91RS0№-83
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года город Керчь
Керченский городской суд Республики ФИО1 в составе:
председательствующего ФИО6 С.О.,
при секретаре ФИО3,
с участием прокурора – ФИО4, представителя ответчика Администрации г. Керчи Республики ФИО1 – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации г. Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Керчи Республики Крым «Школа № 5», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Управление образования Администрации г. Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
17.07.2023 заместитель прокурора г. Керчи Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к Администрации г. Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Керчи Республики Крым «Школа № 5» (далее: МБОУ г. Керчи РК «Школа № 5»), в котором просил: возложить обязанность на Администрацию г. Керчи Республики Крым в течении одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ г. Керчи РК «Школа № 5» для оборудования кабинета «основы безопасности жизнедеятельности»: цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индексацией показателей; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; сейфом оружейным; системой хранения тренажеров; возложить обязанность на МБОУ г. Керчи РК «Школа № 5» в течении одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить оборудование кабинета «основы безопасности жизнедеятельности», вышеуказанным оборудованием.
В обоснование искового заявления заместитель прокурора г. Керчи Республики Крым указывал на то, что в ходе проведенной прокуратурой города проверкой, установлено, что в школе не укомплектован кабинет ОБЖ, а именно там отсутствует вышеперечисленное оборудование, что противоречит приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804. Поскольку Администрация г. Керчи, является учредителем школы, то на ней лежит обязанность по обеспечению финансирования для приобретения оборудования для класса ОБЖ.
В возражениях на исковое заявление Администрация г. Керчи Республики Крым указала на то, что расходы по оборудованию кабинета ОБЖ осуществляется за счет регионального бюджета, а не за счет местного бюджета. Также полагала администрацию ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 50-52).
Определением Керченского городского суда Республики Крым от 20.07.2023, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечено Управление образование Администрации г. Керчи Республики Крым (л.д. 34).
Определением Керченского городского суда Республики Крым от 16.08.2023, занесенного в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, по делу привлечено Министерство науки и молодежи Республики Крым (л.д. 84; 92-94).
Определением Керченского городского суда Республики Крым от 06.09.2023, занесенного в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, по делу привлечено Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (л.д. 97).
Определением Керченского городского суда Республики Крым от 26.10.2023, занесенного в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, по делу привлечен Совет министров Республики Крым (л.д. 114).
Прокурор в судебном заседании поддержала доводы искового заявления. Пояснила, что они не заявляют требования относительно взыскания денежных средств с администрации, а лишь просят администрацию как учредителя школы, обеспечить финансирование, за счет какого бюджета это будет происходить, относиться к вопросу о получении денежных средств и не может рассматриваться в рамках настоящего спора.
Представитель Администрации г. Керчи Республики Крым – Мелия Л.С. в судебном заседании возражала против иска, пояснила, что финансирование оборудования в класс ОБЖ осуществляется за счет регионального бюджета, они данные расходы не финансируют, в связи с чем полагала, что они не являются надлежащим ответчиком.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил возможным рассмотрение дела при данной явке.
Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что во исполнение соблюдения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, прокуратурой г. Керчи проведена проверка в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 5», по результатам которой установлено отсутствие в кабинете «Основы безопасности жизнедеятельности» оборудования в виде: цифровой лаборатории по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лаборатории радиационно-химической разведки; газоанализатора кислорода и токсичных газов с цифровой индексацией показателей; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; сейфом оружейным; системой хранения тренажеров.
Согласно ответу администрации МБОУ г. Керчи РК «Школа № 5», предоставленного на требование прокуратуры № 01-39/421 от 26.06.2023, в кабинете ОБЖ имеется следующие оборудование: дозиметр 1 шт., защитный костюм, компас-азимут 3 шт, противогаз взрослый фильтрующе-поглощающий 12 шт, макет гранаты Ф-1 – 1 шт., макет гранаты РГД-5 – 1 шт., респиратор 5 шт., массо-габоритая модель автомата Калашникова 1 шт., магазин к автомату с патронами (30 шт).
Часть 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации, установлено, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно ст. 35 указанного Закона, обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993, в учебный план входит обязательный для изучения предмет – «Основы безопасности жизнедеятельности».
Статьей 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военное службе» (далее - Закон) установлено, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.
Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ № 96/134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.
Пунктом 11 указанной Инструкции установлено, что руководители организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
В соответствии с п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 804 от 06.09.2022 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определения норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания.
В соответствии с подразделом 23 указанного Перечня «Кабинет основы безопасности жизнедеятельности» к основному оборудованию кабинета отнесено: цифровая лаборатория по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лаборатории радиационно-химической разведки; дозиметр; газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; защитный костюм; измеритель электропроводности, кислотности и температуры; компас-азимут; противогаз взрослый, фильтрующе-поглощающий; макет гранаты Ф-1; макет гранаты РГД-5; респиратор; комплект массо-габаритных моделей оружия; магазин к автомату К. с учебными патронами; сейф оружейный; система хранения тренажеров.
МБОУ г. Керчи РК «Школа № 5» является муниципальным, бюджетным, общеобразовательным учреждением.
Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ Керчь (п. 1.1 Устава школы). Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет администрация г. Керчи Республики Крым (п. 1.7 Устава школы). Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем.
Вместе с тем, администрацией г. Керчи Республики Крым не обеспечено финансирование на оборудование кабинета основы безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении.
Отсутствие элементов учебно-материальной базы препятствует полному овладению учащимися умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
Таким образом, вышеуказанные требования федерального законодательства ответчиками исполняются ненадлежащим образом, в кабинете образовательного учреждения МБОУ г. Керчи РК «Школа № 5» «Основы безопасности жизнедеятельности» отсутствуют вышеперечисленное оборудование.
Следовательно, бездействие администрации г. Керчи Республики Крым в части обеспечения финансирования и руководства общеобразовательного учреждения по организации необходимой материальной базы делает невозможным полноценное обучение несовершеннолетних граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, приводит к нарушению гарантированного государством их права на получение образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом при освоении базового курса основ безопасности жизнедеятельности, что является нарушением, и препятствием для приобретения обучающимися необходимых навыков в области гражданской обороны, что в свою очередь нарушает их права и интересы государства. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы администрации о том, что они являются ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не финансируют приобретение спорного оборудования, откланяется судом.
Так согласно, приказу Минпросвещения России от 06.09.2022 № 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» субсидия предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование (возмещение) расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходов), возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных проектов), связанных с реализацией отдельных мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», в требованиях прокуратура города, просит обеспечить финансирование школе, а не взыскивает денежные средства на оборудование, что свидетельствует о наделении администрации города определенными полномочиями по направлению заявок на выделение дополнительного финансирования, как учредителя школы.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации г. Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Керчи Республики Крым «Школа № 5», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Управление образования Администрации г. Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации – удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию г. Керчи Республики Крым в течении одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Керчи Республики Крым «Школа № 5» для оборудования кабинета «основы безопасности жизнедеятельности», следующим оборудованием: цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индексацией показателей; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; сейфом оружейным; системой хранения тренажеров.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательному учреждению г. Керчи Республики Крым «Школа № 5» в течении одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить оборудование кабинета «основы безопасности жизнедеятельности», следующим оборудованием: цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индексацией показателей; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; сейфом оружейным; системой хранения тренажеров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2023 года.