Решение по делу № 2а-302/2022 (2а-1817/2021;) от 30.11.2021

      11RS0004-01-2021-003512-20

                                                      РЕШЕНИЕ

                                       Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе судьи Баталова Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Кораблевой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Ишина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 25 февраля 2022 года административное дело №2а-302/2022 по административному исковому заявлению заместителя Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации,

                                                         установил:

Заместитель Печорского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: **** (видеоролик «Сплав по реке Кожим, сентябрь 2021»), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. 26.01.2022 заместитель прокурора уточнил требования в части признания информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: **** (видеоролик «р. Кожим ч. 2, Сплав. Пороги»), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Заместитель прокурора в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Республике Коми в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело без их участия, требования административного иска в части адреса: **** поддержал в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело без их участия, уточненные требования административного иска поддержал в полном объёме.

На основании ст.ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение п. 3.2 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании», а так же на основании поступившей информации о возбуждении уголовного дела проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации в сети «Интернет». В ходе проверки, проведенной в помещении Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры по адресу: 169600, Республика Коми, г. Печора, ул. Спортивная, д. 73, с использованием служебного компьютера, подключенного к сети «Интернет» установлено, что в видеоролике расположенном по сетевому адресу **** (видеоролик «Сплав по реке Кожим, сентябрь 2021»), запечатлен факт добычи водных биоресурсов – рыбы вида «хариус европейский». Из содержания видеоролика следует, что указанные действия осуществлены на территории ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» (река Кожим), который является охраняемой природной территорией. В соответствии с п. 10.2 Положения о национальном парке «Югыд ва» в пределах особо охраняемой зоны национального парка запрещено осуществлять любительское и спортивное рыболовство. Кроме того, пп. «а» п. 43.4 Правил Рыболовства для северного рыбохозяйственного бассейна в реке Печора выше деревни Пачгино и в реках, впадающих в неё: Унья, Илыч, Вуктыл, Югыд Вуктыл, Подчерье, Щугор с притоками -Большой Паток, Малый Паток; Уса с притоками – Косью выше устья реки Кожим, Кожим, Лемва, Вангыр, Большая Сыня; запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов, в том числе запрещено осуществлять любительское и спортивное рыболовство.

25.01.2022 заместитель Печорского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с заявлением об уточнении исковых требований.

В обоснование основание заявления, указав, что при повторной проверке Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено, что видеоматериалы с указанной информацией в сети имеются, но в силу технических причин допущена опечатка в адресе, в связи с чем, просил признать информацию, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: **** (видеоролик «р. Кожим ч. 2, Сплав. Пороги»), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Так, на указанных Интернет-ресурсах имеются сведения о деятельности, противоречащей законодательству, в том числе видеоролики имеющие аудиовизуальное изображение, на котором зафиксирован факт незаконной добычи водяных ресурсов – рыбы хариус из реки Кожим, на территории национального парка «Югыд ва», на котором в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Правилами рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна утвержденного Приказом Минсельхоза России от 30.10.214 № 414 «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов, в том числе запрещено осуществлять любительское и спортивное рыболовство.

Доступ к вышеуказанному интернет-сайту открыт для свободного доступа неопределенного круга лиц. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля.

На момент прокурорской проверки вышеуказанный Интернет ресурс в Единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесен, установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца доменов не представляется возможным.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

В силу ст. 2 ФЗ № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Частью 1 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Частью 6 статьи 10 ФЗ № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственности.

Передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ). Сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ). Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» создан на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 № 377 «О создании в Республике Коми национального парка "Югыд ва" Федеральной службы лесного хозяйства России» и в соответствии с действующим законодательством является особо охраняемой природной территорией.

Конституцией РФ установлено, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9), каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам(ст. 58)

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьёй 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а так же в соответствии с п. 9 Положения о национальном парке «Югыд ва» утвержденного Приказом Минприроды России от 20.11ю.2013 №534 на территории национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и живого мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Согласно подп. 18 п. 9 Положения запрещено нахождение с орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, кроме случаев, связанных с проведением мероприятий по государственному надзору в области охраны и использования территории национального парка уполномоченными должностными лицами, с осуществлением спортивного и любительского рыболовства в соответствии с настоящим Положением.

В соответствии с п. 10.2 Положения в пределах особо охраняемой зоны национального парка запрещено так же осуществлять спортивное и любительское рыболовство.

Кроме того, подп. «а» п. 43.4 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна утвержденных Приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 N 414 "Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна" в реке Печора выше деревни Пачгино и в реках, впадающих в нее: Унья, Илыч, Вуктыл, Югыд Вуктыл, Подчерье, Щугор с притоками - Большой Паток, Малый Паток; Уса с притоками - Косью выше устья реки Кожим, Кожим, Лемва, Вангыр, Большая Сыня запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов, в том числе запрещено осуществлять любительское и спортивное рыболовство.

В соответствии с разъяснениями указанными в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст.36, ст. 58 Конституции Российской Федерации, обеспечивается в том числе путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

При рассмотрении дел об экологических правонарушениях суды руководствуются положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 (ред. от 31.10.2017) "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ) следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом на особо охраняемых природных территориях.

Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Частью 2 ст. 8.37 КоАП РФ также предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

Так, за не законную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено на особо охраняемых природных территориях (п. «г» ч. 1ст. 256 УК РФ) и за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба (ст. 262 УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность.

На основании изложенного, предоставление возможности доступа с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», к информации побуждающей к совершению действий по нарушению режима особой охраны национального парка (незаконный вылов водных биологических ресурсов на особо охраняемой природной территории), за осуществление которых законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

В соответствии с частями 1, 2, пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

В Единый реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из представленного заместителем Печорского природоохранного межрайонного прокурора акта проверки от 24.12.2021 скриншотов следует, что информация на сайте в сети «Интернет» **** (видеоролик «р. Кожим ч. 2, Сплав. Пороги») является доступной.

При таких обстоятельствах, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр.

Применительно к настоящему делу обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц фактически направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам, и не обусловлено возникновением гражданских прав и обязанностей, основания которых предусмотрены ст. 8 ГК РФ, подлежащих защите в порядке гражданского судопроизводства.

Суд полагает, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-сайтах **** (видеоролик «р. Кожим ч. 2, Сплав. Пороги») является запрещенной, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, не содержит указаний на противоправность данных действий, побуждает неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и фактически способствуют их совершению, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Поскольку информация, размещенная на спорном сайте прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.

С учетом изложенного, суд полагает возможным заявление прокурора удовлетворить и признать информацию, размещенную на сайте: **** (видеоролик «р. Кожим ч. 2, Сплав. Пороги») запрещенной к распространению в Российской Федерации, с направлением копии вступившего в законную силу решения суда заинтересованному лицу для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с положениями ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                      решил:

Административное исковое заявление заместителя Печорского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации размещенной в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу **** (видеоролик «р. Кожим ч. 2, Сплав. Пороги»), информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: **** (видеоролик «р. Кожим ч. 2, Сплав. Пороги») информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Направить копию решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми для включения указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд г. Печоры Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья -                                     Р.Г. Баталов

Мотивированное решение составлено 25.02.2022.

2а-302/2022 (2а-1817/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Печорская природоохранная межрайонная прокуратура
Другие
ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва"
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РК
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Филиппова Ирина Викторовна
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
30.11.2021Регистрация административного искового заявления
01.12.2021Передача материалов судье
01.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2022Судебное заседание
25.02.2022Судебное заседание
25.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее