Решение по делу № 2-770/2020 от 23.04.2020

Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2020 года

Дело № 2-770/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2020 года                      ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Курчак А.Н.

при секретаре Ткач Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Воркутинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «1469 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к проведению реконструкции объекта недвижимого имущества,

установил:

военный прокурор Воркутинского гарнизона обратился в суд с иском, неоднократно уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «1469 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к проведению реконструкции объекта недвижимого имущества.

В обоснование иска указал, что военной прокуратурой Воркутинского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что здание лазарета, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Печора, военный городок № 63, войсковая часть 96876, находится в ненадлежащем техническом состоянии.

В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 25.08.2016 № 1700 за ФГКУ «1469 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ на праве оперативного правления закреплено здание поликлиники по адресу: Республика Коми, г. Печора, военный городок № 63, войсковая часть 96876.

Согласно акту осмотра технического состояния здания поликлиники от 04.02.2020 установлено, что гидроизоляционный кровельный ковер находится в неудовлетворительном состоянии и исчерпал свой эксплуатационный резерв, ввиду чего плиты перекрытия находятся во влагонасыщенном состоянии, фактическое состояние кровли способствует тому, что отделочные слои 90% всех помещений поликлиники повреждены. Помимо этого, система вентиляции находится в нерабочем состоянии. Системы отопления, водоотведения и водоснабжения исчерпали свой эксплуатационный резерв, система освещения не отвечает нормам СНиП. Также выявлено значительное разрушение отделочного слоя здания.

По результатам осмотра представителями эксплуатирующей организации – ЖКС № 11 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России сделан вывод, что для обеспечения возможности восстановления эксплуатационных характеристик конструктивных элементов здания лазарета и его систем, необходимо провести капитальный ремонт (реконструкцию) всего здания, предварительно провести инструментальное обследование специализированной организацией основных конструктивных элементов, характеризующихся наличием признаков снижения несущей способности.

Проверкой также установлено, что необходимость проведения капитального ремонта здания образовалась еще в 2014 году, когда командующим войсками Западного военного округа утверждено и согласовано с начальником ГВМУ Министерства обороны РФ медико-техническое задание на реконструкцию функциональных подразделений поликлиники.

Помимо изложенного, в декабре 2016 года составлено медико-техническое задание на капительный ремонт здания поликлиники г. Печора ФГКУ «1469 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ, которое направлено в Департамент строительства Министерства обороны России.

В дальнейшем руководством поликлиники подготовлены и направлены обращения в ФГКУ «1469 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ (исх. № 520 от 22.07.2016, № 324 от 12.05.2017, № 158 от 02.03.2018, № 517 от 25.10.2018, № 643 от 24.12.2018, № 281/х от 04.02.2019, № 354 от 25.07.2019), в 288 отдел технической подготовки (обустройства войск) Минобороны России (исх. № 505 от 13.07.2016), а также в 90 отделение территориальное эксплуатации и контроля за оказанием услуг (исх. № 487 от 27.03.2017) с целью разъяснения дальнейших действий и оказания содействия в организации выполнения работ по капитальному ремонту.

Несмотря на это, работы по капитальному ремонту здания до настоящего времени не проведены.

Вместе с тем в результате расхождения плит покрытия и разрыва материала (гидроизола) покрытия крыши и имеющегося частичного разрушения кирпичной кладки стен здания под кровлей. Происходит затопление поликлиники талыми водами и разрушение материала внутренних стен и оконных рам, поражение поверхности стен помещений плесневыми грибами, что влечет за собой угрозу жизни и здоровья прикрепленного контингента к поликлинике на обслуживание, а также гражданского персонала поликлиники.

Вышеизложенное указывает на ненадлежащее исполнение собственником недвижимого имущества – Министерством обороны РФ в лице ФГКУ «1469 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ своих обязанностей по его содержанию. Неисполнение ответчиками бремени по содержанию своей собственности в технически исправном состоянии создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, предпосылки к разрушению строительных конструкций здания и другим негативным последствиям.

Учитывая изложенное, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса РФ, уточнив свои исковые требования, прокурор просил обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации организовать проведение реконструкции здания лазарета, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Печора, военный городок № 63, войсковая часть 96876, и восстановить его техническое состояние.

В судебном заседании представитель военного прокурора Воркутинского гарнизона Мишин Ю.С. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик Министерство обороны РФ, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, мнение по иску не представило.

Представитель ответчика ФГКУ «1469 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ Капанина К.Н. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на иск и дополнениях к нему. Полагала, что ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, несмотря на то, что функции и полномочия учредителя казенного учреждения исполняет Министерство обороны РФ. Основной целью деятельности ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ является осуществление медицинского обеспечения Вооруженных сил РФ, оказание медицинской помощи, осуществление организационно-методической, учебной деятельности военно-медицинских организаций. В соответствии с п. 14 Устава ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ не несет ответственности по обязательствам учредителя. Поликлиника ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ в г. Печора является структурным подразделением учреждения. В настоящее время помещение, в котором расположена поликлиника находится в неудовлетворительном состоянии, которое не позволяет осуществлять в нем медицинскую деятельность. Дальнейшая эксплуатация объекта возможна лишь в случае проведения капитального ремонта здания или его реконструкции, о чем учреждением направлялись предложения с целью включения данного объекта в план мероприятий по строительству и капитальному ремонту объектов военно-медицинских учреждений на 2021-2025 годы. Просила в удовлетворении требований военного прокурора отказать.

Представитель третьего лица ФГБУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушанья дела, в судебное заседание не прибыл. В письменных возражениях на иск указал, что здание лазарета в г. Печора на учете в учреждении не состоит, правообладателем данного объекта ФГБУ «СЗТУИО» Министерства обороны РФ не является, а значит не несет ответственности за его содержание. Функции по планированию и осуществлению государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований, необходимых для организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного планирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов военной инфраструктуры относятся к ведению Департамента строительства Министерства обороны РФ. Просили в иске к ФГБУ «СЗТУИО» Министерства обороны РФ отказать, рассмотреть дело в свое отсутствие.

Третье лицо - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, в судебное заседание представителя не направило, представило письменное мнение по иску, в котором указало, что основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Министерства обороны РФ. При этом проведение капитального ремонта зданий Министерства обороны РФ в функции ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ не входит, поскольку учреждение осуществляет только техническое обслуживание и ремонт собственными силами. Здание лазарета, расположенного в г. Печора, в эксплуатацию филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по ОСК Северного флота не передавалось.

Третье лицо Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ в судебное заседание представителя не направил, представил в суд письменные пояснения, согласно которым функции по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного планирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов военной инфраструктуры относятся к ведению Департамента строительства Министерства обороны РФ. При этом департаменты Министерства обороны РФ являются его структурными подразделениями, не являются самостоятельными юридическими лицами, поэтому не обладают гражданской правовой правоспособностью и дееспособностью.

Третье лицо - поликлиника ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело в свое отсутствие, требования военного прокурора Воркутинского гарнизона удовлетворить.

Третье лицо Департамент строительства Министерства обороны РФ в судебное заседание представителя не направило, мнения по иску не представило.

Заслушав лиц участвующих в деле, пояснение специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.

Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в котором закреплены его полномочия.

Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения).

В соответствии с пунктом 71 раздела II названного Положения Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено судом и следует из материалов дела, здание лазарета по адресу: Республика Коми, г. Печора, военный городок № 63, войсковая часть 96876, на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 11 АА № 720490 от 27.08.2010.

На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 25.08.2016 № 1700 указанное здание лазарета закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Материалами дела подтверждается, что военной прокуратурой Воркутинского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что здание лазарета, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Печора, военный городок № 63, войсковая часть 96876, находится в ненадлежащем техническом состоянии.

Так, согласно акту осмотра технического состояния здания поликлиники от 04.02.2020, гидроизоляционный кровельный ковер находится в неудовлетворительном состоянии и практически полностью исчерпал свой эксплуатационный ресурс. Нарушена его целостность, потеряна функциональная способность, в результате чего стали возможны многочисленные протечки (2-й этаж подвержен постоянному воздействию влаги через плиты покрытия и далее на 1-й этаж по плитам перекрытия).

Фактическое состояние кровельного ковра способствует разрушению цементной стяжки и утеплителя кровли. Металлические свесы местами отсутствуют, частично имеют пробоины и деформированы. Из-за снижения теплозащитных свойств кровли, и насыщения утеплителя влагой происходит падение температуры на внутренней поверхности плиты (потолка помещения верхнего этажа). Нарушение температурно-влажностного режима ведет к образованию конденсата и наледи, что приводит к разрушению основных несущих конструкций здания. Вентиляционные шахты на кровле демонтированы в связи с разрушением кирпичной кладки, вентиляционные каналы забиты кирпичной крошкой и разрушенным цементным раствором. Вместо проектных вентиляционных шахт на кровле установлены деревянные конструкции.

Вход на кровлю осуществляется через надстройку над лестничной клеткой, кирпичная кладка которой имеет разрушение поверхностных слоев, выпадение отдельных кирпичей, разрушен штукатурный слой. Лестницы находятся в удовлетворительном состоянии, однако требуют обследования специализированной организацией.

Плиты перекрытия находятся во влагонасыщенном состоянии, фактическое состояние кровли способствует тому, что отделочные слои 90% всех помещений поликлиники повреждены. В верхней части здания по периметру имеются участки со значительным разрушением кирпичной кладки.

Наружные стены здания также находятся во влагонасыщенном состоянии в углах сопряжения с плитами покрытия и по всей поверхности фасада, в особенности значительное намокание кирпичной кладки происходит около оконных блоков и верхней части здания, что приводит к разрушению и снижению несущих способностей кирпичной кладки.

Оконные блоки имеют значительные трещины в местах сопряжения со стенами, что способствует проникновению внутрь помещений влаги, они подвергаются гниению и перекосу, грибковому поражению поверхностей, требуется полная замена оконных блоков.

Дверные блоки также находятся в неудовлетворительном состоянии, исчерпали эксплуатационный ресурс.

Состояние элементов покрытия пола (линолеума) имеет разрывы, вздутия, пузыри.

Отделочные слои 90% всех помещений здания повреждены, покрыты ржавчиной и грибком.

Помимо этого, система вентиляции находится в нерабочем состоянии, воздухообмен во всех помещениях здания нарушен, в связи с чем необходимо выполнить комплекс работ с разработкой проектной документации по замене систем вентиляции.

Системы отопления, водоотведения, водоснабжения, электроснабжения исчерпали свой эксплуатационный резерв, система освещения не отвечает нормам СНиП.

Учитывая изложенное, здание требует капитального ремонта, что отражено в акте осмотра технического состояния здания поликлиники от 04.02.2020.

Аналогичные выводы сделаны комиссиями по результатам обследования здания лазарета 07.04.2020 и 07.09.2020, что отражено в соответствующих актах.

Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (по ОСК СФ) в октября 2020 года также проведено обследование данного объекта, по результатам которого для оказания медицинской помощи личному составу на данном объекте рекомендовано разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию объекта, в рамках которой произвести восстановление кирпичной кладки несущих стен, заменить поврежденные перемычки оконных блоков, произвести замену кровельного пирога, заполнить раствором швы кирпичной кладки несущих стен, восстановить отмостку здания, цоколь здания и произвести его гидроизоляцию, произвести заделку швов между плитами покрытия и перекрытия, а при обнаружении прогибов плит перекрытия произвести усиление конструкций. Без проведения реконструкции здания его эксплуатация недопустима.

Как следует из заключения специалиста Кузнецовой А.А., представленного в материалы дела, в нарушение СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СНиП II-26-76, СП 17.13330.2017 в здании имеется протечка кровли износ рулонного покрытия, трещины в примыканиях, нарушение целостности цементно-песчаной стяжки и деформация металлического карниза, а также разрушение кирпичной кладки оголовков вентиляционных каналов.

Сырость, протечки в местах сопряжения плит перекрытия, разрушение кирпичной кладки по всему периметру здания являются нарушением СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции», СНиП II-22-81, ГОСТ 26434-2015 «Плиты перекрытий железобетонные».

Загнивание оконных коробок и повреждение дверных коробок в здании противоречат требованиям ГОСТ 56926-2016 «Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения».

Разрушение бетонного покрытия отмостки является нарушением СП 82.13330.2016 «Благоустройство территории», а разрушение штукатурного слоя на цокольном этаже – СниП 2.02.01-83 «Основание зданий и сооружений».

В нарушение СП 71.13330.2011 «Изоляционные и отделочные покрытия», СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» вся внутренняя отделка помещений здания поражена грибковым образованием, имеются трещины, отслоение штукатурного слоя.

Износ центральной разводки, стояков отопления и канализационной сети не соответствует требованиям СП 30.13330.2016 «Внутренний водопровод и канализация зданий» ГОСТ 142 54-2015, СНиП 2.04.01-85, СП 60.13330.2012, Сан ПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эжпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования…», износ электроснабжения – требованиям СП 5.13130.2009 «Система противопожарной защиты».

По мнению эксперта, здание лазарета № 46 поликлиники (со стационаром) ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ (Республика Коми, г. Печора, военный городок № 63) находится в неудовлетворительном состоянии, износ здания составляет не менее 60%.

Из материалов дела следует, что здание лазарета инв. № 00.05.00040, лит. 3, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Печора, военный городок № 63, войсковая часть 96876, построено и введено в эксплуатацию в 1982 году, количество этажей 2, материал стен-кирпич, материал перекрытий-железобетонные плиты, общей площадью 1488,3 м2. С момента постройки капитальный ремонт здания не производился.

Суд учитывает, что для проведения капитального ремонта (реконструкции) командованием ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ предпринимались необходимые меры.

Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что необходимость проведения капитального ремонта здания образовалась еще в 2014 году, когда командующим войсками Западного военного округа было утверждено и согласовано с начальником ГВМУ Министерства обороны РФ медико-техническое задание на реконструкцию функциональных подразделений поликлиники.

Судом также установлено, что в декабре 2016 года ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ также составлено и утверждено медико-техническое задание на капитальный ремонт здания лазарета, которое направлено в Департамент строительства Минобороны России (исх. № МТО-675 от 13.12.2016), однако в рамках реализации плана деятельности Главного военно-медицинского управления Минобороны России до 2020 года включительно лимиты бюджетных обязательств на выполнение капитального ремонта поликлиники, в пределах выделенных Министерством обороны России, не доведены.

06.04.2020 в поликлинике произошло обрушение участка кирпичной кладки фасадной части здания, после чего произведено его комиссионное обследование, организовано временное размещение подразделений и имущества поликлиники в дислоцированных на территории войсковой части 96876 зданиях.

По результатам комиссионного обследования определена необходимость проведения специализированной организацией инструментального обследования основных конструктивных элементов здания для определения признаков снижения несущей способности и целесообразности проведения капитального ремонта согласно утвержденного ранее медико-технического задания, поскольку произошедшее разрушение кирпичной кладки могло послужить причиной изменения ранее заявленной потребности в капитальном ремонте на реконструкцию здания в целом.

Руководством поликлиники ранее были подготовлены и направлены обращения в ФГКУ «1469 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ (исх. № 520 от 22.07.2016, № 324 от 12.05.2017, № 158 от 02.03.2018, № 517 от 25.10.2018, № 643 от 24.12.2018, № 281/х от 04.02.2019, № 354 от 25.07.2019), в 288 отдел технической подготовки (обустройства войск) Минобороны России (исх. № 505 от 13.07.2016), а также в 90 отделение территориальное эксплуатации и контроля за оказанием услуг (исх. № 487 от 27.03.2017) с целью разъяснения дальнейших действий и оказания содействия в организации выполнения работ по капитальному ремонту.

Несмотря на это, работы по капитальному ремонту (реконструкции) здания до настоящего времени не проведены.

Статьей 16 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что выполнение требований механической безопасности в проектной документации здания или сооружения должно быть обосновано расчетами и иными способами, указанными в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, подтверждающими, что в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения его строительные конструкции и основание не достигнут предельного состояния по прочности и устойчивости при учитываемых в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи вариантах одновременного действия нагрузок и воздействий.

На основании статьи 19 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ для обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований в проектной документации зданий и сооружений с помещениями с постоянным пребыванием людей, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, должно быть предусмотрено устройство систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ в проектной документации зданий и сооружений должно быть предусмотрено оборудование зданий и сооружений системой вентиляции. В проектной документации зданий и сооружений может быть предусмотрено оборудование помещений системой кондиционирования воздуха. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать подачу в помещения воздуха с содержанием вредных веществ, не превышающим предельно допустимых концентраций для таких помещений или для рабочей зоны производственных помещений.

Кроме того, статьей 25 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ предусмотрено, что в проектной документации здания и сооружения должны быть предусмотрены конструктивные решения, обеспечивающие: 1) водоотвод с наружных поверхностей ограждающих строительных конструкций, включая кровлю, и от подземных строительных конструкций здания и сооружения; 2) водонепроницаемость кровли, наружных стен, перекрытий, а также стен подземных этажей и полов по грунту; 3) недопущение образования конденсата на внутренней поверхности ограждающих строительных конструкций, за исключением светопрозрачных частей окон и витражей.

В силу требований статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (часть 1).

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).

В пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Принимая во внимание изложенные выше правовые нормы, установленные по делу обстоятельства, перечень работ, необходимых для восстановления технического состояния здания лазарета, выявленный в ходе комиссионных обследований, суд полагает, что указанное свидетельствует о необходимости выполнения реконструкции обозначенного объекта, что отражено и в самих актах обследования.

Кроме того, опрошенный в судебном заседании специалист Кутепов С.В. – начальник отдела эксплуатационного содержания Северного флота РФ, пояснил, что здание лазарета инв. № 00.05.00040, лит. 3, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Печора, военный городок № 63, войсковая часть 96876, нуждается в реконструкции, поскольку существует необходимость разработки проектной документации по усилению несущих конструкций здания, а также установки вентиляционной системы, которая на объекте отсутствует. При этом работы по усилению несущих конструкций здания и установке вентиляции при капитальном ремонте здания произвести не возможно.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования военного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства на Министерстве обороны Российской Федерации, как на уполномоченном органе государственной власти, осуществляющем правомочия собственника, лежит обязанность по проведению капитального ремонта (реконструкции) данного объекта.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет иск прокурора и возлагает на Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации обязанность организовать проведение реконструкции здания лазарета, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Печора, военный городок № 63, войсковая часть 96876, и восстановить его техническое состояние.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок для исполнения ответчиком настоящего решения суд устанавливает – в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда, полагая данный срок разумным и достаточным для его исполнения.

При этом суд не находит оснований для возложения обязанности по проведения реконструкции объекта недвижимого имущества на ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Право оперативного управления имеет вещных характер (статья 216 Кодекса), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Вместе с тем, как следует из п. 6 Устава ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ полномочия собственника имущества данного казанного учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 Устава ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ учреждение не несет ответственности по обязательствам учредителя – Минобороны России.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что спорный объект недвижимого имущества, требующий реконструкции, находится в оперативном управлении ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ, которое является бюджетным учреждением и не может самостоятельно распоряжаться денежными средствами, а также что целями и видами деятельности учреждения является осуществление медицинского обеспечения Вооруженных сил РФ, оказание медицинской помощи, осуществление организационно-методической, учебной деятельности военно-медицинских организаций, суд приходит к выводу, что ФГКУ «1469 ВМКГ» МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу и отказывает в удовлетворении заявленных к нему требований.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск военного прокурора Воркутинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации – удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда организовать проведение реконструкции здания лазарета, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Печора, военный городок № 63, войсковая часть 96876, и восстановить его техническое состояние.

В удовлетворении иска к Федеральному государственному казенному учреждению «1469 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                             А.Н. Курчак

2-770/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военная прокуратура Воркутинского гарнизона
Ответчики
Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации
ФГКУ "1469 ВМКГ МО РФ"
Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации
ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ
Министерство Обороны РФ
Другие
Военный прокурор Североморского гарнизона
Поликлиника ФГКУ "1469 ВМКГ" МО РФ
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Курчак А.Н.
Дело на странице суда
sevrs.mrm.sudrf.ru
23.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2020Передача материалов судье
29.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2020Судебное заседание
16.06.2020Судебное заседание
16.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Судебное заседание
19.08.2020Судебное заседание
09.09.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
28.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее