05RS№-87
2а73/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 12 февраля 2021 года
Хасавюртовский городской суд РД в составе:
председательствующего судьи Алиева М.О.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-73/21 по административному исковому заявлению ФИО1 к МРИ ФНС России № по <адрес> о признании задолженности по земельному налогу и пени безнадежными к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к МРИ ФНС № по <адрес> о признании задолженности по земельному налогу за 2014-2018 года в размере 243946 рублей и пени 47054 рубля 67 копеек безнадежными к взысканию.
В обоснование своего иска указал, что согласно требованиям об уплате земельного налога с физических лиц за 2014-2018 год за ним числится задолженность в размере 243 946 рублей:
- требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2014-2016 г. в размере 148 974 рублей и пеня 81,93 рублей.
- требование № состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность пени по земельному налогу с физических лиц за
г. в размере 49 658 рублей и пеня 700,18 рублей.
- требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2018 г.
в размере 45 314 рублей и пеня 674,42 рублей.
Согласно расчету сумм пени по состоянию на 04.12.2020г. за ФИО3 имеется задолженность пени по земельному налогу с физических лиц за 2014-2018 г. в размере 47 054,67 рублей.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Межрайонная ФНС России № по Республики Дагестан не обращалась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа и взыскании с меня задолженности по земельному налогу с физических лиц за 2014-2018 г. в размере 243 946 рублей и пени 47 054,67 рублей.
Надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела административный истец ФИО1 в суд не явился. В исковом заявлении просит рассмотреть без его участия.
Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании исковое требование не признал и пояснил, что каждый гражданин Российской Федерации являющийся налогоплательщиком, независимо от истечения или не истечения срока обязан оплатить налоги в бюджет государства.
Из заявления ФИО1 видно, что он получал уведомление и Требование об оплате налогов. Однако он уклонился от уплаты умышленно. У него были и транспортные налоги на три автомашины «Мерседес Бенц», «Лексус» и «Тайота «Лэнд Крузер 200», которых он оплатил.
За ним же числится налоговая задолженность по оплате земельного налога на два участка по <адрес> в <адрес> и земельный участок в <адрес>. Физическое лицо обязан оплачивать налоги до 1 декабря следующего года.
До 2015 года налоговые уведомления направлялись ФИО1 по адресу: <адрес>. После 2015 года налоговые уведомления и Требования направлялись по адресу: <адрес>.
Просит отказать в удовлетворении исковое требования ФИО1
В соответствии со ст.ст. 150 и 152 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Так, налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ)
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:
ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Согласно Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЯК-7-8/393 "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" признание недоимки и задолженности по пеням, штрафам безнадежными ко взысканию возможно при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым установлено, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Как следует из показаний представителя административного ответчика ФИО4, а также других материалов дела, по настоящее время за ФИО1 числится задолженность по земельному налогу за период с 2014- 2018 года в размере 243946 рублей и пени в размере 47054 рубля 67 копеек.
При проверке доводов сторон в судебном заседании установлено, что Требование № о взыскании недоимки земельных налогов, установленных для уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 148974 рубля,00 коп. и пени 81 рублей 93 коп. направлено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока до ДД.ММ.ГГГГ;
Требование № о недоимки по земельному налогу, установленного для уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 49658, 00 рублей и пени в размере 700 рублей 28 коп. направлено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ;
Требование № о взыскании недоимки по земельному налогу, установленных для уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 45 314,00 коп. и пени в размере 674, 42 коп. направлено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Всего подлежит взысканию с ФИО1 задолженность по налогам за период с 2014 по 2018 годы в размере 243946 рублей и пени в размере 47 0 54, 67 копеек.
Суд считает, что сам факт наличия у истца ФИО1 указанной суммы задолженности по уплате земельного налога и пени, каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушает. Доказательств, подтверждающих наличие негативных последствий для административного истца наличием у него правомерно начисленных задолженности по пене и штрафу за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога, суду представлено не было. Факт правомерного начисления задолженности по земельному налогу и пени за период 2014-2018 годов, истец и сам не оспаривает.
В соответствии с положениями налогового законодательства, инспекция может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Однако утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока сама по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца.
Принимая во внимания изложенное и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> о признании задолженности по земельному налогу за период с 2014 по 2018 года в размере 243946 (девятьсот сорок три тысячи девять сот сорок шесть) рублей и пени в размере 47054 (сорок семь тысячи пятьдесят четыре) рубля 67 копеек безнадежными к взысканию, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.О.Алиев