Дело № 2а-232/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Гурьевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Левченко Е.В.,
при секретаре Сидоровой И.В.,
с участием
помощника Гурьевского межрайонного прокурора Естифеевой О.А.,
представителя административного ответчика администрации Гурьевского муниципального округа Ф., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Гурьевске
«08» апреля 2020 года
дело по административному иску Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гурьевского муниципального округа о признании незаконным бездействия по осуществлению мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, обязании к понуждению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Гурьевский межрайонный прокурор обратилась в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гурьевского муниципального округа, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Гурьевского муниципального округа по осуществлению мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения -пруда № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка, обязать произвести расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения -пруда № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка в срок до 01.03.2021 года; согласовать в установленном порядке размер вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнического сооружения - пруда № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка, с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в установленном порядке провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения - пруда № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка.
Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка, которой установлено, что на территории Гурьевского муниципального района имеется гидротехническое сооружение № 698 «Дамба пионерского лагеря» водохранилища на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка, ширина гребня 7м, высота 10м, длина 235м, собственником которого является Гурьевский муниципальный район. Согласно акту проверки готовности муниципальных образований к пропуску паводка 2019 года через гидротехническое сооружение прудов, расположенных на территории Гурьевского муниципального района от 14.03.2019 установлено, что гидротехническое сооружение пруда № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка – сброс 0,5 м ниже уровня воды, предусмотренного на летний период. Паводковый водосброс работоспособен. Сифонный водосброс не работоспособен, входной оголовок и колодец засыпаны снегом. Отсутствует расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии ГТС. Актом проверки комиссии от 14.03.2019 рекомендовано: обеспечить безопасный пропуск паводковых вод через гидротехническое сооружение пруд № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка, выполнить расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда № 14-19-1 (698).Указанные рекомендации администрацией Гурьевского муниципального района до настоящего времени не исполнены.
Дальнейшее бездействие может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрожающих безопасности жизни и здоровью людей, а, следовательно, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Гурьевского межрайонного прокурора Естифеева О.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Ф. против удовлетворения исковых требований не возражала.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу частей 1, 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Исключением из этого положения является норма части 2 указанной статьи, определяющая, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Следовательно, пруд на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка является водным объектом, находящимся в собственности Гурьевского муниципального округа.
Пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации определено, что негативное воздействие вод - это затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты
В соответствии с частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного кодекса.
Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (пункты 1 и 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации).
Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (пункт 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности ГТС; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Согласно ст.9 указанного Федерального законаот 21.07.1997 № 117-ФЗсобственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в областибезопасности гидротехнических сооружений,правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности является декларация безопасности гидротехнического сооружения.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство РФ с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II, III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
Согласно ст.3 указанного Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗпри внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации:
I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;
II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности; III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;
IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.
В соответствии с п.3 Порядка формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 №490, сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Регистр после утверждения органом надзора за безопасность гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Согласно п.п. 6 и 7 постановления Правительства РФ от 06.11.1998 №1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» при разработке декларации безопасности должны учитываться: полнота и достоверность данных о гидротехническом сооружении и его безопасности; всестороннее и полное выявление степени опасности и разработка сценариев возможных аварий и повреждений.
Разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.
В случае, если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.
В силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 №876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
В судебном заседании установлено, что на территории Гурьевского муниципального района имеется гидротехническое сооружение № 698 «Дамба пионерского лагеря» водохранилища на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка, ширина гребня 7м, высота 10м, длина 235м, собственником которого является Гурьевский муниципальный район (л.д.11).
Согласно акту проверки готовности муниципальных образований к пропуску паводка 2019 года через гидротехническое сооружение прудов, расположенных на территории Гурьевского муниципального района, от 14.03.2019 установлено, что гидротехническое сооружение пруда № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка – сброс 0,5 м ниже уровня воды, предусмотренного на летний период. Паводковый водосброс работоспособен. Сифонный водосброс не работоспособен, входной оголовок и колодец засыпаны снегом. Отсутствует расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (л.д. 9-10).
Из информации администрации Гурьевского муниципального района от 17.02.2020 следует, что 12.03.2020 запланирована проверка готовности к пропуску паводка 2020 года через гидротехнические сооружения прудов, расположенных на территории Гурьевского муниципального района (л.д. 12).
Согласно акту проверки готовности муниципальных образований к пропуску паводка 2020 года через гидротехническое сооружение прудов, расположенных на территории Гурьевского муниципального района от 12.03.2020 установлено, что гидротехническое сооружение пруда № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка – сброс воды идет через паводковый водосброс (через 1 пролет). Уровень воды в пруду на 1,0 м ниже уровня воды, предусмотренного на летний период. Паводковый водосброс работоспособен. Сифонный водосброс не работоспособен, входной оголовок и колодец засыпаны снегом. Отсутствует расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (л.д. 25-27).
Таким образом, администрацией Гурьевского муниципального округа до настоящего времени не приняты меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрожающих безопасности жизни и здоровью людей, а, следовательно, привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу указания п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса об административном судопроизводстве РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить административное исковое заявление Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гурьевского муниципального округа о признаниинезаконнымбездействия по осуществлению мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, обязании к понуждению действий.
Признать незаконным бездействие администрации Гурьевского муниципального округа по осуществлению мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – пруда № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка.
Обязать администрацию Гурьевского муниципального округа произвести расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения – пруда № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловкав срок до 01.03.2021 года.
Согласовать в установленном порядке размер вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнического сооружения - пруда № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка, с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В установленном порядке провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения - пруда № 14-19-1 (698) на реке Большая Толмовая, д. Гавриловка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: (подпись) Левченко Е.В.
Полный текст решения изготовлен 10.04.2020.
Подлинный документ подшит в деле №2а-232/2020 (УИД№42RS-0004-01-2020-000174-28)Гурьевского городского суда Кемеровской области