Судья – Максимов Д.Н. Дело № 33-8668/2024

УИД 34RS0011-01-2024-002394-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 31 июля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Станковой Е.А.,

судей Колгановой В.М., Марчукова А.В.,

при секретаре Объедковой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2925/2024 по иску Проскуриной Светланы Александровны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения, включении в специальный стаж периодов работы, досрочном назначении пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 21 мая 2024 г., которым исковые требования Проскуриной Светланы Александровны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения и включении в специальный стаж периодов работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости, удовлетворены частично;

признано незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области № <...> от 8 декабря 2023 г. в части не включения в специальный стаж Проскуриной Светланы Александровны периодов работы в должности <.......>» с 15 июля 1992г. по 6 сентября 1992 г., с 27 сентября 1992 г. по 30 апреля 1993 г., с 15 мая 1993 г. по 3 сентября 1993 г.;

возложена на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области обязанность включить в специальный стаж Проскуриной Светланы Александровны периоды работы в должности <.......> с 15 июля 1992 г. по 6 сентября 1992 г., с 27 сентября 1992 г. по 30 апреля 1993 г., с 15 мая 1993 г. по 3 сентября 1993 г.;

признать датой возникновения права на страховую пенсию 27 февраля 2022 г.;

в части исковых требований Проскуриной Светланы Александровны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности назначить пенсию с 28 февраля 2026 г., отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А., выслушав представителя ответчика – Смирнову Н.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Проскурина С.А. обратилась в суд иском к ОСФР по Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований указала, что 6 ноября 2023 г. обратилась в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

8 декабря 2023 г. решением ОСФР по Волгоградской области ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине того, что на дату обращения 6 ноября 2023 г. не наступил срок назначения пенсии, установленный Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При оценке пенсионных прав ответчиком установлен специальный стаж истца - 25 лет 7 месяцев 19 дней. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитаны периоды работы в детском <.......> с 15 июля 1992 г. по 6 сентября 1992 г., с 27 сентября 1992 г. по 30 апреля 1993 г., с 15 мая 1993 г. по 3 сентября 1993 г., поскольку списками № 463 от 6 сентября 1991 г. и № 1397 от 17 декабря 1959 г., № 781 от 29 октября 2002 г. учреждение «детский комбинат» не поименовано.

Считает данное решение незаконным, поскольку в спорные периоды осуществляла трудовую деятельность в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать решение ОСФР по Волгоградской области № <...> от 8 декабря 2023 г. в части не включения в специальный стаж периодов работы в должности воспитателя <.......>» с 15 июля 1992 г. по 6 сентября 1992 г. с 27 сентября 1992 г. по 30 апреля 1993 г., с 15 мая 1993 г. по 3 сентября 1993 г. незаконным; обязать ОСФР по Волгоградской области включить в специальный стаж спорные периоды работы; признать датой возникновения права на страховую пенсию 27 февраля 2022 г.; обязать ОСФР по Волгоградской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 28 февраля 2026 г.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также – Закон от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).

Частью 2 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 Закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также – постановление Правительства РФ от 16 июля 2014г. № 665).

Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления – для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п.2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), – для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.

В пункте 4 раздела "Наименование учреждений и организаций" Перечня учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады.

В пункте 2 примечаний к названному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).

Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, содержал указание на все типы детских дошкольных учреждений.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959г. № 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", действовавшего до 3 февраля 2020 г., было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название – детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.

Согласно разделу 92400 3 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", утвержденного 1 января 1976г. и утратившего силу с 1 января 2003г., к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Проскурина С.А. 6 ноября 2023 г. обратилась в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.

Решением ОСФР по Волгоградской области № <...> от 8 декабря 2023 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В специальный стаж не засчитан период работы воспитателем <.......> в периоды с 15 июля 1992 г. по 6 сентября 1992 г., с 27 сентября 1992 г. по 30 апреля 1993 г., с 15 мая 1993 г. по 3 сентября 1993 г.

Из справки, выданной АО «<.......>» от 7 февраля 2024 г. следует, что Проскурина (Дьячкова) С.А. была принята на работу в <.......>» на должность воспитателя 15 июля 1992г., уволена по собственному желанию 3 сентября 1993 г.

Разрешая спор, суд первой инстанции в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, правильно определив юридически значимые обстоятельства по делу и применив нормы права, пришел к правильному выводу о признании оспариваемого решения незаконным в части, и необходимости включения в специальный стаж работы истца спорных периодов, так как истец работала в должности воспитателя в образовательном учреждении для детей - детском комбинате, целью деятельности которого являлось воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Работа в указанной должности в образовательном учреждении для детей дает право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и их правовым обоснованием.

То обстоятельство, что наименование "детский комбинат" не поименовано Списком профессий и должностей работников образования, не меняет сути должностных обязанностей и характера педагогической деятельности истца; наименование учреждения не должно влиять на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку данная пенсия назначается досрочно в зависимости от деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми истец состояла в трудовых отношениях, в связи с чем, судом обоснованно был сделан вывод об удовлетворении требований истца.

Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно: с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, в условиях приобретения истцом 25 лет специального стажа в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для досрочного назначения пенсии по старости, право на пенсионное обеспечение у истца возникает с 28 марта 2026г. (специальный стаж 25 лет, с учетом спорных периодов, выработан по состоянию на 28 марта 2022 г. + 48 месяцев). Суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с указанной даты, поскольку на момент рассмотрения спора данное право у истца не определялось.

Доказательств того, что право истца будет нарушено на будущее время, материалы дела не содержат, в то время как, в силу положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежит нарушенное право.

Поскольку, с учетом продолжительности специального стажа, определенного ответчиком в бесспорном порядке, а также спорных периодов, включенных в такой стаж судом первой инстанции, не соблюдено условие пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом Приложения № 7 к указанному Федеральному закону по состоянию на 27 февраля 2022 г., а также на день вынесения решения суда и рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции, за истцом не может быть признано право на досрочную страховую пенсию по старости ранее 28 марта 2026 г., в связи с чем, в решение суда в части признания за истцом права на страховую пенсию с 27 февраля 2022 г. является незаконным и подлежит отмене.

В остальной части доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 21 мая 2024 г. в части удовлетворении исковых требований Проскуриной Светланы Александровны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании датой возникновения права на страховую пенсию 27 февраля 2022 г. отменить, принять в указанной части по делу новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Проскуриной Светланы Александровны отказать.

В остальной части в решение Волжского городского суда Волгоградской области от 21 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области –без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

Судья – Максимов Д.Н. Дело № 33-8668/2024

УИД 34RS0011-01-2024-002394-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 31 июля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Станковой Е.А.,

судей Колгановой В.М., Марчукова А.В.,

при секретаре Объедковой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2925/2024 по иску Проскуриной Светланы Александровны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения, включении в специальный стаж периодов работы, досрочном назначении пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 21 мая 2024 г., которым исковые требования Проскуриной Светланы Александровны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения и включении в специальный стаж периодов работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости, удовлетворены частично;

признано незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области № <...> от 8 декабря 2023 г. в части не включения в специальный стаж Проскуриной Светланы Александровны периодов работы в должности <.......>» с 15 июля 1992г. по 6 сентября 1992 г., с 27 сентября 1992 г. по 30 апреля 1993 г., с 15 мая 1993 г. по 3 сентября 1993 г.;

возложена на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области обязанность включить в специальный стаж Проскуриной Светланы Александровны периоды работы в должности <.......> с 15 июля 1992 г. по 6 сентября 1992 г., с 27 сентября 1992 г. по 30 апреля 1993 г., с 15 мая 1993 г. по 3 сентября 1993 г.;

признать датой возникновения права на страховую пенсию 27 февраля 2022 г.;

в части исковых требований Проскуриной Светланы Александровны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности назначить пенсию с 28 февраля 2026 г., отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А., выслушав представителя ответчика – Смирнову Н.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Проскурина С.А. обратилась в суд иском к ОСФР по Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований указала, что 6 ноября 2023 г. обратилась в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

8 декабря 2023 г. решением ОСФР по Волгоградской области ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине того, что на дату обращения 6 ноября 2023 г. не наступил срок назначения пенсии, установленный Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При оценке пенсионных прав ответчиком установлен специальный стаж истца - 25 лет 7 месяцев 19 дней. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитаны периоды работы в детском <.......> с 15 июля 1992 г. по 6 сентября 1992 г., с 27 сентября 1992 г. по 30 апреля 1993 г., с 15 мая 1993 г. по 3 сентября 1993 г., поскольку списками № 463 от 6 сентября 1991 г. и № 1397 от 17 декабря 1959 г., № 781 от 29 октября 2002 г. учреждение «детский комбинат» не поименовано.

Считает данное решение незаконным, поскольку в спорные периоды осуществляла трудовую деятельность в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать решение ОСФР по Волгоградской области № <...> от 8 декабря 2023 г. в части не включения в специальный стаж периодов работы в должности воспитателя <.......>» с 15 июля 1992 г. по 6 сентября 1992 г. с 27 сентября 1992 г. по 30 апреля 1993 г., с 15 мая 1993 г. по 3 сентября 1993 г. незаконным; обязать ОСФР по Волгоградской области включить в специальный стаж спорные периоды работы; признать датой возникновения права на страховую пенсию 27 февраля 2022 г.; обязать ОСФР по Волгоградской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 28 февраля 2026 г.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также – Закон от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).

Частью 2 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 Закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также – постановление Правительства РФ от 16 июля 2014г. № 665).

Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления – для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п.2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), – для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.

В пункте 4 раздела "Наименование учреждений и организаций" Перечня учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады.

В пункте 2 примечаний к названному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).

Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, содержал указание на все типы детских дошкольных учреждений.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959г. № 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", действовавшего до 3 февраля 2020 г., было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название – детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.

Согласно разделу 92400 3 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", утвержденного 1 января 1976г. и утратившего силу с 1 января 2003г., к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Проскурина С.А. 6 ноября 2023 г. обратилась в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.

Решением ОСФР по Волгоградской области № <...> от 8 декабря 2023 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В специальный стаж не засчитан период работы воспитателем <.......> в периоды с 15 июля 1992 г. по 6 сентября 1992 г., с 27 сентября 1992 г. по 30 апреля 1993 г., с 15 мая 1993 г. по 3 сентября 1993 г.

Из справки, выданной АО «<.......>» от 7 февраля 2024 г. следует, что Проскурина (Дьячкова) С.А. была принята на работу в <.......>» на должность воспитателя 15 июля 1992г., уволена по собственному желанию 3 сентября 1993 г.

Разрешая спор, суд первой инстанции в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, правильно определив юридически значимые обстоятельства по делу и применив нормы права, пришел к правильному выводу о признании оспариваемого решения незаконным в части, и необходимости включения в специальный стаж работы истца спорных периодов, так как истец работала в должности воспитателя в образовательном учреждении для детей - детском комбинате, целью деятельности которого являлось воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Работа в указанной должности в образовательном учреждении для детей дает право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и их правовым обоснованием.

То обстоятельство, что наименование "детский комбинат" не поименовано Списком профессий и должностей работников образования, не меняет сути должностных обязанностей и характера педагогической деятельности истца; наименование учреждения не должно влиять на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку данная пенсия назначается досрочно в зависимости от деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми истец состояла в трудовых отношениях, в связи с чем, судом обоснованно был сделан вывод об удовлетворении требований истца.

Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно: с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, в условиях приобретения истцом 25 лет специального стажа в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для досрочного назначения пенсии по старости, право на пенсионное обеспечение у истца возникает с 28 марта 2026г. (специальный стаж 25 лет, с учетом спорных периодов, выработан по состоянию на 28 марта 2022 г. + 48 месяцев). Суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с указанной даты, поскольку на момент рассмотрения спора данное право у истца не определялось.

Доказательств того, что право истца будет нарушено на будущее время, материалы дела не содержат, в то время как, в силу положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежит нарушенное право.

Поскольку, с учетом продолжитель░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 19 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 400-░░ "░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░" ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 7 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2022 ░., ░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 28 ░░░░░ 2026 ░., ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 27 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328 - 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░ 2024 ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ –░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

33-8668/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Проскурина Светлана Александровна
Ответчики
ОСФР по Волгоградской области
Другие
Архипова Татьяна Александровна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Станкова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
08.07.2024Передача дела судье
31.07.2024Судебное заседание
12.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2024Передано в экспедицию
31.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее