Решение по делу № 2а-2959/2019 от 18.06.2019

Изготовлено 19.08.2019 года

Дело № 2а-2959/2019 (76RS0014-01-2019-002318-57)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 05 августа 2019 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Кадыковой О.В.,

при секретаре Жибаревой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бытрова Дмитрия Викторовича, Тихомировой Евгении Константиновны к Управлению Росреестра по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области об оспаривании действий,

установил:

Быстров Д.В., Тихомирова Е.К. обратились в суд с указанным выше административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указывают на следующие обстоятельства. Административные истца являются собственниками нескольких земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу <адрес>. Часть земельных участков, принадлежащих административным истцам, размещает на себе как подземные, так и надземные объекты, принадлежащие ООО «Газпром Инвест». В отношении земельных участков не заключено договоров о пользовании земельными участками. Возведя на земельном участке объекты, ООО «Газпром Инвест» обязано надлежащим образом оформить право пользования участками, на которых расположены объекты, однако до настоящего времени это не сделано. Административные истцы обратились в Даниловский районный суд Ярославской области с исковыми заявлениями о понуждении ООО «Газпром Инвест» к заключению договора аренды фактически используемых земельных участков. В ходе рассмотрения дела стороны пришли к соглашению о разделе принадлежащего административным истцам земельного участка с кадастровым номером № на семь самостоятельных объектов недвижимости, часть из которых будут являться предметом договора аренды. Был подготовлен межевой план. Пакет документов с электронным носителем информации Бытровым Д.В., Тихомировой Е.К. вместе с заявлением по прекращению права в связи с разделом земельного участка на 7 самостоятельных объектов, с заявлением о государственной регистрации и кадастровом учете был представлен в Управление Росреестра по Ярославской области. Уведомлениями о приостановлении государственного учета и государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, №, № административным истцам было сообщено о том, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прекращения права в отношении земельного участка № и государственный кадастровый учет и государственная регистрация вновь образуемых земельных участков, приостановлена с 17 мая 2019 года сроком на три месяца. Административные истцы полагают, что приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации является незаконным.

В судебном заседании административный истец Бытров Д.В., его представитель Белянкина А.В. заявленные требования поддержали по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Поясняли, что с частью причин отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации они согласны и их устранили. Однако они не согласны с тем, что минимальный размер образуемого земельного участка должен составлять 10000 кв.м.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Ярославской области по доверенности Королькова Е.П. заявленные требования не признала. Считала, что обжалуемые действия закону соответствуют. Указывала на то, что размеры образуемых земельных участков не соответствуют установленным законодательством требования к предельным минимальным размерам земельных участков.

В судебном заседании представитель Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области по доверенности Мазина Г.И. поддержала позицию Управления Росреестра по Ярославской области.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Указанная совокупность в настоящем деле отсутствует.

    РљР°Рє следует РёР· материалов дела, административные истцы являются собственниками земельных участков разной площади, расположенных РїРѕ адресу <адрес>, РІ том числе земельного участка СЃ кадастровым номером <адрес> площадью 138169 РєРІ.Рј., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства.

    28.02.2019 РіРѕРґР° Рё 11.03.2019 РіРѕРґР° собственники приняли решение Рѕ разделе принадлежащего РёРј земельного участка РЅР° 7 земельных участков.

07.05.2019 года Бытров Д.В. от своего имени и от имени Тихомировой Е.К. обратился с заявлением о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. К заявлению был приложен межевой план от 30.04.2019 года.

Управлением Росреестра по Ярославской области 17.05.2019 года было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. В адрес административных истцов направлены уведомления о приостановлении от 17 мая 2019 года №, №, №.

Основания для приостановления: 1) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства – по вычисленным значениям координат, представленным в электронном документе-межевом плане с заданной точностью объект ЗУ7 нетопокорректен, в противоречие п. 32 в реквизите «2» раздела «Исходные данные» неверно указана зона системы координат государственной геодезической сети; 2) размер шести образуемых земельных участков не соответствует установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков – минимальный размер земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения составляет 10000 кв.м.

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с ч.ч. 3,4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В качестве первого основания для приостановления государственного кадастрового учета, государственной регистрации указано - содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требования законодательства – по вычисленным значениям координат, представленным в электронном документе-межевом плане с заданной точностью объект ЗУ7 нетопокорректен. По сведениям Единого государственного реестра, имеется наложение участка ЗУ7 на другой участок, что административным истцом не оспаривалось, и что подтверждается материалами дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Соответствии с п. 32 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 08 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в реквизите «2» раздела «Исходные данные» указываются сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые применялись при выполнении кадастровых работ: 1) система координат; 2) название пункта и тип знака геодезической сети; 3) класс геодезической сети; 4) координаты пунктов; 5) сведения о состоянии наружного знака пункта.

В противоречие п. 32 в реквизите «2» раздела «Исходные данные» неверно указана зона системы координат государственной геодезической сети, что административным истцом не оспаривалось.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

В соответствии с п. 35 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 08 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», при наличии на исходном, образуемом, уточняемом или измененном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в реквизите «4» раздела «Исходные данные», строке «7» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках», строке «3» раздела «Сведения об измененных земельных участках», строке «5» реквизита «3» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках» указываются кадастровые номера таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Таким образом, в строке «7» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках», строке «3» раздела «Сведения об измененных земельных участках», строке «5» реквизита «3» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках» указываются кадастровые номера таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Вместе с тем межевой план этим требованиям не соответствует. Административным истцом не оспаривалось наличие данных недостатков в межевом плане.

В качестве второго основания для приостановления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав послужило то, что размер шести образуемых земельных участков не соответствует установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков – минимальный размер земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения составляет 10000 кв.м.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ст. 11. 4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В силу п. 1 ст. 3 Закон ЯО от 23.10.2003 N 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» минимальные размеры новых земельных участков, образуемых из земель сельскохозяйственного назначения и необходимых для осуществления эффективного сельскохозяйственного производства с учетом целей их предполагаемого (разрешенного) использования, и земельных участков, предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, составляют 1 гектар.

Из материалов дела усматривается, что площадь шести образуемых земельных участков не соответствует требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закон ЯО от 23.10.2003 N 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» действие настоящего Закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Принимая во внимание, что разделы межевого плана, в которых бы указывалось на нахождение на образуемых земельных участках объектов недвижимости, составлены некорректно (о чем указывалось выше), такой межевой план не позволял установить наличие на земельных участках объектов недвижимости, регистрирующий орган правомерно применил положения Закон ЯО от 23.10.2003 N 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области».

Таким образом, принимая во внимание имеющиеся недостатки при оформлении межевого плана, регистрирующий орган пришел к верному выводу о том, что при образовании земельных участков не были соблюдены требования к минимальной площади земельных участков, что недопустимо.

То обстоятельство, что объекты недвижимости на земельном участке имелись, о чем было известно регистрирующему органу, в связи с чем невозможно применении Закона ЯО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области», не свидетельствует о незаконности действий, поскольку правовая экспертиза документов производится по представленным административными истцами документам, а в соответствующих разделах межевого плана информация о наличии на земельных участках объектов недвижимости отсутствовала.

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 26 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Таким образом, основания для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации у регистрирующего органа имелись. Доводы о том, что часть из имеющихся нарушений были устранены после принятия решения о приостановлении, о незаконности принятого решения не свидетельствует.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа о приостановлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации принято в пределах полномочий должностного лица, в рамках установленной процедуры, нормы материального права соблюдены, нарушений прав и законных интересов административного истца суд не усматривает. Основания для удовлетворения требований административных истцов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Бытрова Дмитрия Викторовича, Тихомировой Евгении Константиновны отказать.

Решение может быть обжаловано РІ Ярославский областной СЃСѓРґ РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через РљРёСЂРѕРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Рі. Ярославля.    

Судья О.В. Кадыкова

2а-2959/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Быстров Дмитрий Викторович
Тихомирова Евгения Константиновна
Ответчики
ФГБУ Федеральная кадастровая палата росреестра
Управление Росреестра по Ярославской области
Другие
Государственный регистратор Мартынова Т.И.
ООО «Газпром инвест»
Даниловский отдел Управления Росреестра
ПАО Газпром
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на странице суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
18.06.2019Регистрация административного искового заявления
19.06.2019Передача материалов судье
20.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2019Рассмотрение дела начато с начала
21.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2019Судебное заседание
15.07.2019Судебное заседание
05.08.2019Судебное заседание
19.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2019Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
12.09.2019Судебное заседание
20.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2019Дело оформлено
10.12.2019Дело передано в архив
05.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее