Дело № 2-1470/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Шустиковой С.П.,
при секретаре судебного заседания Кудрявцевой К.К.,
с участием старшего помощника прокурора Закировой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркута 11 июля 2017 года гражданское дело по иску прокурора города Воркуты в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» об обязании осуществить обследование многоквартирного дома,
у с т а н о в и л:
прокурор города Воркуты обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МОГО «Воркута» об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать и провести обследование многоквартирного жилого ..., расположенного по адресу: ..., экспертной организацией, проводящей обследование в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, не пригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в целях признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Воркуты в результате проведенной проверки соблюдения органами местного самоуправления федерального жилищного законодательства выявлено несвоевременное принятие мер к обследованию многоквартирных жилых домов, расположенных на территории ГО «Воркута» и мер, направленных на соблюдение жилищных прав граждан, проживающих в указанных домах. ... прокуратурой города в адрес администрации МО ГО «Воркута» направлено требование ... об организации и проведении обследования многоквартирных жилых домов, в том числе указанного выше дома, с целью определения его пригодности для дальнейшего проживания, решения вопроса о проведении экспертного обследования специализированной организацией. Созданной во исполнение указанного предписания межведомственной комиссией ответчика ... проведено обследование указанного выше дома, но заключение о наличии, либо отсутствии оснований для признания дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции до настоящего времени не принято в виду отсутствия заключения специализированной организации о техническом состоянии жилого дома. Бездействие администрации МО ГО «Воркута» по непринятию мер к проведению надлежащего обследования дома нарушает права собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного жилого дома на благоприятные и безопасные условия жизни.
Ответчик – администрация МО ГО «Воркута», не согласившись с заявленными требованиями, в письменном отзыве указал, что постановлением администрации МО ГО «Воркута» № 146 от 29.01.2015 утверждена муниципальная программа «Содержание и развитие муниципального хозяйства», в рамках которой действует подпрограмма № 1 «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства». На реализацию Подпрограммы № 1 в части мероприятий по проведению обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилых многоквартирных домов проектно-изыскательскими организациями в целях признания многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу, предусмотрено финансирование из средств местного бюджета в размере 550000 руб., ответственным исполнителем является Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута».
В судебном заседании старший помощник прокурора Закирова Ю.В. на удовлетворении иска настаивала, возражала против прекращения производства по делу, считая, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 года введен в действие КАС РФ, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1 КАС РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 2 вышеуказанной нормы суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права, свободы и законные интересы, является характер правоотношений и возникновение правовых последствий, а именно: если оспариваемое действие (бездействие) вышеуказанных органов и лиц привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, то данный спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 2 КАС РФ предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенной производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим кодексом. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Воркута» ссылаясь на незаконность бездействия ответчика в связи с непринятием мер по признанию многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, возложение на ответчика обязанности организовать и провести обследование многоквартирного жилого дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции невозможно без установления судом законности либо незаконности действий (бездействия) администрации МОГО «Воркута» по непринятию мер по признанию жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Поскольку возникшие спорные правоотношения связаны с оспариванием бездействия органа местного самоуправления, при этом наличие спора о праве не усматривается, то, соответственно, подача искового заявления прокурором и его рассмотрение судом по существу должно осуществляться по правилам КАС РФ, а не ГПК РФ.
Вместе с тем, определением от ... исковое заявление принято к производству суда по правилам гражданского процессуального законодательства.
В силу абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса, в соответствии с которым судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В соответствии со ст. 221 ГПК РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В данном случае, из поданного прокурором г. Воркуты искового заявления о понуждении администрации МО ГО «Воркута» организовать и провести обследование многоквартирного жилого дома экспертной организацией, наличие спора о праве не усматривается. В связи с чем указанные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, а производство по делу подлежит прекращению.
При принятии настоящего решения суд учитывает правовую определенность позиции ВС РФ по рассмотрению данной категории дела судебной коллегией по административным делам (определение Верховного суда РФ от 01.06.2017 № 1-КГ17-4).
Суд в то же время учитывает, что истец не лишен возможности предъявления аналогичных требований, но в ином судебном порядке путем подачи соответствующего административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134, абз. 2 ст. 220, ст. 221 ГПК РФ, суд
о п р е д ел и л :
производство по делу по иску прокурора г. Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Воркута» об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать и провести обследование многоквартирного жилого ..., расположенного по адресу: ..., экспертной организацией, проводящей обследование в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, не пригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в целях признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Разъяснить, что с настоящими требования административный истец вправе обратиться путем подачи соответствующего административного искового заявления.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики коми через Воркутинский городской суд в течение 15-ти дней со дня вынесения.
Председательствующий С.П. Шустикова