Дело № 12-115/2022
РЕШЕНИЕ
ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
19 мая 2022 года п. Тарасовский Ростовской области
Судья Миллеровского районного суда Ростовской области Арьянова Т.М, с участием: представителя привлекаемого лица АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» – Саморокова А.Ю., действующего на основании доверенности, рассмотрев жалобу АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» на постановление от 15.02.2022 года по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, главным специалистом-экспертом государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Поповым Д.А. о привлечении юридического лица – АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, главного специалиста-эксперта государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Поповым Д.А. от 15.02.2022 года юридическое лицо - АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» подало жалобу, в которой просит о отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Представитель привлекаемого лица АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» – Самороков А.Ю. в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы по указанным в ней основаниям.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительных причин своей не явки в суд не представил, об отложении слушания дела не просил.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя лица, подавшего жалобу, проверив материалы в объеме, предусмотренном ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Судом из представленных материалов установлено, что АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» осуществляется эксплуатация объекта НВОС – НПС «Тарасовская» (код объекта: 60-0161-000133-П), расположенного по адресу: 346050 Ростовская область Тарасовский район Красновское сельское поселение.
На основании приказа заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Низамова Р.Х. от 05.102021 года № РЕ-09/67 (в редакции решений от 18.10.2021 года № РЕ-09/77, от 09.11.2021 года № РЕ-09/119) в период с 14.10.2021 года по 19.11.2021 года проведена плановая выездная проверка объектов НВОС НПС «Тарасовская» Тихорецкого районного управления магистральными нефтепроводами АО «Черномортранснефть», расположенного по адресу: 346050 Ростовская область Тарасовский район Красновское сельское поселение.
По результатам проверки Росприроднадзора составлен акт плановой выездной проверки от 19.11.2021 года № 0904-67Пл-А/125-1021.
В ходе проверки административным органом установлено, что АО Черномортранснефть» допущено нарушение экологических требовани й при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно: в ходе исследования программы производственного экологического контроля для нефтеперекачивающей станции (НПС) «Тарасовская» установлено, что НПС «Тарасовская» (местонахождение объекта: Ростовская область Тарасовский район Красновское сельское поселение. Тип объекта: Площадной. Код объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: 60-0161-000133-П, П категория, негативного воздействия на окружающую среду); объект НВОС – Эксплуатационные скважины НПС «Тарасовская» №№ 1, 2, 3. Лицензия РСТ № 01849 ВЭ от 27.03.2008 года (местоположение объекта: 2,5 км к СЗ от территории НПС «Тарасовская» Тарасовского района Ростовской области. Тип объекта: Площадной. Код объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: 60-0161-003331-П, Ш – категория, негативного воздействия на окружающую среду). АО «Черномортранснефть» в период с 01.01.2021 года по 22.09.2021 года не имело согласованных с органами исполнительной власти субьекта Российской Федерации. Уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для объекта НВОС – НПС «Тарасовская», расположенного по адресу: Ростовская область Тарасовский район Красновское сельское поселение, что является нарушением п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 2, 5, 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 года № 811. АО «Черномортранснефть» в инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта НВОС – НПС «Тарасовская» не учтены изменения к порядку проведения инвентаризации, предусмотренные приказом Минприроды России от 07.08.2018 года № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», что является нарушением п. 4 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 приказа Минприроды России от 07.08.2018 года № 352. АО «Черномортранснефть» используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС – НПС «Тарасовская» методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что является нарушением п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 года № 422, п.п. 5, 10 приказа Минприроды России от 07.08.2018 года № 352. Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта НВОС – НПС «Тарасовская» произведен АО «Черномортранснефть» на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, что является нарушением ст. 12, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 10, 20, 28, 42 приказа Минприроды России от 07.08.2018 года № 352, п. 9 приказа Минприроды России от 11.08.2020 года № 581. Программа производственного экологического контроля для объекта НВОС – НПС «Тарасовская» АО «Черномортранснефть» разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, что является нарушением п.п. 2, 3, 6 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1, 2, 4 приказа Минприроды России от 28.02.2018 года № 74. Результаты осуществления производственного экологического контроля АО «Черномортранснефть» на объекте НВОС – НПС «Тарасовская» содержат недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой производственного экологического контроля с использованием Методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что является нарушением п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 9.1 приказа Минприроды России от 28.02.2018 года № 74. АО «Черномортранснефть» осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС – НПС «Тарасовская» в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов), что является нарушением ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды. Расчет массы промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду для объекта НВОС – НПС «Тарасовская», произведен по методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не вошедшей в перечень методик, утвержденных приказом Минприроды России от 31.07.2018 года № 341, что является нарушением п. 10 ст. 15, ст. 22, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.10 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 года № 352.
На основании вышеуказанных положений, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанными доводами административного органа АО «Черномортранснефть» обратилось в суд с данной жалобой.
При формировании программы производственного экологического контроля для НПС «тарасовская» включены два объекта НВОС, которые относятся к одному производственному объекту – НПС «Тарасовская» промплощадка НПС «Тарасовская» № 60-0161-000133-П и эксплуатационные скважины НПС «Тарасовская» № 60-0161-003331-П. АО «Черномортранснефть» разработаны и утверждены программы производственного экологического контроля для каждого из указанных НВОС.
Приказ Минприроды России от 28.11.2019 года № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (далее – Требования) вступил в действие 26.07.2020 года. Обществом своевременно были приняты меры по соблюдению требований законодательства в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
26.09.2019 года между АО «Черномортранснефть» и ООО «Волопас» г. Краснодар был заключен договор на разработку и согласование мероприятий при НМУ для НПС «Тарасовская». В связи с тем, что работы по согласованию Мероприятий выпали на переходный период, в части вступления в силу новых Требований к разработке, Министерство природных ресурсов по Ростовской области длительное время не принимало документацию к рассмотрению. Письмами Минприроды по Ростовской области от 03.11.2020 года № 28.3-3.1/4455, от 22.06.2021 года № 28.3-3.2.1/2277 документация неоднократно возвращалась на доработку.
Письмом Минприроды Ростовской области от 23.09.2021 года № 28.3-3.2.1/4645 Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для НПС «Тарасовская» были согласованы.
В соответствии с Планом регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при НМУ, разработанным в составе раздела 4 проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух НПС «Тарасовская» АО «Черномортранснефть» в период с 1.01.2021 года по 22.09.2021 года проводились мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ на НПС «Тарасовская» в период НМУ. Информация о принятых мерах при наступлении НМУ заносилась в Журнал регистрации предупреждения о НМУ и контроль выполнения мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ в соответствии с Приказом № 811.
Согласно п. 2 Приказа № 352 документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.Документация по инвентаризации подлежит корректировке в случаях, предусмотренных п.п. 42, 43 «Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», а именно:
Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях (р. 42): изменение технологических процессов и (или) режимов технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ; изменение объемов производства; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящих к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ; изменение законодательства российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов; реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
Пункт 43 – в случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).
С момента разработки инвентаризации (2016 год) НПС «Тарасовская» не возникали случаи для корректировки документации по инвентаризации, предусмотренные в п.п. 42, 43 Порядка. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с п. 2 Приказа Минприроды России № 341 от 31.07.2018 года Методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 года № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами, включаются в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений, согласно п. 3 Порядка, утвержденного настоящим приказом. Юридические лица, не являющиеся заказчиком или разработчиком методик, не имеют оснований для включения методик в Перечень.
При проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух НПС «Тарасовская» в 2016 году такой Перечень отсутствовал. Распоряжением Минприроды России от 24.06.2019 года № 19-р была включена в перечень методик только методика – «Методика расчета количестве отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ при проведении взрывных работ в разрезах (карьерах)».
Данная методика для определения качественного и количественного состава выбросов, характерных для видов хозяйственной деятельности, осуществляемых НПС «Тарасовская» не подходит.
Соответственно АО «Черномортранснефть» не имел возможности использовать методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включенные в перечень таких методик, утверждаемый министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, поскольку на момент проведения инвентаризации источников выбросов в 2017-2020 годах в перечне такие методики отсутствовали.
Доказательств обратного административным органом суду не представлено.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2021 года № 109 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 года № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах». В соответствии с Приложением № 18 к Постановлению № 440 до 01.07.2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Все методики, применяемые АО «Черномортранснефть» при проведении инвентаризации источников выбросов в 2017-2020 годах были разработаны до вступления в силу Постановления Правительства РФ от16.05.2016 года № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
В связи с тем, что АО «Черномортранснефть» не являлось разработчиком Методик расчета, у него отсутствовала возможность направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответствующую заявку для внесения сведений о Методике расчета в Перечень на основании п. 6 Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Предусмотренная законодателем возможность направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответствующую заявку для внесения сведений о Методике расчета в Перечень возникла у юридических лиц, не являющихся разработчиками Методик, только после принятия Приказа Минприроды России от 22.04.2021 года № 277 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.07.2018 года № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками», в соответствии с которым в пункте 6 Порядка слово «разработчик» было заменено словами «юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель».
Применение Методик, рекомендованных АО «НИИ Атмосфера», Санкт-Петербург, в части описания работ по нормированию, при проведении инвентаризации в 2017-2020 годах обосновано разъяснениями, содержащимися в письме Минприроды России от 10.10.2019 года № 12-50/12483-ОГ, поскольку к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации относится, в том числе, право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства в соответствии с п. 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ от 11.11..2015 года № 1219.
Суд считает, что величины выбросов при определении загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расчет нормативов выбросов, программа производственного экологического контроля, расчет массы промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду объекта НВОС НПС «Тарасовская» и осуществление деятельности объекта НВОС № 60-0161-000133-П основаны на достоверных данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ НПС «Тарасовская».
Доказательств обратного административным органом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица события правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
В соответствии ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
С учетом фактических обстоятельств и представленной совокупности доказательств, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, главного специалиста-эксперта государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Поповым Д.А. от 15.02.2022 года о привлечении АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
К тому же, как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки Росприроднадзора 19.11.2021 года № 0904-67Пл-А/125-1021, также были выявлены аналогичные нарушения в отношении АО Черномортранснефть» НПС «Родионовская», по результатам были составлены, как стало известно суду, два протокола в отношении АО Черномортранснефть» по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении НПС «Родионовская» и НПС «Тарасовская». 15.02.2021 года АО Черномортранснефть» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ дважды в отношении НПС «Родионовская» и НПС «Тарасовская» и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа по каждому в размере 20000 рублей. Постановление о привлечении АО Черномортранснефть» в отношении НПС «Родионовская» было обжаловано в Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края. Жалоба на постановление о привлечении АО Черномортранснефть» в отношении НПС «Тарасовская» передано по подсудности на рассмотрение в Миллеровский районный суд.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12.05.1998 года № 14-П, от 11.05. 2005 года № 5-П, от 27.05.2008 года № 8-П, от 16.06.2009 года № 9-П).
В пункте 6 своего постановления от 16.06.2009 года № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2-1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Европейский Суд по правам человека в постановлении по делу «Сергей Золотухин против Российской Федерации» (Страсбург, 10.02.2009 года) отметил, что положения статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны толковаться как запрещающие преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же.
Действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении возможности указания в протоколе об административном правонарушении нескольких однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения.
Вынося обжалуемое постановление, должностное лицо – государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, главный специалист-эксперт государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Поповм Д.А. не учел тот факт, что нарушения в сфере экологического контроля совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, в рамках которой составлен один акт проверки № 0904-67Пл-А/125-1021 от 19.11.2021 года, правонарушения являются однородными, нарушения экологического контроля имели место быть в один временной период. В связи с чем, раздельное рассмотрение таких дел с вынесением постановлений о привлечении к административной ответственности по каждой НПС, приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо.
У административного органа не имелось оснований квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизод как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и устанавливать за каждое из них административное наказание.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░ 19.09.2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 8.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 1 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░