Решение по делу № 2а-83/2022 (2а-1-945/2021;) от 14.10.2021

Дело № 2а-83/2022

УИД 33RS0017-01-2021-001682-03

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 марта 2022 года

г. Собинка Владимирской области

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Стародубцевой А.В.,

при секретаре Бусуриной Е.А.,

с участием прокурора Модиной А.Н.,

административного истца Малаховского С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малаховского Семена Павловича к администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области и Муниципальному казенному учреждению «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» о признании действий по недопуску в здание органов местного самоуправления незаконными, обязании прекратить препятствовать в допуске в здание органов местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Малаховский С.П. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области (далее – администрация МО Собинский район, администрация Собинского района) о признании незаконными действий административного ответчика по недопуску в здание органов местного самоуправления 14 июля 2021 г. и 11 октября 2021 г., обязании административного ответчика прекратить препятствовать в этом ему и иным лицам, обладающим специальным статусом (л.д. 6).

В обоснование административного искового заявления Малаховский С.П. указал, что он является лицом, обладающим специальной правоспособностью, - помощником депутата Государственной Думы ФС РФ. На основании поручения депутата Государственной Думы ФС РФ К.С.И. 14 июля 2021 г. он пытался пройти в здание органа местного самоуправления Собинского района, имея средства индивидуальной защиты, с предъявлением поручения от депутата Государственной Думы ФС РФ и удостоверения помощника депутата. Кроме того, он является членом Территориальной избирательной комиссии Собинского района (далее – ТИК Собинского района). Предъявив удостоверение члена ТИК Собинского района, он также пытался пройти в ТИК Собинского района, расположенную в том же здании. Сотрудники администрации МО Собинский район не пропустили его, ссылаясь на распоряжение главы администрации Собинского района, которое предъявить отказались, не назвали его номер, дату. По данному факту он обратился в ОМВД России по Собинскому району и прокуратуру Собинского района с соответствующими жалобами. Прокуратура Собинского района признала незаконными действия администрации Собинского района и направила представление в адрес ее главы. Ранее, аналогичное представление направлялось в адрес административного ответчика в 2021 году. 11 октября 2021 г. он был вынужден вновь обращаться в правоохранительные органы, поскольку в тот же день, находясь в статусе помощника депутата Государственной Думы РФ и члена ТИК Собинского района, он не был допущен сотрудником администрации Собинского района в здание по тем основаниям, что не был привит от COVID-19. Административным ответчиком нарушены его права на ознакомление с документами и материалами, свободу получения и распространения информации, свободу передвижения гражданина, обладающего специальным статусом, предусмотренные ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 27, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, а также права, предусмотренные п. «д» ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пп. «г» п. 23 ст. 29 и п. 1 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Определением судьи от 22 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ТИК Собинского района (л.д. 24-25).

Определением суда от 7 декабря 2021 г. к участию в деле административным ответчиком привлечено МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» (л.д. 50-51).

Определением суда от 7 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Яковлев М.В. (л.д. 177-178).

В судебном заседании административный истец Малаховский С.П. поддержал административные исковые требования в полном объеме. Дополнительно указал, что его права и законные интересы нарушены солидарно административными ответчиками. Пояснил, что 14 июля 2021 г. он по поручению депутата Государственной Думы РФ был намерен посетить Комитет по управлению имуществом администрации Собинского района, земельный комитет, комитет по экологии, СНД Собинского района, а также ТИК Собинского района, по какому конкретному вопросу суду не указал. При этом он был обеспечен средствами индивидуальной защиты, однако, контролер Яковлев М.В. отказался его пропускать в здание, ссылаясь на распоряжение администрации Собинского района, не указывая его реквизитов. Сертификат о наличии вакцинации против коронавирусной инфекции у него отсутствует, административный истец имеет противопоказания к данной вакцинации. 14 июля 2021 г. Малаховский С.П. осуществлял звонки заместителям главы администрации Собинского района, директору МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района», а также председателю ТИК Собинского района Костючкову С.И., сообщал, что ему препятствуют в допуске в здание администрации Собинского района. Настаивал на том, что нарушаются его права как члена ТИК Собинского района, предусмотренные пп. «г» п. 23 ст. 29 и п. 1 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами, на получение копии этих документов и материалов, право присутствовать на всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами. В качестве способа восстановления нарушенного права полагал необходимым обязать административных ответчиков прекратить чинить ему препятствия в допуске в здание органа местного самоуправления.

Представитель административного ответчика администрации МО Собинский район в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 214). В письменных возражениях на административный иск указал, что административные исковые требования Малаховского С.П. не признает. Здание администрации Собинского района закреплено на праве оперативного управления за МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района», в связи с чем, доступ граждан в здание администрации обеспечивается не сотрудником администрации МО Собинский район, а сотрудником МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района». Действиями администрации МО Собинский район права Малаховского С.П. не нарушались. Полагал администрацию МО Собинский район ненадлежащим административным ответчиком по делу (л.д. 46-47, 189).

Представитель административного ответчика МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» в судебное заседание также не явился, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (л.д. 215). Ранее в представленном ходатайстве указал, что в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки из-за вспышки коронавирусной инфекции доступ граждан в здание администрации района организован в соответствии с требованиями законодательства. В холле первого этажа осуществляется регистрация граждан, вход в здание строго в средствах индивидуальной защиты. Осуществление сотрудником МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» своих обязанностей по контролю за соблюдением гражданами, посещающими здание администрации, требований Указа Губернатора Владимирской области от 17 марта 2020 г. № 38 «О введении режима повышенной готовности» в части запрета на посещение органов местного самоуправления без средств индивидуальной защиты проводится в строгом соответствии с действующим законодательством. В связи с изложенным, полагал административные исковые требования Малаховского С.П. необоснованными и не подлежащими удовлетворению (л.д. 78).

Представитель заинтересованного лица ТИК Собинского района, а также заинтересованное лицо Яковлев М.В. в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом (л.д. 209).

Ранее в судебном заседании 24 февраля 2022 г. представитель заинтересованного лица ТИК Собинского района Костючков С.И. оставил разрешение спора на усмотрение суда, указав, что права и полномочия ТИК Собинского района в данном деле не затрагиваются. При этом пояснил, что Малаховский С.П. является членом ТИК Собинского района с правом решающего голоса, назначен в ее состав постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 27 октября 2020 г. № 200. 2 августа 2021 г. его статус был приостановлен в связи с тем, что административный истец был кандидатом в депутаты на выборах в сентябре 2021 г. О событиях 14 июля 2021 г. ему было известно следующее. В этот день он проводил обучение членов участковой избирательной комиссии № 237 в здании городской администрации. Во время учебы ему стал названивать Малаховский С.П., который требовал, чтобы он дал указание на его пропуск в ТИК Собинского района. После окончания учебы Костючков С.И. вернулся в здание администрации МО Собинский район на встречу с заместителем главы администрации района. Малаховский С.П. вновь настойчиво звонил ему на телефон, в связи с чем, ему пришлось спуститься в фойе здания. Малаховский С.П. указывал, что он имеет беспрепятственно проходить в здание администрации. Костючков С.И. предложил ему пройти и оказать помощь комиссии при работе в архиве, на что административный истец отказался. Полномочиями на допуск Малаховского С.П. в здание администрации председатель ТИК Собинского района не обладает. В отсутствие председателя ТИК Собинского района в кабинете нахождение иных лиц в нем не допускается. С какими-либо устными или письменными заявлениями на ознакомление или получение документов по вопросам выборов Малаховский С.П. к нему не обращался. 14 июля 2021 г. никаких заседаний ТИК Собинского района не проводилось. Относительно событий, имевших место 11 октября 2021 г., Костючков С.И. информацией не обладает, в этот день административный истец ему не звонил. Представитель ТИК Собинского района также указал на то, что Малаховский С.П. после 14 июля 2021 г. неоднократно проходил в помещение ТИК Собинского района. Полагал, что ссылка административного истца на ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является несостоятельной, данная норма определяет порядок работы и присутствия членов вышестоящих комиссий при конкретных видах работ (л.д. 33, 76-77).

Заинтересованное лицо Яковлев М.В., ранее принимавший участие в судебном заседании 24 февраля 2022 г., указал, что является сотрудником МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» на основании гражданско-правового договора, осуществляет пропуск сотрудников администрации и посетителей в здание администрации. 14 июля 2021 г. Малаховский С.П. пытался пройти в здание администрации МО Собинский район без средств индивидуальной защиты, его маска была надета неправильно, при этом, административный истец говорил о том, что ему необходимо пройти в помещение ТИК Собинского района. Яковлев М.В. знал, что председателя ТИК Собинского района на рабочем месте не было, кабинет был закрыт. Когда Костючков С.И. вошел в здание, Яковлев М.В. присутствовал при том, что Костючков С.И. предлагал Малаховскому С.П. пройти с ним вместе в архив, однако, административный истец отказался. Кроме того, согласно действующему на тот момент пропускному режиму допуск посетителей в подразделения администрации Собинского района разрешен в сопровождении их сотрудников. Каких-либо звонков в подразделения администрации Собинского района для сопровождения Малаховский С.П. не осуществлял. 11 октября 2021 г. Малаховский С.П. вновь пытался пройти в ТИК Собинского района, но председателя ТИК Собинского района на месте не было. Сертификат о наличии вакцинации против коронавирусной инфекции у Малаховского С.П. отсутствовал. Малаховский С.П. предъявлял ему удостоверения помощника депутата ГД РФ и члена ТИК Собинского района. Оставил разрешение спора на усмотрение суда.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованного лица ТИК Собинского района, заинтересованного лица Яковлева М.В., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Модиной А.Н., которая полагала административные исковые требования Малаховского С.П. о признании действий по недопуску в здание органов местного самоуправления незаконными, обязании прекратить препятствовать ему в допуске в здание органов местного самоуправления подлежащими удовлетворению, обозрев материалы надзорного производства № 83ж – 2004 по обращениям Малаховского С.П. в Собинскую межрайонную прокуратуру, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 ст. 226 КАС РФ.

При этом необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконным по смыслу положений ст. 227 КАС РФ является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов (ч. 1). Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (ч. 2).

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В силу ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет"; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 7 указанного закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в устной форме предоставляется пользователям информацией во время приема.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ) депутат Государственной Думы вправе иметь помощников по работе в Государственной Думе и по работе на территории, определенной депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона.

В силу п. «в» ч. 1 и п. «д» ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ помощник сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы получает по поручению сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий; имеет право, в том числе, по поручению сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы беспрепятственно проходить в здания органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.

Таким образом, данное положение закона предполагает предоставление возможности доступа помощников в здания любых органов власти и местного самоуправления независимо от их статуса. Такое право реализуется помощником в рамках осуществления служебных полномочий и должно быть вызвано необходимостью, продиктованной его должностным положением, т.е. основной целью визита помощника в орган власти или местного самоуправления является урегулирование вопроса, отнесенного к его компетенции.

Согласно ч. 4 ст. 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 240 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

В силу ст. 26 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальных комиссий составляет пять лет. Территориальные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

В соответствии с п. 23 ст. 29 указанного закона член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

Судом установлено, что по состоянию на 14 июля 2021 г. и на 11 октября 2021 г. Малаховский С.П. являлся помощником депутата Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва (2016-2021 гг.) К.С.И. по работе в Государственной Думе на общественных началах, а также членом ТИК Собинского района, что подтверждается соответствующими удостоверениями NN от ДД.ММ.ГГГГ и NN от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Сроки обращения в суд с данными административным иском Малаховским С.П. не пропущены, учитывая его подачу 14 октября 2021 г. (л.д. 6).

14 июля 2021 г. и 11 октября 2021 г., по мнению Малаховского С.П., административные ответчики незаконно не допустили его в здание органов местного самоуправления (администрации МО Собинский район) как помощника депутата Государственной Думы ФС РФ, так и члена ТИК Собинского района.

Не оспаривалось лицами, участвующими в деле, то обстоятельство, что ТИК Собинского района находится в здании администрации МО Собинский район, расположенном по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Садовая, д. 4. Данное здание передано в оперативное управление МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» (л.д. 39-40).

В указанные выше даты, а именно с 7 июля 2021 г. до особого распоряжения установлен специальный режим посещения администрации Собинского района, предусматривающий использование в приоритетном порядке электронного документооборота и технических средств связи для обеспечения служебного взаимодействия и минимизацию доступа в администрацию Собинского района лиц, не имеющих сертификата о пройденной вакцинации против коронавирусной инфекции или отрицательного теста на Covid-19 (проведенный не позднее 3 дней до даты посещения) на основании распоряжения администрации Собинского района от 20 марта 2020 г. № 41-р «О принятии мер по не распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (пункт 1) с последующими изменениями, внесенными распоряжениями администрации Собинского района от 26 марта 2021 г. № 34-р и от 7 июля 2021 г. № 81-р (л.д. 113-120).

Пунктом 3 распоряжения администрации Собинского района от 20 марта 2020 г. № 41-р «О принятии мер по не распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» рекомендовано организовать незамедлительное исполнение введенного п. 1 специального режима посещения администрации Собинского района (л.д. 117-119).

В рамках исполнения вышеуказанного распоряжения МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» изданы приказы от 30 марта 2020 г. № 16, от 24 ноября 2020 г. № 49 «О пропускном режиме и работе структурных подразделений администрации Собинского района» с учетом изменений, внесенных приказом от 5 марта 2021 г. № 04.

По объяснениям административного истца Малаховского С.П. 14 июля 2021 г. он пытался пройти в здание администрации Собинского района, предъявив контролеру Яковлеву М.В. удостоверения помощника депутата Государственной Думы РФ и члена ТИК Собинского района.

Факт недопуска Малаховского С.П. в администрацию Собинского района лицами, участвующими в деле, не оспаривался.

При этом не оспаривалось сторонами и подтверждено материалами надзорного производства по обращению Малаховского С.П. в Собинскую межрайонную прокуратуру то обстоятельство, что при предоставлении информации на требование прокурора от 23 июля 2021 г. № 83ж-2014 администрация Собинского района сообщила о причинах недопуска Малаховского С.П. в администрацию, ссылаясь на распоряжение от 7 июля 2021 г. № 81-р, которым установлен специальный режим его посещения (при наличии сертификата о пройденной вакцинации против коронавирусной инфекции или отрицательного теста на Covid-19 (проведенный не позднее 3 дней до даты посещения)), а также на нарушение Малаховским С.П. масочного режима.

На неправильное ношение медицинской маски как основание к недопуску административного истца в администрацию Собинского района указывал также заинтересованное лицо Яковлев М.В. в ходе судебного разбирательства.

11 августа 2021 г. в адрес главы администрации Собинского района внесено представление № 2-48-2021 об устранении нарушений законодательства о доступе граждан к деятельности органов местного самоуправления со ссылкой на то, что возложение на граждан обязанности по предоставлению сертификата о пройденной вакцинации против коронавирусной инфекции или отрицательного теста на Covid-19 нормами федерального законодательства, а также Указом Губернатора Владимирской области от 17 марта 2020 г. № 38 не предусмотрено.

11 октября 2021 г. Малаховский С.П. вновь не был допущен в администрацию Собинского района ввиду отсутствия сертификата о пройденной вакцинации против коронавирусной инфекции или отрицательного теста на Covid-19, что следует из его объяснений, а также объяснений заинтересованного лица Яковлева М.В.

16 ноября 2021 г. в адрес главы администрации Собинского района внесено представление № 2-48-2021 об устранении нарушений законодательства о доступе граждан к деятельности органов местного самоуправления по основаниям, указанным в представлении от 11 августа 2021 г.

Действительно, Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206, от 2 апреля 2020 г. № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить соответствующую территорию в границах субъекта Российской Федерации, на которую предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на этой территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей (с учетом предусмотренных указами исключений); установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории Российской Федерации определить численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих органов (п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239).

Указом Губернатора Владимирской области от 17 марта 2020 г. № 38 «О введении режима повышенной готовности» в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации на территории Владимирской области введен режим повышенной готовности (п. 1). Границей зоны территории, на которой вводится режим повышенной готовности, определена граница Владимирской области (п. 2).

Пунктом 5 Указа Губернатора Владимирской области от 17 марта 2020 г. № 38 запрещено до снятия режима повышенной готовности на территории Владимирской области посещение без средств индивидуальной защиты (масок, респираторов): федеральных государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти области, государственных органов области, органов государственной власти области, органов местного самоуправления области, а также подведомственных им организаций.

Следовательно, Указом Губернатора Владимирской области от 17 марта 2020 г. № 38 установлен лишь запрет посещения органов местного самоуправления без средств индивидуальной защиты, в связи с чем, нормативные правовые акты органа местного самоуправления, которыми установлен специальный режим посещения администрации Собинского района, предусматривающий использование в приоритетном порядке электронного документооборота и технических средств связи для обеспечения служебного взаимодействия и минимизацию доступа в администрацию Собинского района лиц, не имеющих сертификата о пройденной вакцинации против коронавирусной инфекции или отрицательного теста на Covid-19 (проведенный не позднее 3 дней до даты посещения), не соответствуют вышеуказанному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В данном случае суд в силу ст. 15 КАС РФ принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, 9 декабря 2021 г. в адрес суда поступило административное исковое заявление Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Собинского района и МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района», поданное в порядке главы 21 КАС РФ, о признании недействующим полностью распоряжение администрации МО Собинский район от 20 марта 2020 г. № 41-р «О принятии мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCov)» со дня его принятия – 20 марта 2021 г.; признании недействующим полностью распоряжение администрации МО Собинский район от 7 июля 2021 г. № 81-р «О внесении изменений в распоряжение администрации района от 20 марта 2020 г. № 41-р «О принятии мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCov)» со дня его принятия – 7 июля 2021 г. (административное дело № 2а-139/2022) (л.д. 64-75).

22 февраля 2022 г. вынесено решение по вышеуказанному административному делу, которым административные исковые требования Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены частично. Решение суда не вступило в законную силу.

Таким образом, отсутствие у Малаховского С.П. сертификата о пройденной вакцинации против коронавирусной инфекции (отрицательного теста на Covid-19) не могло послужить основанием для его недопуска в администрацию Собинского района 14 июля 2021 г. и 11 октября 2021 г.

Согласно Уставу МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» учреждение является юридическим лицом – казенным учреждением. Учредителем учреждения является муниципальное образование Собинский район, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация МО Собинский район. Функции учреждения указаны в разделе 2 Устава (л.д. 161-169).

Как уже говорилось выше, на основании распоряжения администрации Собинского района от 20 марта 2020 г. № 41-р, решения оперативного штаба в Собинском районе от 5 июля 2021 г. № 96 именно на МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» было возложено обеспечение контроля за реализацией мероприятий по ограничению доступа в здание администрации посетителей, соблюдению ими масочного режима и социальной дистанции.

Согласно гражданско-правовым договорам от 1 июля 2021 г. № Ю-06/110 и от 1 октября 2021 г. № Ю-06/151, заключенным между МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» и Яковлевым М.В., Яковлев М.В. принял на себя обязательство ежедневно выполнять следующую работу, в том числе, внесение в специальный журнал учета информации о входящих и выходящих посетителях, проверку документов у физических лиц, желающих пройти на территорию организации (л.д. 37-38, 170).

Следовательно, МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района», от имени которого действовал Яковлев М.В., допустило совершение оспариваемых Малаховским С.П. действий по его недопуску в здание администрации Собинского района, имевшими место 14 июля 2021 г. и 11 октября 2021 г.

В силу вышеуказанных оснований совершенные в отношении Малаховского С.П. действия являлись незаконными, нарушали его права как помощника депутата Государственной Думы РФ на беспрепятственный проход в здание органов местного самоуправления по его поручению, получение в органах местного самоуправления документов, а также информационных и справочных материалов.

Отсутствие либо наличие медицинской маски, надетой ненадлежащим образом, у Малаховского С.П. 14 июля 2021 г. материалами дела не подтверждается, доказательств обратного административным ответчиком МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района», на которого в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 данной статьи, не представлено.

Система видеонаблюдения при входе в здание администрации Собинского района не установлена (л.д. 187, 216).

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового требования Малаховского С.П. о признании действий МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» по недопуску помощника депутата Государственной Думы седьмого созыва Малаховского С.П. в здание органов местного самоуправления 14 июля 2021 г. и 11 октября 2021 г. незаконными.

Вместе с тем, права административного истца как члена ТИК Собинского района действиями МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» по недопуску Малаховского С.П. в здание органов местного самоуправления 14 июля 2021 г. и 11 октября 2021 г., где расположена ТИК Собинского района, нарушены не были.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, в том числе и председателя ТИК Собинского района Костючкова С.И., материалов проверки по обращениям Малаховского С.П. в Собинскую межрайонную прокуратуру следует, что председатель ТИК Собинского района Костючков С.И. в кабинете ТИК Собинского района отсутствовал 14 июля 2021 г. и 11 октября 2021 г.

Согласно объяснениям председателя ТИК Собинского района Костючкова С.И. доступ в кабинет имеется только у него и бухгалтера. В его отсутствие в кабинете находиться никто не может.

При появлении председателя ТИК Собинского района Костючкова С.И. 14 июля 2021 г. Малаховскому С.П. было предложено пройти и оказать помощь территориальной комиссии при работе в архиве, на данное предложение административный истец ответил отказом, что последним не оспаривалось.

При этом каких-либо требований (в устном или письменном виде) об ознакомлении с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами, о получении их копии Малаховский С.П. не заявлял. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Не оспаривалось лицами, участвующими в деле, то обстоятельство, что заседаний комиссий 14 июля 2021 г. и 11 октября 2021 г. не проводилось.

Определением заместителя Собинского межрайонного прокурора от 6 сентября 2021 г. в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.6 КоАП РФ, в отношении должностных лиц ТИК Собинского района и администрации Собинского района отказано.

Таким образом, действиями МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» по недопуску его в здание администрации Собинского района права Малаховского С.П. как члена ТИК Собинского района, связанные с осуществлением им своих полномочий и предусмотренные пп. «г» п. 23 ст. 29 и п. 1 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», 14 июля 2021 г. и 11 октября 2021 г. нарушены не были.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что ст. 30 указанного закона регламентирует гласность в деятельности комиссий, а п. 1 ст. 30 предусматривает право присутствовать на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами членам вышестоящих комиссий и работникам их аппаратов, кандидатам, зарегистрированным данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченному представителю по финансовым вопросам или доверенному лицу, уполномоченному представителю или доверенному лицу избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидату из указанного списка, члену или уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума.

Административный ответчик – администрация МО Собинский район в отношении Малаховского С.П. каких-либо действий 14 июля 2021 г. и 11 октября 2021 г. не совершала, в связи с чем, Малаховскому С.П. в удовлетворении административного иска к администрации МО Собинский район следует отказать в полном объеме.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе и указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Из административного искового заявления Малаховского С.П. следует, что административный истец в качестве способа восстановления нарушенных прав просит обязать административного ответчика прекратить препятствовать ему и иным лицам, обладающим специальным статусом (помощник депутата Государственной Думы РФ и член ТИК Собинского района) в допуске в здание органов местного самоуправления.

Однако на момент рассмотрения дела администрацией МО Собинский район на основании распоряжения от 15 декабря 2021 г. № 189-р отменены распоряжения администрации Собинского района от 7 июля 2021 г. № 81-р «О внесении изменений в распоряжение администрации района от 20 марта 2020 г. № 41-р «О принятии мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCov)», от 20 марта 2020 г. № 41-р «О принятии мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCov)», ограничивающие доступ граждан к деятельности органа местного самоуправления (устанавливающие специальный режим посещения администрации Собинского района при наличии сертификата о пройденной вакцинации против коронавирусной инфекции или отрицательного теста на Covid-2019).

При этом распоряжением от 15 декабря 2021 г. № 189-р утверждено Положение об организации пропускного режима в административное здание органов местного самоуправления Собинского района, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Садовая, д. 4, согласно приложению (далее – Положение) (л.д. 92-95).

В силу п. 1.2 данного Положения выполнение его требований обязательно для всех лиц, работающих и посещающих здания администрации Собинского района.

Организация и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов в здании администрации обеспечивается МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района (п. 1.6 Положения).

Пунктом 2.2 указанного Положения определены категории лиц (в том числе и помощники депутатов ГД РФ при служебной необходимости для решения вопроса, непосредственно связанного с деятельностью парламентария, который помощнику необходимо урегулировать), которые допускаются в рабочие дни в здание администрации по предъявлении служебного удостоверения. В целях реализации прав лиц, указанных в п. 2.2 Положения, обеспечивается их сопровождение к конкретному должностному лицу (п. 2.3). Допуск посетителей в здание осуществляется в рабочие дни с 8.30 до 16.30 (за исключением обеденного перерыва) (п.2.5).

Прием посетителей осуществляется только на первом этаже здания в холле. При посещении организаций и учреждений, расположенных в здании администрации Собинского района, прием посетителей осуществляется в помещениях, занимаемых данными организациями при сопровождении посетителей уполномоченными сотрудниками (п. 2.6).

Следовательно, в настоящее время администрацией МО Собинский район и МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» обеспечен беспрепятственный доступ граждан к деятельности органа местного самоуправления с соблюдением вышеуказанного Положения.

Нарушенные права административного истца восстановлены, способ восстановления права в данном случае отсутствует.

Оснований для возложения на МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» обязанности по прекращению препятствовать в допуске в здание органов местного самоуправления Малаховскому С.П. и иным лицам, обладающим специальным статусом (помощник депутата Государственной Думы РФ и член ТИК Собинского района), не имеется.

Малаховский С.П. вправе путем обращения в суд защищать свои права и законные интересы, нормами КАС РФ и другими федеральными законами ему не предоставлено право на обращение в суд в защиту прав других лиц.

Кроме того, на момент рассмотрения дела Малаховский С.П. не является помощником депутата Государственной Думы РФ.

Доказательства чинения каких-либо препятствий со стороны МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» в допуске в здание органов местного самоуправления Малаховского С.П. после принятия нового Положения материалы дела не содержат и суду не представлены.

Согласно ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В силу ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению (ч. 1). В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием (ч. 2).

Малаховский С.П. в административном исковом заявлении ходатайствовал об обращении принятого судом решения к немедленному исполнению (л.д. 6, оборот).

Принимая во внимание то, что на МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» не возлагается какая-либо обязанность по устранению допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, оснований для установления срока устранения таких нарушений, а, следовательно, и для обращения принятого судом решения к немедленному исполнению не имеется, в связи с чем, Малаховскому С.П. в удовлетворении заявленного ходатайства следует отказать.

С учетом частичного удовлетворения административного иска на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ с МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» в пользу Малаховского С.П. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная административным истцом при подаче данного иска (л.д. 5, 18).

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 244 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Малаховского Семена Павловича к администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области и Муниципальному казенному учреждению «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» о признании действий по недопуску в здание органов местного самоуправления незаконными, обязании прекратить препятствовать в допуске в здание органов местного самоуправления удовлетворить частично.

Признать действия Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» по недопуску помощника депутата Государственной Думы РФ седьмого созыва Малаховского Семена Павловича в здание органов местного самоуправления 14 июля 2021 г. и 11 октября 2021 г. незаконными.

Малаховскому Семену Павловичу в удовлетворении административного искового требования к Муниципальному казенному учреждению «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» об обязании прекратить препятствовать в допуске в здание органов местного самоуправления отказать.

Малаховскому Семену Павловичу в удовлетворении административных исковых требований к администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области отказать.

Малаховскому Семену Павловичу отказать в обращении решения суда к немедленному исполнению.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района» в пользу Малаховского Семена Павловича государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                  А.В.Стародубцева

Решение суда принято в окончательной форме 14 марта 2022 г.

2а-83/2022 (2а-1-945/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Собинский межрайонный прокурор
Малаховский Семен Павлович
Ответчики
МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Собинского района»
администрация МО Собинский район Владимирской области
Другие
Яковлев Максим Вячеславович
Территориальная избирательная комиссия Собинского района
Суд
Собинский городской суд Владимирской области
Судья
Стародубцева А.В.
Дело на сайте суда
sobinsky.wld.sudrf.ru
14.10.2021Регистрация административного искового заявления
14.10.2021Передача материалов судье
18.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2021Подготовка дела (собеседование)
22.11.2021Рассмотрение дела начато с начала
22.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
14.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее