Судья Уваровская О.А. | |
Судья-докладчик Рудковская И.А. | по делу № 33-5311/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 августа 2020 года | г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Рудковской И.А.,
судей Васильевой И.Л. и Губаревич И.И.,
при секретаре Тарасенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-69/2020 по иску Филимоновой Е.А. к областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» о перерасчете отпускных
по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» на решение Саянского городского суда Иркутской области от 5 марта 2020 года,
У С Т А Н О В И Л А:
Филимонова Е.А. обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее ОГБУСО «СДДИ»), в обоснование которого указала, что работает в ОГБУСО «СДДИ» в должности (данные изъяты). Дополнительным соглашением от 1 июля 2017 года ей был установлен оклад в размере 4 400 руб.
Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 января 2019 года № 53-4/19-мпр были повышены минимальные размеры окладов указанных в данном приказе групп работников. Во исполнение данного приказа в учреждении было произведено повышение окладов, которые были ниже минимально установленных. Так, с Филимоновой Е.А. было заключено дополнительное соглашение от 1 апреля 2019 года об установлении оклада в размере 6 800 руб.
Однако при расчете отпускных в 2019 году указанные изменения в размере оклада учтены не были, что является нарушением пункта 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922.
На основании изложенного истец просила возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет отпускных за 2019 год.
Решением Саянского городского суда Иркутской области от 5 марта 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ОГБУСО «СДДИ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что изменения, внесенные приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 января 2019 года № 53-4/19-мпр, фактически приводят к увеличению окладов всех сотрудников учреждения. Указывает, что размер оклада директора, учитываемый при определении окладов по некоторым другим должностям, зависит от средней заработной платы основного персонала, факт увеличения которой не доказан. Таким образом, размеры окладов не всех сотрудников учреждения были увеличены, с учетом чего, ссылаясь на письмо Минтруда России от 12 мая 2016 года № 14-1/В-447, полагает, что суммы отпускных перерасчету не подлежат. Полагает ошибочным толкование судом первой инстанции разъяснений, содержащихся в письме Роструда от 31 октября 2008 года № 5920-ТЗ.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца Ливанова О.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Рудковской И.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В силу статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.
Как указано в пункте 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке:
- если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода;
- если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;
- если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.
В случае, если при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяется перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты.
Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 января 2019 года № 53-4/19-мпр в Примерное положение об оплате труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, осуществляющих деятельность по видам экономической деятельности «Деятельность по уходу с обеспечением проживания», «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания», «Образование профессиональное среднее», «Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки», утвержденное Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 марта 2017 года № 45-мпр, внесены изменения в структуру заработной платы, в том числе, в части минимальных размеров окладов (должностных окладов) для увеличения доли выплат по окладам по профессионально-квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих и профессионально-квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Министерства труда и занятости Иркутской области от 30 ноября 2018 года № 66-мпр «Об установлении рекомендуемых минимальных размеров дифференциации заработной платы и рекомендуемых минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных учреждений Иркутской области»).
В соответствии с коллективным договором ОГБУСО «СДДИ», принятом на общем собрании трудового коллектива 23 ноября 2017 года, и Приложению к коллективному договору по регулированию социально-трудовых отношений в ОГБУСО «СДДИ» на 2018-2020 годы, должностной оклад директора устанавливается Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на основании расчета размера средней заработной платы работников, относимых к основному персоналу, и коэффициента в зависимости от отнесения учреждения к группе по оплате труда директора. Должностной оклад заместителей директора устанавливается в размере на 20% ниже, главного бухгалтера на 10%, главной медицинской сестры на 30% ниже должностного оклада директора учреждения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Филимонова Е.А. состоит в трудовых отношениях с ОГБУСО «СДДИ», работает в должности (данные изъяты).
Дополнительным соглашением от 1 июля 2017 года к трудовому договору истцу установлен должностной оклад в размере 4 400 руб.
С 1 апреля 2019 года в соответствии с Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 января 2019 года № 53-4/19-мпр учреждения, подведомственные Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, перешли на новую систему оплаты труда. Произошло повышение должностных окладов всех категорий работников основного персонала учреждения.
Новым штатным расписанием, утвержденным директором ОГБУСО «СДДИ» 22 февраля 2019 года, с 1 апреля 2019 года изменены размеры должностных окладов работников учреждения в сторону увеличения.
Дополнительным соглашением от 1 апреля 2019 года к трудовому договору истцу установлен должностной оклад в размере 6 800 руб.
В 2019 году ежегодный оплачиваемый отпуск предоставлялся истцу с 13 июня 2019 года по 8 июля 2019 года, с 15 августа 2019 года по 13 сентября 2019 года, с 15 декабря 2019 года по 1 февраля 2020 года.
Начисление отпускных за периоды с 13 июня 2019 года по 8 июля 2019 года, с 15 августа 2019 года по 13 сентября 2019 года, с 15 декабря 2019 года по 1 февраля 2020 года было произведено Филимоновой Е.А. по общим правилам без учета корректировки, предусмотренной пунктом 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, тогда как в расчетном периоде имело место повышение должностных окладов работников.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, основываясь на нормах статей 135, 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», исходил из того, что оклады всех работников ОГБУСО «СДДИ» в спорный период были увеличены, в связи с чем выплата отпускных истцу должна была производиться с учетом индексации средней заработной платы.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В нарушение требований трудового законодательства работодателем не был сделан перерасчет по оплате истцу отпускных за 2019 год в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Доводы апелляционной жалобы о том, что увеличение окладов произошло не в результате повышения уровня реального содержания заработной платы, а в результате изменения структуры заработной платы в учреждении, в связи с чем при начислении отпускных Филимоновой Е.А. не применяются правила о корректировке, предусмотренные пунктом 16 Положения от 24 декабря 2007 года № 922, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
По смыслу пункта 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, повышение среднего заработка производится в каждом случае, когда имеет место повышение заработной платы работника, независимо от того, в связи с чем такое увеличение произошло, что не исключает применение пункта 16 Положения и в случаях, когда увеличение оклада произошло в связи с переходом на новую систему оплаты труда.
Также являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции доводы ответчика о том, что изменение окладов в учреждении произошло не по всем должностям. В соответствии с коллективным договором должностные оклады по указанным ответчиком должностям (директора, заместителей директора, главного бухгалтера, главной медицинской сестры) устанавливаются министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на основании расчета размера средней заработной платы работников, относимых к основному персоналу, и коэффициента в зависимости от отнесения учреждения к группе по оплате труда директора. Таким образом, повышение должностных окладов основного персонала повлекло изменение в окладах по вышеуказанным должностям, а значит, произведено всем категориям работников основного персонала учреждения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно оценил разъяснения, содержащиеся в письме министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 17-1/В-447 и письме Федеральной службы по труду и занятости от 31 октября 2008 года № 5920-ТЗ, также не являются основанием для отмены решения суда. В данных письмах содержится указание на то, что корректировка среднего заработка производится только в случае, когда тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежные вознаграждения повышаются всем работникам организации, филиала, иного структурного подразделения. Поскольку в данном случае установлено, что повышение должностных окладов произведено всем категориям работников основного персонала учреждения, условие, на которое было обращено внимание в вышеуказанных письмах, было соблюдено.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене обжалуемого судебного решения.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саянского городского суда Иркутской области от 5 марта 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья-председательствующий | И.А. Рудковская |
Судьи | И.Л. Васильева |
И.И. Губаревич |