Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Шали 23 декабря 2019 года
Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе председательствующего судьи Кульчиева А-С.Л., при секретаре Ахмаровой И.Р., с участием помощника прокурора Шалинского района Пашаевой Г.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц к ГУП «госхоз «Герменчукский» МСХ ЧР, о признании бездействия директора ГУП «госхоз «Герменчукский» МСХ ЧР Абзатова А.Р., выразившееся в непринятии мер по проведению специальной оценки условий труда, незаконным и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение специальной оценки условий труда,
у с т а н о в и л:
Прокурор Шалинского района ЧР обратился с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ГУП «госхоз «Герменчукский» МСХ ЧР», в котором просит признать бездействие директора ГУП «госхоз «Герменчукский» МСХ ЧР Абзатова А.Р., выразившееся в непринятии мер по проведению специальной оценки условий труда, незаконным и обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения уголовно-исполнительного и трудового законодательства администрацией ГУП «госхоз «Герменчукский» МСХ ЧР (далее - ГУП), где согласно распоряжению главы администрации Шалинского района от09.01.2019 №-рп подлежат отбыванию осужденные к наказанию, в виде исправительных работ.
Так, в соответствии со ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей.
Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 392 УПК РФ также определено, что вступивший в законную силу приговор суда обязателен для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ и ч. 1 ст. 39 УИК РФ, осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного.
Распоряжением главы администрации Шалинского муниципального района №-р от 25.01.2018г. по согласованию с филиалом УИИ по Шалинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике определен перечень объектов, на которых будут работать осужденные к обязательным и исправительным работам.
В числе учреждений и организаций, где определены места для отбывания данного вида наказания, находится ГУП.
На администрации организаций, в которых осужденные отбывают исправительные работы, в соответствии со ст. 34 УИК РФ возлагается обязанность осуществлять контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительную инспекцию о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.
В соответствии с требованиями ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право, в том числе на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 22 ТК РФ определено, что работодатель обязан, в том числе обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять обязанности, предусмотренные законодательством о специальной оценке условий труда.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников в соответствии со ст. 210 ТК РФ являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Статьей 8 Федерального закона № 426-ФЗ определено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона.
Между тем результатами проведенной проверки в деятельности ГУП установлено, что ГУП, в нарушение указанных требований закона специальная оценка условий труда должностей, предусмотренных штатным расписанием, не проведена.
Не исполнение требований законодательства об охране труда, нарушают трудовые права работников ГУП и лиц, которые по приговору суда обязаны отбывать наказания в виде исправительных работ в ГУП.
Следует отметить, что прокуратурой района по поводу выявленных нарушений в адрес директора ГУП 20.06.2018г. вносилось представление о принятии действенных мер к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих.
Кроме того, 27.06.2019г. на основании постановления прокурора Государственной инспекцией труда директор ГУП Абзатов В.А. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Однако нарушения до настоящего времени не устранены.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - директор ГУП «госхоз «Герменчукский» МСХ ЧР Абзатов А.Р., в своем письменном заявлении просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования прокурора признает полностью и не возражает против их удовлетворения. Последствия признания иска разъяснены и понятны.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает, что признание ответчиком иска, соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц и поэтому суд принимает признание иска ответчиком, в связи с чем исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУП «госхоз «Герменчукский» МСХ ЧР», подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Шалинского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц к ГУП «госхоз «Герменчукский» МСХ ЧР, удовлетворить.
Признать бездействие ГУП «госхоз «Герменчукский» МСХ ЧР Абзатова А.Р., выразившееся в непринятии мер по проведению специальной оценки условий труда, незаконным.
Обязать директора ГУП «госхоз «Герменчукский» МСХ ЧР Абзатова А.Р. в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Шалинский городской суд Чеченской Республики.
Судья (подпись) А-С.Л. Кульчиев
Копия верна:
Судья А-С.Л. Кульчиев