Дело № 5-43/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 марта 2017 года г. Кызыл
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Успун И.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> г. Кызыла,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> составлен протокол об административном правонарушении № в отношении <данные изъяты> (далее <данные изъяты>) по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ указанный протокол с материалами дела передан в Кызылский городской суд для принятия решения.
В судебном заседании представитель Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> – ФИО14 действуя на основании доверенности, просила привлечь указанное учреждение здравоохранения к административной ответственности, назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, просила не назначать административное наказание в виде приостановления деятельности, поскольку это повлечет негативные последствия для населения.
Представитель <данные изъяты> в судебном заседании ФИО15 возражала на протокол об административном правонарушении, указав, что <данные изъяты>, просит прекратить производство по делу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит лицензированию.
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения условий лицензии устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с подп. "б" п.5 данного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также в числе прочего соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно п.6 названного Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п.4 Положения к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), относится наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно подпунктам "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в(1) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
Из материалов дела усматривается, что на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Тыва № <данные изъяты> г. проведена плановая документарная проверка медицинской деятельности ГБУЗ РТ «Перинатальный центр РТ» в период с ДД.ММ.ГГГГ В предмет проверки включен лицензионный контроль.
В ходе проверки комиссией по проведению проверки путем непосредственного обнаружения и изучения документов по адресу: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 36А установлено не соблюдение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности:
1) В нарушение требований п. «б» Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее Положения о лицензировании медицинской деятельности) ГБУЗ РТ «Городская поликлиника» г. Кызыла не соблюдает требования ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Выявленные нарушения подтверждается актом проверки <данные изъяты> г. Факт получения акта проверки ГБУЗ РТ «Городская поликлиника» не оспаривается.
Факт допущенного нарушения лицензионных требований, установленных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, суд находит доказанным, поскольку на момент назначения ФИО16. на должность он не прошел дополнительное профессиональное образование и не имел сертификата специалиста по специальности "<данные изъяты>".
Деятельность ГБУЗ РТ «Городская поликлиника» имеет бюджетный характер финансирования в связи с чем, недостаточная оснащенность необходимыми медицинскими изделиями и оборудованием, не может служить основанием для освобождения от исполнения обязанностей, возложенных на юридическое лицо в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения.
В то же время доводы представителя ГБУЗ РТ «Городская поликлиника» в части, касающейся замены должностей в любом порядке без согласования с вышестоящим органом здравоохранения на основании приказа Минздрав СССР от 10.02.1988 г. № 90 «О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения» разрешено руководителям исходя из производственной необходимости усиливать отдельные структурные подразделения и вводить должности, не предусмотренные штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений и фонда заработной платы, суд признает обоснованными.
Доводы представителя ГБУЗ РТ «Городская поликлиника» в части, касающейся требований: п. «б» Положения о лицензировании медицинской деятельности в части <данные изъяты>
Следовательно, действия ГБУЗ РТ «Городская поликлиника» г.Кызыла, осуществляющего медицинскую деятельность не связанную с извлечением прибыли с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, является грубое нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии).
В данном случае установлено, что невыполнение ГБУЗ РТ «Городская поликлиника» г.Кызыла лицензионных требований повлекло наступление последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности ГБУЗ РТ «Городская поликлиника» г.Кызыла в грубом нарушении лицензионных требований и совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Следовательно, вышеуказанные действия ГБУЗ РТ «Городская поликлиника» г.Кызыла образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Смягчающим вину ответственность обстоятельством суд признает совершение правонарушения впервые, поскольку данных о привлечении юридического лица к административной ответственности в материалах проверки не имеется, доказательств обратного суду не представлено.
Отягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено.
Санкция ч.3 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В данном случае назначение наказания в виде приостановления деятельности является несоразмерным установленным нарушениям и не обеспечивает достижение целей административного наказания, в связи с чем суд считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
Таким образом, при назначении наказания суд должен учесть характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
В соответствии с ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом того, что данное юридическое лицо является государственным бюджетным медицинским учреждением, исходя из всех обстоятельств и характера совершенного правонарушения, в данном случае следует применить к ГБУЗ РТ «Городская поликлиника» г. Кызыла наказание в виде административного штрафа в размере ниже установленного санкцией данной статьи, а именно – 75000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 19.20, ст.ст. 4.1, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва «Городская поликлиника» г.Кызыла виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере - 75000 рублей.
Сумма административного штрафа должна быть уплачена на счет получателя:
УФК по Республике Тыва (Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Тыва):
р/сч. 40101810900000010001
банк: отделение – Нац. Банк Республики Тыва
БИК 049304001
ИНН 1701039135
КПП 170101001
лицевой счет: 04121822250
ОКТМО 93701000
УИН 1200
КБК 060 1 16 90010 01 6000 140.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу (либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса).
Неуплата административного штрафа в установленный срок, влечет административную ответственность в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока не обжалованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Судья И.И. Успун