Дело № 2а-432/2019
УИД 32RS0003-01-2018-003166-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 6 мая 2019 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Вишняковой Е.А.,
при секретаре Ивановой А.В.,
с участием представителя административного истца Соловьевой Т.В. – Горбачевой Т.С., представителя административного ответчика Атрошенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соловьевой Т.В. к администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Соловьева Т.В. обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что письмом от 3 декабря 2018 года администрация Брянского района отказала ей в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, ссылаясь на расположение в границах данного земельного участка объектов системы газораспределения и отсутствия технической возможности перекладки газопроводов за территорию вышеуказанного земельного участка.
Считая данное письмо административного ответчика незаконным и нарушающим ее права, Соловьева Т.В., с учетом уточнения исковых требований, просила суд признать незаконным отказ администрации Брянского района в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, обязать администрацию Брянского района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем заключения с Соловьевой Т.В. договора аренды земельного участка с кадастровым номером №.
В процессе рассмотрения дела к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Брянскэлектро» и ООО «Газпром газораспределение Брянск».
Административный истец Соловьева Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила.
Представитель административного истца Горбачева Т.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, ссылаясь на то, что наличие на земельном участке ограничений в виде газопровода и трансформаторной подстанции не является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, а лишь накладывает на заявителя ограничения в пользовании земельным участком, на которые Соловьева Т.В. согласна.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Брянского района Атрошенко Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что на испрашиваемом в аренду земельном участке расположены объекты, находящиеся в собственности юридических лиц, кроме того, с имеющимися на земельном участке ограничениями, его использование по договору аренды нецелесообразно.
Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром газораспределение Брянск», надлежаще извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявлял.
Представитель заинтересованного лица ООО «Брянскэлектро», надлежаще извещенный о дате судебного заседания, направил в адрес суда ходатайство об отложении судебного заседания, оставленное судом без удовлетворения.
Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обжалуемый отказ вынесен администрацией Брянского района 3 декабря 2018 года, исковое заявление направлено в суд посредством почтовой связи 24 декабря 2018 года, то есть в пределах установленного срока на обжалование, соответственно, оно считается поданным в срок.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Соловьева Т.В. 27 июля 2018 года обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Мичуринского поселения Брянского района в кадастровом квартале №, площадью 1999 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением администрации Брянского района от 27 сентября 2018 года № утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка.
17 октября 2018 года административный истец Соловьева Т.В. в связи с осуществлением кадастрового учета на основании постановления об утверждении схемы расположения земельного участка обратилась в администрацию Брянского района Брянской области с заявлением о заключении договора аренды земельного участка площадью 1999 кв.м. с кадастровым номером №.
15 ноября 2018 года администрация Брянского района в ответ на указанное заявление письмом № разъясняет, что проводится работа по сбору информации для определения возможности предоставления испрашиваемого в аренду земельного участка.
На запрос администрации Брянского района от 25 октября 2018 года №2196 АО «Газпром распределение Брянск» сообщило, что в границах спорного земельного участка расположены объекты системы газораспределения: газопровод высокого давления II категории и газопровод среднего давления, находящиеся в собственности АО «Газпром газораспределение Брянск». В связи с отсутствием технической возможности перекладки указанных газопроводов за территорию реализуемого участка, АО «Газпром распределение Брянск» не согласовало предоставление спорного земельного участка.
В результате чего, письмом № от 3 декабря 2018 года административный ответчик отказал Соловьевой Т.В. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, обосновав свой отказ отсутствием технической возможности перекладки газопроводов за территорию названного земельного участка, что послужило основанием для обращения административного истца в суд с настоящим административным иском.
Согласно истребованной судом в рамках рассмотрения настоящего административного дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 6 февраля 2019 года земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 8 октября 2018 года, имеет площадь 1999 кв.м., относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, виду разрешенного использования – для размещения личных подсобных хозяйств (приусадебные земельные участки). Кроме того, согласно указанной выписке из ЕГРН в отношении прав на земельный участок имеются ограничения, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса РФ.
Также представитель ООО «Газпром газораспределение Брянск» Рудченко Ю.В. в судебном заседании 3 апреля 2019 года пояснил, что на спорном земельном участке проходит часть газопровода с кадастровым номером № Согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 17 апреля 2019 года в отношении указанного газопровода – назначение объекта – сооружения газохимического комплекса, собственником которого значится ОАО «Брянскоблгаз». Вместе с тем, Рудченко Ю.В. указал, что наложенные на испрашиваемый земельный участок ограничения, не препятствуют его использованию заявителем и сдачи в аренду с учетом установленных законом требований.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом третьим пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
В силу п. 4 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со абз. 1 ст. 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.
Соответственно, на испрашиваемом земельном участке расположен объект – газопровод, размещение которого, в силу указанной выше нормы закона, допускается на основании сервитута либо публичного сервитута.
Вместе с тем, в силу абз. 6 ст. 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Также, постановлением администрации Брянской области от 19 апреля 2010 года № 385 утверждены «Ограничения (обременения) по использованию земельных участков, входящих в границы охранных зон газопроводов ОАО «Брянскоблгаз», расположенных на территории Брянской области».
Названные нормативно-правовые акты не содержат запрета по использованию земельных участков, на которых расположены системы газоснабжения, содержат лишь ограничения, которым собственники, владельцы или пользователи земельных участков в охранных зонах газопроводов должны следовать.
На основании изложенного, отказ администрации Брянского района, выраженный в письме № 4-2468 от 3 декабря 2018 года, в предоставлении в аренду Соловьевой Т.В. земельного участка с кадастровым номером №, с обоснованием отсутствия технической возможности перекладки газопроводов за территорию названного земельного участка, не соответствует требованиям указанных норм права. В связи с чем, требования административного истца о признании названного отказа незаконным, подлежат удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Оценивая требование административного истца об устранении в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод административного истца путем заключения с Соловьевой Т.В. договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, суд приходит к выводу о том, что понуждение административного ответчика к совершению указанных действий является ограничением права административного ответчика на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Таким образом, восстановление прав административного истца в настоящем случае будет состоять в повторном рассмотрении заявления Соловьевой Т.В. о заключении договора аренды земельного участка площадью 1999 кв.м. с кадастровым номером №.
Вместе с тем, судом установлено, что помимо объектов системы газораспределения, на испрашиваемом в аренду земельном участке с кадастровым номером № расположена трансформаторная подстанция (позиция 10) с кабельными линиями электропередач, находящаяся в собственности ООО «Брянскэлектро» с кадастровым номером №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 17 апреля 2019 года под кадастровым номером № значится сооружение производственного назначения площадью застройки 59,37 кв.м. - трансформаторная подстанция (позиция 10) с кабельными линиями электропередач КЛ-6кВ от ТП-10 до ПС «Мичуринский», поставленная на кадастровый учет 2 ноября 2015 года, собственником которой является ООО «Брянскэлектро».
Согласно п. 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорией; земельные участки у их собственников, земледельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть поданное 17 октября 2018 года Соловьевой Т.В. заявление о заключении договора аренды земельного участка площадью 1999 кв.м. с кадастровым номером №, с учетом приведенных требований закона и установленных по делу обстоятельств, а также обязанность сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Соловьевой Т.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации Брянского района, содержащийся в письме № 4-2468 от 3 декабря 2018 года, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №
Обязать Администрацию Брянского района повторно рассмотреть заявление Соловьевой Т.В. о заключении договора аренды земельного участка площадью 1999 кв.м. с кадастровым номером №.
Обязать Администрацию Брянского района сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу Соловьевой Т.В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Вишнякова
Мотивированное решение изготовлено 8 мая 2019 года.