещения со снятием с регистрационного учета, признании права собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием г. Красноярск.
Требования мотивированы тем, что собственником комнаты <адрес> является ответчик Пугачева М.О., которая проживает в данном жилом помещении.
Заключением межведомственной комиссии от № 199 07.03.2014 года, указанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы.
На основании распоряжения администрации г. Красноярска № 68-арх от 22.06.2020 года, земельный участок, на котором расположен указанный дом и жилые помещения в нем были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд.
При осуществлении изъятия спорного жилого помещения для муниципальных нужд и последующего сноса аварийного дома, истцом была определена его выкупная цена в размере 805 000 руб., однако ответчик с условиями выкупа и размером выкупной цены не согласилась.
Пугачева М.О. обратилась в суд со встречным исковым заявлением, согласно которому просит обязать муниципальное образование г. Красноярск предоставить ей на праве собственности равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 16,3 кв. м, расположенное в границах г. Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам, взамен принадлежащего на праве собственности помещения по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 363-1/1, признанного аварийным и подлежащим сносу. Указывает, что ответчиком по встречному иску было предложено истцу заключить соглашение об изъятии жилого помещения в доме путем выкупа, с чем она не согласилась, полагая, что имеет право на предоставление ответчиком взамен аварийного жилья другого жилого помещения.
Судом постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска Сидорова К.А. просит решение суда отменить в части удовлетворения встречных требований о предоставлении жилого помещения взамен изъятого, принять по делу новое решение, удовлетворив полностью требования, заявленные муниципальным образованием г. Красноярск. В обоснование ссылается на то, что суд, неверно применил нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, поскольку в данном случае изъятие жилого помещения производится путем выплаты выкупной цены за изъятой имущество.
В поступивших возражениях прокуратура Кировского района г. Красноярска просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства (ч.1 ст.327-1 ГПК РФ), заслушав пояснения представителя истца, третьего лица Сидоровой К.А., поддержавшей апелляционную жалобу, заключение прокурора Андреевой А.Г., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу п. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
На основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Положениями п. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый номер №, общей площадью 16,3 кв.м., принадлежит с 06.02.2009 года на праве собственности Пугачевой М.О., в котором она состоит на регистрационном учете с 14.02.2009 года до настоящего времени.
Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровом номером №. Многоквартирный жилой дом №363 по ул. Семафорная г. Красноярска признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 07.03.2014 года № 199.
18 октября 2019 года департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска ответчику направлено требование о сносе указанного дома совместно с собственниками других помещений в срок до 01.02.2020 года.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 22.06.2020 № 68-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок с кадастровым номером № и комната <адрес>, включены в перечень объектов, подлежащих изъятию аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п.
30 июня 2020 года департаментом градостроительства администрации г. Красноярска направлены в адрес Пугачевой М.О. уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.
Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения от 09.09.2020 года сторонами МО город Красноярск и Пугачевой М.О. не подписано. При этом, как указано в проекте указанного соглашения, Пугачева М.О. отказалась от получения выплаты денежного возмещения в размере, определенном истцом, в связи с несогласием с предложенной выкупной ценой.
Разрешая при указанных обстоятельствах заявленные исковые требования как муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, так и встречные исковые требования Пугачевой М.О., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска муниципального образования (об изъятии принадлежащего Пугачевой М.О. жилого помещения, прекращении права собственности Пугачевой М.О. в отношении спорного объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, ее выселении и, как следствие, регистрации перехода права собственности на муниципальное образование город Красноярск) и удовлетворения иска Пугачевой М.О., поскольку жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным, подлежащим сносу и расселению в рамках региональной программы, а Пугачевой М.О. выбран способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления ей в собственность жилого помещения, равнозначного по общей площади занимаемому ранее жилому помещению.
Удовлетворяя требования Пугачевой М.О. о предоставлении жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что ею выбран способ обеспечения их жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения, что исключает возможность удовлетворения требований муниципального образования об изъятии жилого помещения с выплатой выкупной цены стоимости жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 указанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 года № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (далее - возмещение гражданам).
Дом № 363 по ул. Семафорной г. Красноярска, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п.
Во исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п, где в разделе 5 определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 ЖК РФ (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно п. 5.1 Программы, собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, при достижении соглашения с собственниками жилого помещения в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.
Пунктом 5.2 Программ предусмотрено, что финансирование мероприятий по строительству многоквартирных домов, приобретению у застройщиков жилых помещений и приобретению жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, выплате возмещения, осуществляется за счет средств Фонда, средств краевого бюджета и средств местных бюджетов.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно принял во внимание позицию собственника изымаемого имущества Пугачевой М.О. о том, что ею выбран способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения. Документов, подтверждающих ее отказ от предоставления другого жилого помещения в собственность в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в материалах дела не имеется.
Таким образом, поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчику с 2009 года на праве собственности жилое помещение, в 2014 году признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчик выбрала в качестве способа обеспечения жилищных прав - предоставление другого жилого помещения и при этом, доказательства тому, что ей предлагалось равнозначное жилое помещение, от которого она отказалась, в деле не имеется, при совокупности таких обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска об изъятии жилого помещения с уплатой выкупной цены не имеется, так как при отсутствии у Пугачевой М.О. желания получать сумму, соответствующую стоимости аварийного жилья, администрация города обязана обеспечить её другим пригодным для проживания жилым помещением.
Принимая во внимание вышеизложенное, довод апелляционной жалобы представителя МО г. Красноярск о том, что у ответчика имеется только право на получение выкупной стоимости основаны на ошибочном толковании материального закона и не опровергает правильность вышеприведенных выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного, при разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ являются безусловными основаниями к отмене решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 08 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска Сидоровой К.А. – без удовлетворения
Председательствующий
Судьи