ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2015 г. по делу № 33- 3558/2015
Судья Гаджимурадов М.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.
при секретаре Магарамовой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаковой Л.М. к Управлению отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Каякентском районе о признании незаконным решения Управления отделения пенсионного фонда РФ по РД в Каякентском районе об отказе в приеме документов на получение государственного сертификата на материнский капитал, признании права на получение государственного сертификата, возложения обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме <.> рублей по апелляционной жалобе ответчика на решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 29 мая 2015 года, которым постановлено:
«Признать незаконным решение Управления отделения пенсионного фонда Российской Федерации по РД в Каякентском районе об отказе в предоставлении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Исаковой Л. М..
Признать право за Исаковой Л. М. на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Обязать Управление отделения пенсионного фонда Российской Федерации по РД в Каякентском районе выдать Исаковой Л. М. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Взыскать с Управления отделения пенсионного фонда Российской Федерации по РД в Каякентском районе Исаковой Л. М.
расходы за услуги представителя в размере двадцать пять тысяч рублей».
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., представителей ОПФР по Республике Дагестан доверенностям Алиевой П.А. и Алиханова Г.Г., просивших решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать, возражения Исаковой Л.М. и ее представителя-адвоката Ибрагимова Г.М., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исакова Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан в Каякентском районе о признании незаконным решения Управления отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Каякентском районе об отказе в приеме документов на получение государственного сертификата на материнский капитал, признании права на получение государственного сертификата, возложения обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме <.> рублей.
Исковые требования мотивировала тем, что 12 декабря 2014года она обратилась к ответчику с письменным заявлением о выдаче ей Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением двух девочек 20 июля 2008года, одна из которых умерла на первой неделе жизни -23 июля 2008 года.
Исакова Л.М. детей родила в родильном отделении ЦГБ г.Даг.Огни, когда она находилась в гостях у своих родителей, что подтверждается медицинскими свидетельствами о рождении от <дата> за №<.>.
27 декабря 2014года она получила письменный ответ из Управления отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по РД в Каякентском районе, из которого следует, что решить вопрос положительно невозможно без предоставления свидетельства о рождении второго ребенка.
С этим решением она не согласна по следующим обстоятельствам: 26 сентября 2008 года на оставшуюся в живых дочь Н. администрацией МО «село Первомайское» Каякентского района ей выдано свидетельство о рождении <.> №№, а на вторую дочь выдана справка о рождении по форме №26, где имелась и другая запись, ребёнок умер 23 июля 2008года. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2006г. №25 лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права путем подачи заявления. Она так и поступила, обратившись с заявлением 12 декабря 2014года, приложив к заявлению копию ее паспорта, копию свидетельства о рождении одной дочери и справку по форме №26 на вторую дочь, умершей на первой неделе жизни.
Основными требованиями к родителям является то, что в соответствии с Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года, заявление о выдаче сертификата подаётся с предъявлением документа, подтверждающего рождение либо усыновление, соответственно, справка о рождении ребенка по форме №26 и является таким документом.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, ей незаконно отказано в
выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный)
капитал в связи с рождением двух девочек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить по следующим основаниям.
Исакова Л.М. 12 декабря 2014 года обратилась в ГУ ОПФР по РД в Каякентском районе с письменным заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением двух девочек 20 июля 2008 года, одна из которых умерла на первой неделе жизни, т.е 23 июля 2008 года, представив при этом свидетельство о рождении одного ребенка, а на второго справку формы №26., что противоречит нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ и пункта 14 заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являющегося приложением к Правилам, свидетельство о рождении является основным документом, подтверждающим рождение ребенка (детей) установленной формы.
В связи с этим Территориальным органом ПФР в Каякентском районе рассмотрено и сообщено ответом на письменное заявление о невозможности вынести положительного решения о выдаче государственного сертификата без предъявления свидетельства о рождении второго ребенка.
Согласно статьи 20 второй главы Федерального закона от 15 ноября 1997 г № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» п. 1-государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей ( одного из родителей )выдается-документ (форма № 26 ), подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка.
В случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.
Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность.
В законодательство внесены изменения, связанные с использованием средств материнского капитала. 16 июля 2010 года Государственной Думой был принят Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон от 15 ноября 1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», согласно которым в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, вместо справки о рождении по форме № 26 будет выдаваться свидетельство о рождении. Следовательно, абзац 3 пункта 2 статьи 20 Федерального закона « Об актах гражданского состояния» признается утратившим силу. Данные изменения в законодательстве действуют и на матерей, у которых такая ситуация возникла после 15 ноября 1997 года.
В силу вышеизложенного Исаковой Л.М. необходимо было обратиться в суд об обязании ЗАГС выдать свидетельство о рождении и свидетельство о смерти, а не в Территориальные органы ПФР без наличия полноты перечня необходимых документов.
Так же при исследовании документов, представленных Исаковой Л.М. и неоднократных запросов в органы здравоохранения, ЦГБ Дагестанские огни представили ответы о невозможности представить историю болезни Исаковой Л.М и книги регистрации смерти новорожденных, ссылаясь на то, что у них производились длительные ремонты.
В материалах гражданского дела имеется только копия одного журнала новорожденных, представленная ЦГБ Дагестанские Огни, которая начата 01 августа 2008 года окончен 01 декабря 2008 года, в котором не указано сколько детей родила Исакова Л.М.
По данному делу не исследованы доказательства в полном объеме, которые в совокупности с другими доказательствами имеют исключительно важное значение для правильного установления фактических обстоятельств дела и могли бы существенно повлиять на выводы суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно части 1 статьи 3 названного Федерального закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01 января 2007 года.
В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" правила подачи заявления о выдаче сертификата устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. N 873, заявление о выдаче сертификата подается, в том числе, с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном порядке), подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Положения норм статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", пунктов 5, 6 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата предусматривают, что при обращении за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал должны быть представлены реквизиты свидетельств о рождении детей.
В заявлении, среди прочих данных, указываются сведения о детях (фамилия, имя, отчество, пол, реквизиты свидетельства о рождении, дата и место рождения, гражданство); сведения о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, очередность рождения (усыновления), в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
В силу пункта 1 части 6 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" является основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата.
На основании части 7 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата, решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
Из содержания решения пенсионного органа следует, что, отказывая Исаковой Л.М. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ответчик исходил из того, что в качестве документа, подтверждающего рождение первого ребенка, заявителем была предоставлена справка (форма N 26), в то время как в качестве документа, подтверждающего рождение ребенка (детей), для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки выступает свидетельство о рождении (л.д.9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка.
Ссылка суда первой инстанции на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2009 года о том, что отсутствие свидетельства о рождении ребенка не является основанием к отказу и влияющим на право на государственный материнский сертификат, судебная коллегия считает необоснованным с учетом следующего.
Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в редакции, действовавшей до 02 августа 2010 года) не предусматривал возможность получения родителями ребенка, умершего на первой неделе жизни, свидетельства о рождении.
Пункт 2 статьи 20 устанавливал, что, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, и на основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. При этом по просьбе родителей (одного из родителей) выдавался документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни (справка о рождении по форме N 26).
При таких обстоятельствах, поскольку первый ребенок родился живым и умер на первой неделе жизни, а законодателем не предусматривалась возможность выдачи свидетельства о рождении, Верховным Судом Российской Федерации было признано достаточным доказывание факта рождения ребенка живым.
Между тем, в последующем, в связи с возникающими спорами по вопросам выдачи материнского (семейного) капитала, Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала", введенным в действие с момента опубликования (02 августа 2010 года), в данную статью внесено изменение, устраняющее запрет выдавать в таком случае свидетельство о рождении ребенка, а также предусмотрено, что родители (один из родителей), чьи дети умерли на первой неделе жизни, начиная со дня вступления в силу Федерального закона "Об актах гражданского состояния", имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" (пункт 1 статьи 3, пункт 3 статьи 4).
При этом данные изменения действуют и в отношении матерей, у которых живорожденные дети умерли на первой неделе жизни в период после 15 ноября 1997 года.
Таким образом, внесенные изменения направлены на предотвращение споров по вопросу материнского (семейного) сертификата матерей с органами Пенсионного фонда в случае смерти живорожденного ребенка на первой неделе жизни.
Как следует из материалов дела, на имя Исаковой Л.М. выданы медицинские свидетельства о рождении (незаверенные ксерокопии приобщены к материалам дела) серии <.> с номерами № и № о рождении 20 июля 2008 года в 11-32 ч. двух девочек.
26 сентября 2008 года на ребенка Н. органом загса выдана справка о рождении формы №24 (л.д.12) и свидетельство о рождении, а на другого ребенка – справка формы №26, при этом в актовой записи о рождении в АМО «село Первомайское» в графе 8 на этого ребенка подчеркнуто «мертворожденный».
То обстоятельство, что в справке о рождении № формы №26 от <дата>г. дата рождения ребенка 20 июля 2008года и дата смерти 23 июля 2008года не может служить основанием для возложения на ответчика обязанности выдать материнский(семейный) капитал.
Это может служить основанием для обращения в органы загса для получения свидетельства о рождении при отсутствии других препятствий к его выдаче.
Судебная коллегия, исследовав обстоятельства дела и доводы сторон, в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу о том, что требования закона при принятии решения об отказе в выдаче истцу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал соблюдены.
При этом, суд исходит из того, что факт рождения первого ребенка живым, для реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, после внесения изменений в Федеральный закон от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом внесенных в законодательство изменений, может подтверждаться только свидетельством о рождении, поскольку право на получение мер государственной поддержки возникает при наличии в семье двух детей, один из которых родился после 01 января 2007 года.
Данный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), а также ряда других нормативных актов, согласно которым законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).
Кроме того, как установлено статьей 4 Федерального закона, в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Регистр содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе, сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
С учетом изложенного, требование о предоставлении реквизитов свидетельства о рождении может быть выполнено только в случае получения такого свидетельства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328- 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 29 мая 2015 года отменить, в удовлетворении иска Исаковой Л.М. к Управлению отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Каякентском районе о признании незаконным решения Управления отделения пенсионного фонда РФ по РД в Каякентском районе об отказе в приеме документов на получение государственного сертификата на материнский капитал, признании права на получение государственного сертификата, возложения обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 25 тысяч рублей отказать.
Председательствующий:
Судьи: