Дело № 2а-27/2021
РЈРР” - 16RS0027-01-2020-001863-18
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рњ Р• Рќ Р• Рњ Р Рћ РЎ РЎ Р Р™ РЎ Рљ Рћ Р™ Р¤ Р• Р” Р• Р Рђ Р¦ Р Р
09 апреля 2021 года п.г.т. Богатые Сабы
Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.Р. Сабирова,
при секретаре судебного заседания Р.М. Абдуллиной,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РҐ.Рњ. Нотфуллина Рє Рсполнительному комитету Сабинского муниципального района Республики Татарстан, Министерству земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан, Главному управлению РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ Республике Татарстан (Татарстан), Акционерному обществу «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан», членам межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё - руководителю Рсполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан Рњ.Р . Ршниязову, председателю Палаты имущественных Рё земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан Рђ.Рњ. Галиуллину, заместителю начальника отдела инфраструктурного развития Рсполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан Р.Р”. Рамазанову, начальнику РњРћРќР” РїРѕ Сабинскому Рё Тюлячинскому районам РЈРќР” Рё ПРГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Р Рў Рђ.Р . Галимуллину, начальнику Территориального отдела Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ Республике Татарстан (Татарстан) РІ Сабинском, Мамадышском, РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРј, Тюлячинском районах (Сабинский РўРћ) Р .РЎ. Фатыхову, руководителю Сабинского подразделения РђРћ «БТРРТ» Р .Р . Сунгатуллину, главе Большеныртинского сельского поселения Сабинского муниципального района Республики Татарстан Р .Р—. Сафаргалиеву, Рѕ признании заключения РѕР± осмотре здания, сооружения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рё предписания, выраженного РІ РїРёСЃСЊРјРµ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–/Рё, незаконными, РѕР± обязании устранить допущенные нарушения,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
РҐ.Рњ. Нотфуллин, административный истец) обратился СЃ административным исковым заявлением Рє Рсполнительному комитету Сабинского муниципального района Республики Татарстан, членам межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё - руководителю Рсполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан Рњ.Р . Ршниязову, председателю Палаты имущественных Рё земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан Рђ.Рњ. Галиуллину, заместителю начальника отдела инфраструктурного развития Рсполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан Р.Р”. Рамазанову, начальнику РњРћРќР” РїРѕ Сабинскому Рё Тюлячинскому районам РЈРќР” Рё ПРГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Р Рў Рђ.Р . Галимуллину, начальнику Территориального отдела Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ Республике Татарстан (Татарстан) РІ Сабинском, Мамадышском, РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРј, Тюлячинском районах (Сабинский РўРћ) Р .РЎ. Фатыхову, руководителю Сабинского подразделения РђРћ «БТРРТ» Р .Р . Сунгатуллину, главе Большеныртинского сельского поселения Сабинского муниципального района Республики Татарстан Р .Р—. Сафаргалиеву (далее – административные ответчики) РІ вышеуказанной формулировке.
В обоснование указано, что Х.М. Нотфуллин является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
РџРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–/Рё административный истец получил РєРѕРїРёСЋ заключения РѕР± осмотре здания, сооружения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–. Данное заключение было составлено РїРѕ результатам осмотра вышеуказанного жилого РґРѕРјР° комиссией РїРѕ производству осмотра зданий, сооружений РІ целях оценки РёС… технического состояния Рё надлежащего технического обслуживания РІ соответствии СЃ требованиями технических регламентов Рє конструктивным Рё РґСЂСѓРіРёРј характеристикам надежности Рё безопасности объектов, требованиям проектной документации указанных объектов. РџСЂРё этом РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ была собрана РЅРµ РІ полном составе, Р° именно, отсутствовал начальник Сабинского пожарно-спасательного гарнизона В«129 РџР§ ФПС РїРѕ Р РўВ» Р¤РРћ1.
Кроме того, административный истец полагает, что было нарушено Положение о порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиям проектной документации указанных объектов, утверждённое решением Совета Сабинского муниципального района Республики Татарстан от 10 сентября 2015 года № 319. В нарушение п. 2.2 Положения заявление в уполномоченный орган по месту нахождения поступило от руководителя указанного органа – главы сельского поселения, который также является членом комиссии; в нарушение п. 2.7 Положения административный истец как собственник здания не был уведомлен не позднее чем за три рабочих дня до проведения обследования; в нарушение пункта 2.8 при осмотре зданий, сооружений не проводились обследование исправности строительных конструкций (с использованием современных средств технической диагностики), систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения и их элементов, проверка журнала эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержания выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений, иные мероприятия, необходимые для оценки технического состояния и надлежащего технического обслуживания здания, сооружения в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации осматриваемого объекта; в нарушение пункта 2.10 к заключению не приложены материалы технической диагностики осматриваемого здания, сооружения и иные материалы, оформленные в ходе осмотра здания, сооружения; комиссией исследовались фотографии и выписка из ЕГРН; в тексте заключения вместо указания на нарушение конкретных технических регламентов указаны данные осмотра, в том числе и внутри жилого дома без участия собственника, соответственно, без установления нарушений, дача рекомендаций по их устранению является незаконной, что является нарушением пункта 2.11 Положения.
Более того, как следует РёР· информации, размещенной РЅР° сайте pravo.tatarstan.ru, Постановление Рсполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 07 июля 2020 РіРѕРґР° в„– 899-Рї было опубликовано только ДД.РњРњ.ГГГГ. Поскольку указанное Постановление является нормативным правовым актом, то РЅР° дату составления заключения являлось недействующим, соответственно Сѓ РєРѕРјРёСЃСЃРёРё отсутствовали необходимые полномочия.
Кроме того, в письме от ДД.ММ.ГГГГ №/и в адрес административного истца выставлено предписание о сносе жилого дома в срок 30 дней с даты получения письма. Данные действия также являются незаконными, поскольку в заключении могут быть указаны исключительно рекомендации.
По этим основаниям административный истец просил признать заключение межведомственной комиссии исполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан об осмотре здания, сооружения от ДД.ММ.ГГГГ № и предписание, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №/и незаконными, и обязать устранить допущенные нарушения.
В процессе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), Акционерное общество «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан».
Административный истец Х.М. Нотфуллин в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель административного истца РҐ.Рњ. Нотфуллина – Р¤РРћ2, участвующий РІ режиме видеоконференц-СЃРІСЏР·Рё Рё действующий РЅР° основании доверенности, исковые требования поддержал РїРѕ основаниям Рё РІ объеме, изложенным РІ РёСЃРєРµ.
Представитель административного ответчика Рсполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан Рђ.Р. Миникаев (РїРѕ доверенности) РІ судебном заседании исковые требования РЅРµ признал РїРѕ основаниям Рё РІ объеме, изложенным РІ письменном отзыве.
Административный ответчик – глава Большеныртинского сельского поселения Сабинского муниципального района Республики Татарстан Р.З. Сафаргалиев в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель административного соответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) Ф.Ф. Зиннатова (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям и в объеме, изложенным в письменном отзыве.
Административный ответчик – руководитель Рсполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан Рњ.Р . Ршниязов РІ судебное заседание РЅРµ явился, РІ представленном письменном отзыве РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело без его участия, административные исковые требования РЅРµ признал, РІ удовлетворении РёСЃРєР° РїСЂРѕСЃРёР» отказать.
Административный ответчик – руководитель Сабинского подразделения АО «БТРРТ» Р.Р. Сунгатуллин в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве просил в удовлетворении иска просил отказать и рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик – председатель Палаты имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан А.М. Галиуллин в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве просил рассмотреть дело без его участия, административные исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать.
Административный ответчик – начальник МОНД по Сабинскому и Тюлячинскому районам УНД и ПРГУ МЧС России по РТ А.Р. Галимуллин в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.
Административный ответчик – начальник Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в Сабинском, Мамадышском, Кукморском, Тюлячинском районах (Сабинский ТО) Р.С. Фатыхов в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.
Административный ответчик – заместитель начальника отдела инфраструктурного развития Рсполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан Р.Р”. Рамазанов РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ месте Рё времени судебного заседания извещен.
Административный соответчик – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в представленном письменном отзыве просил рассмотреть дело без участия своего представителя, административные исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать, также просил исключить из числа административных соответчиков.
Административный соответчик – Главное управление МЧС России по Республике Татарстан о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил.
Административный соответчик – Акционерное общество «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил.
Выслушав объяснения представителя административного истца, явившихся административного ответчика и представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище, а также невозможность произвольного лишения жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и другими федеральным и законами.
В соответствии с части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Часть 6 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: механической безопасности; пожарной безопасности; безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Рксплуатация зданий, сооружений, РІ том числе содержание автомобильных РґРѕСЂРѕРі, должна осуществляться РІ соответствии СЃ требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, нормативных правовых актов субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё муниципальных правовых актов. Р’ случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений РІ соответствии СЃ настоящим Кодексом РЅРµ требуются подготовка проектной документации Рё (или) выдача разрешений РЅР° строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться РІ соответствии СЃ требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, нормативных правовых актов субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё муниципальных правовых актов.
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Рксплуатационный контроль Р·Р° техническим состоянием зданий, сооружений проводится РІ период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок Рё (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения Рё сетей инженерно-технического обеспечения РІ целях оценки состояния конструктивных Рё РґСЂСѓРіРёС… характеристик надежности Рё безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения Рё сетей инженерно-технического обеспечения Рё соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Часть 11 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывает, что в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.
Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 -16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, относятся к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
В части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
В силу части 4 статьи 14 этого же закона в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Решением Совета Сабинского муниципального района от 10 сентября 2015 года № 319 утверждено Положение о порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов (далее – Положение № 319) (л.д. 135-140).
Согласно указанному положению, осмотр зданий, сооружений Рё выдача рекомендаций РѕР± устранении выявленных РІ С…РѕРґРµ такого осмотра нарушений РІ случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, осуществляется комиссией, создаваемой РїСЂРё исполнительным комитете Сабинского муниципального района. Состав РєРѕРјРёСЃСЃРёРё утверждается постановлением руководителя Рсполнительного комитета.
Осмотр зданий, сооружений проводится в случае поступления заявления физического или юридического лица о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, при возникновении угрозы их разрушения.
По результатам осмотра зданий, сооружений составляется заключение об осмотре здания, сооружения (приложение к положению).
В случае выявления, при проведении осмотра здания, нарушений требований технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов в заключении об осмотре излагаются рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений.
Копия указанного заключения направляется лицу, ответственному за эксплуатацию здания, сооружения.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Таким образом, жилые дома также подлежат оценке их технического состояния и надлежащего обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объекта.
Состав РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, РїРѕСЂСЏРґРѕРє ее деятельности утвержден постановлением Рсполнительного комитета Сабинского муниципального района 07 июля 2020 РіРѕРґР° в„– 899-Рї «О создании РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ проведению осмотра зданий, сооружений РІ целях оценки РёС… технического состояния Рё надлежащего технического обслуживания РІ соответствии СЃ требованиями технических регламентов Рє конструктивным Рё РґСЂСѓРіРёРј характеристикам надежности Рё безопасности объектов, требованиям проектной документации указанных объектов» (Р».Рґ. 141-148).
Судом установлено, что административный истец Х.М. Нотфуллин является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, и жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, записи регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № и № (л.д. 13-22).
Как усматривается из выписки ЕГРН, указанный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, стены рубленные.
Х.М. Нотфуллин имеет регистрацию по месту своего постоянного проживания по адресу: <адрес>.
Как пояснил в судебном заседании административный ответчик – глава Большеныртинского сельского поселения Р.З. Сафаргалиев, в указанном доме продолжительное время, примерно с 2010 года, никто не проживает. Сам дом не имеет газоснабжения.
На основании заявления Главы Большеныртинского сельского поселения Сабинского муниципального района (л.д. 149) комиссией в целях оценки технического состояния и надлежащего технического обслуживания данного жилого дома проведен его внешний осмотр.
Согласно, заключению об осмотре здания и сооружения № от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены следующие нарушения требований технических регламентов здания:
фундамент: искривление и усадка отдельных частей стен, выпучивание и заметное искривление, следы увлажнения, трещины;
наружные и внутренние стены: нарушение вертикальности стен, деформация стен, образование трещин, увлажнение, повреждение гнилью;
кровля: поражение гнилью деталей крыши, прогиб на поверхности кровли, нарушение креплений;
окна: нижний брус оконного переплета и подоконная доска поражены гнилью, древесина расслаивается, переплеты рассохлись, створки не открываются, трещины на стеклах;
двери: коробки местами повреждены и поражены гнилью, нарушена вертикальность проема, расшатывание дверных полотен и коробок (л.д. 11).
Учитывая, что в данном случае эксплуатация указанного жилого дома с указанными нарушениями, с отступлением от правил безопасности, нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает потенциальную опасность жизни и здоровью граждан, межведомственной комиссией рекомендован собственнику снос жилого дома.
Р’ соответствии СЃ требованиями пункта 2.12 Положения в„– 319 Рсполнительным комитетом Сабинского муниципального района ДД.РњРњ.ГГГГ РІ адрес РҐ. Рњ. нотфуллина РїРѕ месту его жительства направлено вышеуказанное заключение РѕР± осмотре здания, сооружения. РЎ одновременным указанием РЅР° то, что РІ соответствии СЃ рекомендацией заключения РєРѕРјРёСЃСЃРёРё снести жилое помещение, расположенное РїРѕ адресу: <адрес> (Р».Рґ. 10).
Доводы стороны административного истца о том, что не проводилось обследование исправности строительных конструкций с использованием современных средств технической диагностики, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения и их элементов, не являются основанием для признания заключения комиссии незаконными. Доказательств обратного суду не представлено.
В работе межведомственной комиссии приняли участие большинство членов комиссии.
Вхождение заявителя в состав межведомственной комиссии не противоречит требованиям Положения № 319.
В судебном заседании установлено, что осмотр жилого дома № по <адрес> был проведен с наружной стороны, на что присутствие и разрешение собственника не требовалось, в связи с чем, довод административного истца о нарушении межведомственной комиссией пункта 2.7 Положения № 319 является не состоятельным.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. N 17-П и от 31 марта 2015 г. N 6-П).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" содержатся разъяснения, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановление руководителя Рсполнительного комитета Сабинского муниципального района в„–-Рї РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ создании межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ отвечает признакам нормативного правового акта, РІ частности распространяется только РІ отношении должностных лиц, входящих РІ состав данной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рё определяет РїРѕСЂСЏРґРѕРє работы указанной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё.
Положение № 319, утвержденное решением Совета Сабинского муниципального района от 10 сентября 2015 года, не предусматривает обязательного использования межведомственной комиссией инструментальных методов обследования жилого дома.
Доказательств несоответствия заключения межведомственной комиссии фактическому состоянию жилого дома, а также доказательств наличия обстоятельств и факторов, свидетельствующих о пригодности жилого дома для проживания, стороной административного истца не представлено.
Заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено в соответствии с требованиями Положения № 319.
Положение о порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов, утвержденное Решением Совета Сабинского муниципального района от 10 сентября 2015 года № 319, не отменено, либо в установленном процессуальным законодательством порядке не признано недействительным.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, не имеется, поскольку заключение принято уполномоченной на то межведомственной комиссией, в соответствии с требованиями Положения, утвержденного Решением Совета Сабинского муниципального района от 10 сентября 2015 года № 319.
Оспариваемое письмо от ДД.ММ.ГГГГ №/и является по своей сути уведомлением о проведенном осмотре здания, сооружения в соответствии с требованием пункта 2.12 Положения № 319, не затрагивает права административного истца, поскольку указанным уведомлением о рекомендациях межведомственной комиссии о сносе жилого дома и по существу вопрос о сносе не разрешался, и не имеет властно-обязательного характера и не порождает непосредственно правовых последствий.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным предписания, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №/и, а также об обязании устранить допущенные нарушения, не имеется, административные исковые требования в этой части также подлежат отклонению.
В настоящем случае действия межведомственной комиссии направлены на выявление и пресечение выявленных нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью людей, что относится к общепризнанным ценностям, гарантируемым Конституцией Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 – 178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Р’ удовлетворении административных исковых требований РҐ.Рњ. Нотфуллина Рє Рсполнительному комитету Сабинского муниципального района Республики Татарстан, межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё исполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан, Министерству земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан, Главному управлению РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ Республике Татарстан (Татарстан), Акционерному обществу «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан Рѕ признании заключения межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё исполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан РѕР± осмотре здания, сооружения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рё предписания, выраженного РІ РїРёСЃСЊРјРµ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–/Рё незаконными, РѕР± обязании устранить допущенные нарушения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 23 апреля 2021 года.
Судья: Д.Р. Сабиров