Решение по делу № 2-807/2021 от 14.12.2020

Дело № 2-807/2021

УИД 32RS0003-01-2020-006812-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 23 июля 2021 года

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Артюховой О.С.,

при помощнике судьи Сафронове А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Брянского района к Свенской сельской администрации Брянского района Брянской области о снятии земельных участков с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Брянского района обратилась в суд с настоящим иском, указав, что в 2020 году постановлениями администрации Брянского района от 13.03.2020 года и были утверждены схемы размещения двух земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: площадью 5961 кв.м. по адресу: <адрес> и площадью 8151 кв.м. по адресу: <адрес>, Свенское сельское поселение. В дальнейшем указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением, соответственно, кадастровых номеров и .

Постановлением администрации Брянского района от 01.10.2020 года №702 была утверждена схема размещения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 43 453 кв.м., местоположение: <адрес>, кадастровый квартал , с разрешенным использованием – для размещения автомобильных дорог.

15.10.2020 года Управлением Росреестра по Брянской области было вынесено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, поскольку было установлено, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами и . В удовлетворении заявлений администрация Брянского района о снятии названных земельных участков с государственного кадастрового учета, после приостановления государственного кадастрового учета, отказано (уведомления от 23.10.2020 года, от 25.01.2021 года), поскольку земельные участки с кадастровыми номерами и не являются преобразуемыми и имеют статус «учтенный».

В обоснование иска администрация Брянского района указала, что земельные участки с кадастровыми номерами и образованы из земель, государственная собственность на которые не разграничена, государственная регистрация права собственности (иного владения) в отношении данных объектов не производилась, соответственно, администрация Брянского района вправе распоряжаться указанными земельными участками в силу закона. Постановка вновь образованного земельного участка площадью 43 453 кв.м. на кадастровый учет невозможна без снятия земельных участков с кадастровыми номерами и с кадастрового учета и отвечает общественным интересам, поскольку через него проходит участок автомобильной дороги протяжённостью 1 022 м.

Ссылаясь на то, что снять земельные участки с кадастровыми номерами и с кадастрового учета в административном порядке не представляется возможным, поскольку со дня их государственного кадастрового учета прошло менее пяти лет, администрация Брянского района с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ просила суд снять земельные участки с кадастровыми номерами и с государственного кадастрового учета.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От сторон, третьих лиц - Управления Росреестра по Брянской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области, имеются ходатайства о рассмотрении дела без их участия. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции на день возникновения спорных правоотношений) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N18-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав переданы территориальным органам Росреестра по субъектам Российской Федерации.

Согласно ч. 14 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком.

Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, земельных участков, указанных в части 18 настоящей статьи (ч.15 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что постановлениями администрации Брянского района от 13.03.2020 года и были утверждены схемы размещения двух земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории Свенского сельского поселения в кадастровом квартале , а именно: площадью 5961 кв.м. по адресу: <адрес> и площадью 8151 кв.м. по адресу: <адрес>

Как усматривается из истребованных судом копий реестровых дел, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена площадью 5961 кв.м. по адресу: <адрес> поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера земельный участок, государственная собственность на который не разграничена площадью 8151 кв.м. по адресу: <адрес> поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Постановка земельных участков на государственный кадастровый учет произведена на основании заявлений представителей администрации Брянского района, названных выше постановлений об утверждении схем размещения земельных участков, межевых планов. Из материалов реестровых дел усматривается, что заявления о государственном кадастровом учете были поданы представителями истца без заявления о государственной регистрации права собственности, что согласуется с данными выписок из ЕГРН.

Кроме того, в дальнейшем, постановлением администрации Брянского района от 01.10.2020 года №702 была утверждена схема размещения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 43 453 кв.м., местоположение: <адрес>, кадастровый квартал , с разрешенным использованием – для размещения автомобильных дорог.

Данное постановление, вместе с иными необходимыми документами, было представлено в Управление Росреестра по Брянской области. 15.10.2020 года Управлением Росреестра по Брянской области вынесено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, поскольку было установлено, в том числе, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами и .

В дальнейшем администрация Брянского района обратилась в Управление Росреестра по Брянской области с заявлениями о снятии названных земельных участков с государственного кадастрового учета. Уведомлениями Управления Росреестра по Брянской области от 23.10.2020 года государственный кадастровый учет снятия земельных участков с кадастровыми номерами и с государственного кадастрового учета был приостановлен, в том числе, в связи с тем, что названные земельные участки не являются преобразуемыми, имеют статус «учтенный» и не подлежат снятию с такого учета в административном порядке в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; срок снятия земельного участка с государственного кадастрового учета в случае, предусмотренном ч.15 ст. 41 названного Закона - пять лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка. Уведомлениями Управления Росреестра по Брянской области от 25.01.2021 года в государственном кадастровом учете было отказано по мотиву не устранения причин, повлекших принятие решения о приостановлении.

Разрешая дело, суд учитывает, что согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 указанного обзора).

Случаи, при которых Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, установлены частями 3, 14, 15 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2, частями 3, 3.1, 3.2 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.

В иных случаях, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения права возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда (осуществляется одновременно в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Письмо Росреестра от 23.12.2019 N 14-12520-ГЕ/19 «Об исполнении судебных актов, которыми признаны недействительными результаты кадастровых работ по определению местоположения границ земельных участков», Письмо Минэкономразвития России от 02.10.2019 N ОГ-Д23-8989).

Таким образом, в сложившейся ситуации снять земельные участки с кадастровыми номерами и с кадастрового учета в административном (внесудебном) порядке не представляется возможным.

Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 данного Кодекса, либо иными способами, установленными законом.

При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

В спорном случае основанием для обращения администрации Брянского района с иском в суд послужило то, что фактически земельные участки с кадастровыми номерами и находятся в границах вновь образованного земельного участка площадью 43 453 кв.м, местоположение: <адрес>, кадастровый квартал , с разрешенным использованием – для размещения автомобильных дорог. При этом постановка вновь образованного земельного участка площадью 43 453 кв.м. на кадастровый учет отвечает общественным интересам, интересам граждан, поскольку через него проходит участок автомобильной дороги от АЗС «Роснефть» до кругового движения в г. Брянске протяжённостью 1 022 м (на участке <адрес>) - правообладатель МО Брянский район Брянской области.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в абзац 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

Таким образом, администрация Брянского района вправе распоряжаться земельными участками с кадастровыми номерами и в силу закона.

Вместе с тем системный анализ положений Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» позволяет сделать вывод об отсутствии правового регулирования снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.

В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «учтенный», не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе, о правах на недвижимость либо об оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета. В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения дела в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием для участников гражданского оборота в осуществлении права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Поскольку в отношении спорных земельных участков отсутствует спор о праве, нахождение этих объектов в государственном кадастре нарушает права и законные интересы истца, общественные интересы, суд, учитывая приведенные требования закона и установленные по делу обстоятельства, находит исковые требования администрации Брянского района подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск администрации Брянского района к Свенской сельской администрации о снятии земельных участков с кадастрового учета удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета земельные участки: с кадастровым номером , площадью 5 961 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью 8 151 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.С. Артюхова

2-807/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Брянского района
Ответчики
Управление Россреестра по Брянской области
ФГБУ"ФКП Россреестра по Брянской области"
Другие
Кадастровый инженер Брилев Виктор Николаевич
Суд
Брянский районный суд Брянской области
Судья
Артюхова О.С.
Дело на сайте суда
briansky.brj.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2021Подготовка дела (собеседование)
25.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2021Судебное заседание
23.07.2021Судебное заседание
23.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее