Дело № 2-1411/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2018 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Мусеевой Е.С.,
с участием административного истца Масленникова Д.С.,
рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по административному иску Масленникова Д.С., Масленникова Г.С. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о выдаче разрешения на строительство,
у с т а н о в и л :
Масленников Д.С., Масленников Г.С. обратился в суд с административным иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ..., с кадастровым номером ...
В судебном заседании Масленников Д.С. на административном иске настаивал, пояснил, что им в просительной части искового заявления им была допущена техническая ошибка в указании адресе участка, вместо ...» ошибочно указал «...», кадастровый номер участка был указан верно.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли, их явка не признана судом или законом обязательной.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что земельный участок по адресу: ..., с кадастровым номером ... с разрешенным использованием для обслуживания жилого дома принадлежит на праве общей долевой собственности Масленникову Д.С. и Масленникову Г.С. (по ... в праве, записи в ЕГРП от ** ** **). Данный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.
Указанный земельный участок ** ** ** был поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка установлены в предусмотренном законом порядке.
Также Масленников Д.С. и Масленников Г.С. являются собственниками индивидуального жилого дома (** ** ** согласно техническому паспорту БТИ), расположенного на указанном земельном участке (по ... в праве, записи в ЕГРП от ** ** **).
** ** ** администрацией МО ГО «Сыктывкар» был выдан Масленникову Д.С. и Масленникову Г.С. градостроительный план указанного земельного участка. Согласно указанному градостроительному плану документация по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, не утверждена; земельный участок расположен в территориальной зоне ОЖ (зона общественно-жилого назначения). Размещение индивидуальных жилых домов на данном земельном участке согласно градостроительному плану не отнесено к видам разрешенного использования участка. На чертеже градостроительного плана отражена зона допустимого размещения объекта.
** ** ** Масленников Д.С. и Масленников Г.С. обратились в администрацию МО ГО «Сыктывкар» за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ... взамен сносимого индивидуального жилого дома, в чем им письмом администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № ... было отказано по основанию отнесения земельного участка к территориальной зоне ОЖ (зона общественно-жилого назначения), где не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.
Полагая отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» по основаниям, изложенным в письме, незаконным, Масленников Д.С. и Масленников Г.С. обратились в суд.
Согласно положениям ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть принято судом, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка (пп. 8 п. 1 ст. 1, пп. 2 п. 1 ст. 40 указанного Кодекса).
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 8 и п. 4 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство (ч.2 ст. 51). По смыслу статей 51 и 52 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство выдается до начала осуществления строительства.
Согласно Правил землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 №31/04-560 территориальная зона ОЖ, в территорию которого входит земельный участок по адресу: ..., имеет общественно-жилое назначение. Размещение индивидуальных жилых домов в данной территориальной зоне не предусмотрено.
Однако указанный земельный участок расположен в зоне размещения жилой застройки, имеет целевое назначение – обслуживание жилого дома. На момент рассмотрения спора сведений о выкупе либо изъятии земельного участка суду не представлено.
В соответствии со ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Как следует из обстоятельств дела, на настоящий момент застройщик микрорайона не определен, участок под застройку не предоставлен.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Поскольку нормы Правил землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», утвержденные решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 №31/04-560, в части ограничения права истца на возведение нового жилого дома взамен ветхого на принадлежащем на праве собственности земельном участке допустимым федеральным законом мерам ограничения права не отвечают, указанный акт в соответствующей части при рассмотрении настоящего дела судом не применяется, как противоречащий нормам Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» территориальные зоны являются объектами землеустройства.
Понятие территориальных зон дано в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, границах, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Сведения о территориальных зонах, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости, были установлены в ст. 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017). В числе таких сведений индивидуальные обозначения зон, описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий и др.
С 01.01.2017 в силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из: реестра сведений о границах территориальных зон.
В соответствии со ст. 10 указанного закона в реестр границ вносятся следующие сведения о территориальных зонах, в том числе: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в том числе в отношении территориальных зон).
Как следует из обстоятельств дела, администрацией МО ГО «Сыктывкар» ограничения прав на земельный участок путем резервации земли в порядке Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не регистрировались, сведения о территориальной зоне ОЖ и градостроительного ограничения в государственный кадастр недвижимости и впоследствии в единый реестр недвижимости не внесены, что является самостоятельным основанием для неприменения судом указанных положений.
С представленных Масленниковым Д.С. и Масленниковым Г.С. в администрацию МО ГО «Сыктывкар» документов следует, что строительство индивидуального жилого дома планируется выполнить в пределах определенной в градостроительном плане зоне допустимого разрешения объекта.
Строительство дома во исполнение требований градостроительного плана согласовано 29.09.2017 с Коми МТУ Росавиации, в том числе на основании заключения СП «Аэропорт Сыктывкар» АО «Комиавиатранс» от 28.09.2017.
При таких обстоятельствах, отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» в выдаче Масленникову Д.С., Масленникову Г.С. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ..., с кадастровым номером ..., выраженный в письме от ** ** ** № ..., является незаконным.
В целях восстановления нарушенного права административных истцов, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» следует возложить обязанность выдать Масленникову Д.С., Масленникову Г.С. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ..., с кадастровым номером ...
Руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Требования Масленникова Д.С., Масленникова Г.С. к администрации МО ГО «Сыктывкар» удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» выдать Масленникову Д.С., Масленникову Г.С. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ..., с кадастровым номером ...
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин