УИД 11RS0001-01-2022-007408-50 Дело № 2-6587/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Лушковой С.В.
при секретаре Каневой Л.С.,
с участием истца Будь А.П.,
представителя ответчиков МВД России и МВД по Республике Коми Капиносова Э.О.,
представителя третьего лица УМВД России по г. Сыктывкару Батова О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 августа 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Будь Антонины Петровны к Российской Федерации в лице МВД России, МВД по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Будь А.П. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда, в сумме 600 000 руб., указав в обоснование требований, что в результате утраты сотрудниками УМВД России по г. Сыктывкару ее медицинских документов были нарушены ее неимущественные права.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены УМВД России по городу Сыктывкару, Тулаев Д.В., Дмитриев М.И.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель ответчиков МВД России, МВД по Республике Коми и представитель третьего лица УМВД России по г. Сыктывкару возражали против удовлетворения заявленных требований. Указав, что отсутствует совокупность условий, необходимых для взыскания вреда в соответствии со статьями 151 и 1069 Гражданского кодекса РФ; утрата карт не является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований, доказательства наступления неблагоприятных последствий, а также доказательства того, что утратой карт причинены страдания, в материалы дела не представлены.
Представителем третьего лица заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении требований по мотиву пропуска истцом срока исковой давности обращения в суд.
Третьи лица Дмитриев И.И., Тулаев Д.В. в суд не явились, извещались надлежащим образом.
При отсутствии возражений суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев материал проверки по письменным обращениям Будь А.П. № 3/217803477872 от 19.04.2021, № 3/217803590649 от 21.04.2021, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Статья 53 Конституции РФ гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Судом установлено, что ** ** ** в дежурную часть УМВД России по г. Сыктывкару поступило заявление Будь А.П. по факту ..., зарегистрированное в КУСП УМВД России по г. Сыктывкару за № ....
При проведении проверки по данному факту постановлением УУП УМВД России по г. Сыктывкару ... В.В. от 02.04.2014 назначена судебно-медицинская экспертиза.
Из заключения эксперта № ... ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» следует, что при производстве экспертизы исследовались, в том числе медицинская карта № ... ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми» на имя истца и медицинская карта стационарного больного № ... ГБУЗ РК «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара».
18.04.2014 заключение эксперта № ... и представленные материалы, в том числе медицинские документы, были получены стажером по должности участкового уполномоченного полиции УМВД России по г. Сыктывкару Тулаевым Д.В., о чем имеется запись в Журнале отдела освидетельствования потерпевших, обвиняемых и других лиц за 2014 год ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» (л.д. 42).
Как следует из объяснений истца, об утрате карты № ... ей стало известно 16.11.2020 из ответа ГБУЗ РК «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара», об утрате карты № ... - 21.04.2021 из ответа ГБУЗ РК «Бюро СМЭ».
В связи с этим, последовали ее обращения в МВД по Республике Коми об установлении местонахождения медицинских документов, необходимых, в том числе, для приобщения к материалам дела, рассматриваемого Сыктывкарским городским судом по ее иску к ... Н.В. о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в результате ...
В ходе рассмотрения дела факт утраты должностными лицами УМВД России по городу Сыктывкару медицинских документов на имя истца (карты № 6437 ГБУЗ РК «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» и карты № ... ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми») нашел свое подтверждение.
В частности, данный факт установлен материалами служебной проверки УМВД России по городу Сыктывкару, по результатам проведения которой Будь А.П. сообщено, что установить местонахождение карт не представляется возможным.
Проверяя доводы и возражений сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть 1 статьи 23 Конституции РФ). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (часть 1 статьи 24 Конституции РФ).
Гарантируемое частью 1 статьи 23 Конституции РФ право на неприкосновенность частной жизни распространяется на ту сферу жизни, которая относится к отдельному лицу, касается только этого лица и охватывает охрану всех тех сторон личной жизни лица, оглашение которых лицо по тем или иным причинам считает нежелательным.
Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Основными принципами охраны здоровья являются ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, соблюдение врачебной тайны.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право получать в доступной для него форме, имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Пациент имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (часть 4 статьи 22). Пациент имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 22).
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя перечислены в части 4 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона РФ № 323 предусмотрено, что не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В силу пункта 3 части 4 статьи 13 Федерального закона РФ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается на основании запроса отдела полиции, направленного в связи с проведением проверки.
Кроме того, медицинская документация является носителем персональных данных, в связи с чем, правоотношения по ее раскрытию регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных).
Статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.
Также часть 2 статья 17 Федерального закона «О персональных данных» предоставляет субъекту персональных данных право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Суд приходит к выводу, что амбулаторная карта и медицинская карта стационарного больного на имя истца содержат сведения, представляющие врачебную тайну, особо охраняемые законом (сведения о факте обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья и диагнозах, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении). Утрата медицинских документов в результате неправомерных действий должностных лиц свидетельствует о нарушении прав истца как на получение информации, так и является нарушением врачебной тайны и раскрытием персональных данных, т.е. нарушением личных неимущественных прав истца.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В ст. 1101 Гражданского кодекса РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Признавая за Будь А.П. право на компенсацию морального вреда, суд учитывает характер и степень нравственных страданий истца, срок, за который были утеряны медицинские данные, степень вины ответчика, и полагает необходимым определить размер компенсации равный 10 000 руб.
Исходя из положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о МВД России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, компенсация морального вреда подлежит взысканию с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации, поскольку МВД России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Требования истца к МВД по Республике Коми не подлежат удовлетворению.
Ходатайство об отказе в иске по мотиву пропуска истцом срока обращения в суд подлежит отклонению, поскольку п. 1 ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Будь Антонины Петровны (...) компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Исковые требования Будь Антонины Петровны к МВД по Республике Коми оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Лушкова
Мотивированное решение составлено 02.09.2022