Решение по делу № 2-1253/2022 от 10.01.2022

Дело №2-1253/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2022 года                           г. Щёлково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Левченко М.Б.,

при помощнике судьи Семерниковой Р.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Звонкова Сергея Вячеславовича к Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области о признании решения незаконным, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Звонков С.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области о признании решения незаконным, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.

Требования мотивированы тем, что он 15.11.2021 обратился в администрацию городского округа Лосино-Петровский Московской области с заявлением о выкупе земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, адрес: <адрес>. ФИО1 является арендатором данного земельного участка на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком: с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, который ему был предоставлен под огородничество. Впоследствии, в 2018 году, вид разрешенного использования земельного участка с «огородничество» был изменен на «индивидуальное жилищное строительство» в установленном порядке. Сведения о новом виде разрешенного использования были внесены в Единый государственный реестр недвижимости. На арендованном земельном участке в 2021 году построен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , право на который было зарегистрировано Едином государственном реестре недвижимости.

07.12.2021 ответчиком было принято Решение № об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка с указанием следующих оснований, предусмотренных Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», утв. распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 31.05.2021 № 15ВР-883 (далее - Регламент):

пункт 13.2.4 Регламента - несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных Заявителем, сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия: согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый (оспариваемый) земельный участок имеет вид разрешенного использования – для огородничества, по данным, полученным в результате межведомственного взаимодействия вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства;

пункт 13.2.16 Регламента - установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию;

пункт 13.2.45 Регламента - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Истец считает решение ответчика от 07.12.2021 № об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность незаконным, поскольку оно противоречит ст.ст. 39.3, 39.20, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы на приобретение в собственность земельного участка, а также законное использование земельного участка и расположенного на нем жилого дома в соответствии с градостроительным регламентом.

Просит суд признать решение № администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области от 07.12.2021 незаконным, обязать администрацию городского округа Лосино-Петровский Московской области заключить со Звонковым Сергеем Вячеславовичем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером .

В судебном заседании истец Звонков С.В. поддержал заявленные исковые требования, его представитель Щербакова М.И., на основании устного ходатайства заявленного в соответствии с ч.6 ст. 53 ГПК РФ в судебном заседании, поддержала доводы иска.

Представитель ответчика администрации г.о.Лосино-пектрвоский Московской области Климова Ю.В., действующая на основании доверенности (копия в деле) возражала против удовлетворения иска, поддержав доводы решения об отказе.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Звонков С.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ срок: с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка по договору: огородничество (л.д.18-22).

Решением Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский МО от 05.09.2017 N 49/15 утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Лосино-Петровский Московской области (далее - ПЗЗ).

Согласно ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером находится в зоне Ж2 – Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, градостроительный регламент которой содержит в качестве основного вида разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство».

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Частью 4 ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Являясь арендатором земельного участка, истец обратился к арендодателю (ответчику) за согласованием изменения вида разрешенного использования, предусмотренного договором (заявление от 27.09.2018 о получении согласия на изменение вида разрешенного использования земельного участка с «огородничество» на «индивидуальное жилищное строительство») (л.д.27).

04.10.2018 ответчик письмом № исх-8684 выразил свое согласие на изменение вида разрешенного использования земельного участка с «огородничество» на «индивидуальное жилищное строительство» (л.д.28). Сведения о новом виде разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» были в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр недвижимости. После этого ответчик произвел расчет арендной платы за земельный участок с учетом измененного вида его разрешенного использования на - «для индивидуального жилищного строительства». С вышеуказанного периода по настоящее время сумма расчета ответчиком и оплаты истцом за арендуемый земельный участок производится с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (л.д.30).

В рамках подготовки к строительству индивидуального жилого дома в 2019 году истцом были заказаны, а <данные изъяты> проведены инженерно-геологические изыскания для подготовки проектной документации. В целях получения информации, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, в июне 2021 года в Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области истцом был запрошен и получен Градостроительный план арендуемого земельного участка с приложениями к нему технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и информации о технических условиях <данные изъяты>, а также Сведений о технических условиях на энергоснабжение оспариваемого участка. В июле 2021 года по договору об осуществлении технологического присоединения от 23.07.2021 № <данные изъяты> проведена работа по подключению объекта электроэнергетики, был подписан Акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, а также с <данные изъяты> составлен договор энергоснабжения индивидуального жилого дома (домовладения).

18.08.2021 истец направил в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган – администрацию г.о. Лосино-Петровский Московской области уведомление о планируемом строительстве на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с ч. 1 ст. 51.1. ГрК РФ.

Администрация г.о. Лосино-Петровский Московской области направила Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительств от ДД.ММ.ГГГГ во исполнении требований ч. 7 ст. 51.1. ГрК РФ.

Согласно ч. 13 ст. 51.1. ГрК РФ получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства … считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.

Одновременно с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Лосино-Петровский Московской области было направлено уведомление о существующих ограничениях земельного участка: земельный участок расположен в границах водоохраной зоны водного объекта, и указано на необходимость получения согласования с Московско-окским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Письмом от 14.09.2021 Московско-окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству согласовало осуществление деятельности по проектной документации «Строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>».

15.10.2021 в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган (ответчику) истцом было направлено уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Администрация г.о. Лосино-Петровский Московской области направила истцу Уведомление о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области от 01.09.2021 земельному участку с кадастровым номером был присвоен адрес: <адрес>, а жилому дому, строительство которого осуществлялось на земельном участке, был присвоен адрес: <адрес> (л.д.47-48).

Согласно ч. 12 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона.

В соответствии с указанными положениями истцом было зарегистрировано право на жилой дом с кадастровым номером , о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации права (л.д.55-57).

После выполнения всех необходимых процедур, 15.11.2021 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

07.12.2021 ответчиком было принято Решение № об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению спорного земельного участка (л.д.16-17).

В соответствии с абз. 6 ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу положений ст. 13 Гражданского кодекса РФ и ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3), и вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу п.5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок, не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Таким образом, статья 39.16 ЗК РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Суд учитывает, что причины отказа, указанные Администрацией городского округа Лосино-Петровский в решении от 07 декабря 2021 года, не могут являться самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку данные основания не предусмотрены ст.39.16 ЗК РФ.

Отказ в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 13.2.45 Регламента - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

По смыслу п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ данное основание для отказа возможно лишь в случаях, когда предоставление земельного участка на данном виде права не предусмотрено действующим законодательством.

Так, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу ( Постановление Президиума ВАС РФ от 12 апреля 2011г. по делу N А12-6151/2009).

Перечень земельных участков, которые изъяты или ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность граждан и юридических лиц, закреплен в ст. 27 ЗК РФ.

Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом, не ограничен в обороте и не изъят из оборота.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, при рассмотрении конкретного дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением одних лишь формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.).

Верховный суд Российской Федерации в Кассационном определении от 18 августа 2021 г. N 4-КАД21-43-К1 указал, что формальный подход не допустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в предоставлении истцу земельного участка в собственность за плату без проведения торгов не имелось. Администрация городского округа «Лосино-Петровский» обязана была в соответствии с пп.1 п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, подписать его и направить проект указанного договора для подписания истцу.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Звонкова Сергея Вячеславовича удовлетворить.

Признать решение № администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области от 07.12.2021 об отказе Звонкову Сергею Вячеславовичу в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» - незаконным.

Обязать администрацию городского округа Лосино-Петровский Московской области заключить с Звонковым Сергеем Вячеславовичем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд в течение месяца.

Судья                                                                                            М.Б. Левченко

2-1253/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Звонков Сергей Вячеславович
Ответчики
Администрация г.о. Лосино-Петровский
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Левченко М.Б.
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация административного искового заявления
10.01.2022Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.01.2022Предварительное судебное заседание
18.01.2022Судебное заседание
18.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее