Дело № 2а–576/2018
РЈРР”: 66RS0046-01-2018-000854-77
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
21 ноября 2018 года г. Нижний Тагил
Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Лисовенко Н.Е.,
при секретаре судебного заседания Дровняшиной А.Н.,
с участием прокурора Черных В.П.,
представителей административного ответчика Доможирова В.В., Толстовой О.В.,
заинтересованного лица Орловой Р.РЎ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пригородного района Свердловской области к Думе Горноуральского городского округа о признании незаконным решения Думы Горноуральского городского округа,
установил:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района Свердловской области обратился РІ Пригородный районный СЃСѓРґ Свердловской области СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Думе Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рѕ признании незаконным решения Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° в„– 17/21 РѕС‚ 23 августа 2018 РіРѕРґР° «О рассмотрении представления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района РѕР± устранении нарушений законодательства Рѕ противодействии коррупции РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой Р.РЎ.В».
Р’ обоснование административного РёСЃРєР° (СЃ учетом уточнений) РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ указал, что РІ рамках надзорной деятельности прокуратурой РІ соответствии СЃ планом работы прокуратуры РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района РЅР° 2 полугодие 2018 РіРѕРґР° проведена проверка соблюдения законодательства Рѕ противодействии коррупции РІ части полноты, достоверности Рё своевременности представления депутатами Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° седьмого созыва сведений Рѕ доходах, расходах, РѕР± имуществе Рё обязательствах имущественного характера. Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что депутатом Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° седьмого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой Р.РЎ. РІ нарушение положений действующего законодательства представлены заведомо недостоверные Рё неполные сведения Рѕ СЃРІРѕРёС… доходах Р·Р° 2017 РіРѕРґ. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем 23.07.2018 РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района РІ адрес председателя Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° внесено представление РѕР± устранении нарушений законодательства Рѕ противодействии коррупции, РІ котором поставлен РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ досрочном прекращении полномочий указанного депутата. РџРѕ результатам рассмотрения представления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района Думой Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° принято Решение в„– 17/21 РѕС‚ 23.08.2018 «О рассмотрении представления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района РѕР± устранении нарушений законодательства Рѕ противодействии коррупции РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой Р.РЎ.В», РІ котором Орловой Р.РЎ. объявлено замечание Рё указано, что оснований для прекращения депутатских полномочий депутата Орловой Р.РЎ. РЅРµ имеется, тем самым отказано РІ удовлетворении требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°. РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ считает данный отказ незаконным, свидетельствующим Рѕ неисполнении Думой Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕРґРЅРѕР№ РёР· важнейших государственных задач РїРѕ соблюдению законодательства РІ сфере противодействия коррупции. Принятое Думой Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РІ отношении депутата Орловой Р.РЎ. решение является незаконным Рё напрямую затрагивает интересы государства, так как подрывает принципы противодействия коррупции, нарушает права Рё законные интересы неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц РЅР° осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, препятствует совершенствованию механизма контроля Р·Р° расходами.
Ссылаясь РЅР° указанные обстоятельства, СЃ учетом уточнения заявленных требований, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района Свердловской области РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ признать незаконным решение Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° в„– 17/21 РѕС‚ 23 августа 2018 РіРѕРґР° «О рассмотрении представления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района РѕР± устранении нарушений законодательства Рѕ противодействии коррупции РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой Р.РЎ.В» Рё обязать Думу Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РЅР° ближайшем заседании Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° повторно рассмотреть представление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района РѕС‚ 23.07.2018 РіРѕРґР° РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой Р.РЎ.
Определением СЃСѓРґР° РѕС‚ 24.10.2018 РіРѕРґР° Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованного лица привлечена Орлова Р.РЎ.
Прокурор в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, указным в административном исковом заявлении с учетом уточнений требований.
Представители административного ответчика Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° – Доможиров Р’.Р’. Рё Толстова Рћ.Р’. заявленные требования РЅРµ признали. Дополнительно СЃСѓРґСѓ пояснили, что депутатом Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° седьмого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой Р.РЎ. РІРѕ исполнение требований федеральных законов РѕС‚ 06.10.2013 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё РѕС‚ 25.12.2008 РіРѕРґР° в„– 273-ФЗ «О противодействии коррупции» была представлена справка Рѕ доходах, расходах, РѕР± имуществе Рё обязательствах имущественного характера РЅР° себя Р·Р° отчетный 2017 РіРѕРґ. Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ представления, заслушав пояснения депутата Орловой Р.РЎ., Дума Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° установила, что депутат Орлова Р.РЎ. РІ справке Рѕ доходах, расходах, РѕР± имуществе Рё обязательствах имущественного характера Р·Р° 2017 РіРѕРґ РІ разделе 1 «Сведения Рѕ доходах» РґРѕС…РѕРґ РїРѕ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ месту работы был указан РѕРґРЅРѕР№ цифрой Р·Р° весь 2017 РіРѕРґ без разбивки РїРѕ организациям Рё РЅРµ указаны были РґРѕС…РѕРґС‹, полученный РїРѕ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ месту работы. Решением Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° депутату Орловой Р.РЎ. вынесено замечание, Рё РѕРЅР° предупреждена Рѕ недопущении РІРЅРѕРІСЊ подобных неточностей. РџСЂРё вынесении решения Думой Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° были учтены следующие обстоятельства: справка Рѕ СЃРІРѕРёС… доходах, расходах, РѕР± имуществе Рё обязательствах имущественного характера Р·Р° 2017 РіРѕРґ депутатом Орловой Р.РЎ. заполнялись Рё представлялись впервые, Р° недостоверные сведения РІ РІРёРґРµ занижения СЃСѓРјРјС‹ РґРѕС…РѕРґРѕРІ были указаны вследствие технической ошибки. Умысла РЅР° сокрытие сведений Рѕ доходах или предоставление недостоверных сведений Сѓ депутата Орловой Р.РЎ. РЅРµ было. Оснований для досрочного прекращения полномочий депутату Орловой Р.РЎ. РЅРµ имелось.
Заинтересованное лицо Орлова Р.РЎ. РІ судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ СЃСѓРґСѓ, что умысла РЅР° занижение или сокрытие РґРѕС…РѕРґРѕРІ РїСЂРё заполнении справки РѕРЅР° РЅРµ имела. Р’ Справке Рѕ доходах РѕРЅР° ошибочно РЅРµ указала РґРѕС…РѕРґ Р·Р° 2017 РіРѕРґ, полученный ею РїРѕ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ месту работы РІ МБУ ГГО «Музейный комплекс» РІ размере 40 225,85 СЂСѓР±. Указанная СЃСѓРјРјР° РґРѕС…РѕРґР° была упущена ею из–за отсутствия опыта РІ заполнении справки. Считает, что допущенную ошибку РјРѕР¶РЅРѕ отнести Рє человеческому фактору.
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании решения Думы Горноуральского городского округа, входят проверка соответствия совершенных действий закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения ими прав и законных интересов граждан, а также соблюдение срока на обращение с административным исковым заявлением в суд.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определяет понятие "лицо, замещающее муниципальную должность" - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно абз. 18 ст.2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Пункт 4 статьи 5 ФЗ N 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ N 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение), органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 3 названного Положения установлен срок предоставления указанных сведений - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Статьей 12.1 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" установлено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются лицами, замещающими муниципальные должности, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Указанные сведения представляются по форме, утвержденной нормативным правовым актом Российской Федерации.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ, Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.
РР· системного толкования приведенных РЅРѕСЂРј РІ РёС… совокупности следует, что обязанность лица, замещающего должность депутата РІ представительном органе муниципального района, РїРѕ предоставлению сведений Рѕ СЃРІРѕРёС… доходах, РѕР± имуществе Рё обязательствах имущественного характера, Р° также сведений Рѕ доходах, РѕР± имуществе Рё обязательствах имущественного характера СЃРІРѕРёС… СЃСѓРїСЂСѓРіРё (СЃСѓРїСЂСѓРіР°) Рё несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом РїСЂРё предоставлении указанными лицами полных Рё достоверных сведений РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё СЃСЂРѕРєРё, установленные нормативными правовыми актами.
Следовательно, непредставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Как следует из положений пункта 12 и пункта 13 статьи 22 Устава Горноуральского городского округа, депутат Думы городского округа должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Как следует РёР· материалов дела, Орлова Р.РЎ. является депутатом Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° седьмого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2, что подтверждается решением РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕР№ районной территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё в„– 37/212 РѕС‚ 12.09.2017 РіРѕРґР° В« Рћ результатах выборов депутатов Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° седьмого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2В» (Р».Рґ. 13-15), Р° также решением РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕР№ районной территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё в„– 39/239 РѕС‚ 18.09.2017 РіРѕРґР° «О регистрации избрания Орловой РСЂРёРЅС‹ Сергеевны депутатом Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° седьмого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2В» (Р».Рґ. 16).
Р’Рѕ исполнение возложенных приведенными нормами обязанностей РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 01.04.2018 РіРѕРґР°, депутатом Орловой Р.РЎ. были предоставлена РІ администрацию Горнозаводского управленческого РѕРєСЂСѓРіР° сведения Рѕ СЃРІРѕРёС… доходах, расходах, РѕР± имуществе Рё обязательствах имущественного характера (Р».Рґ. 19-30). РџСЂРё этом СЃСЂРѕРєРё предоставления указанных сведений ей нарушены РЅРµ были.
РР· представленной справки Рѕ доходах, расходах, РѕР± имуществе Рё обязательствах имущественного характера Орлова Р.РЎ. РІ отношении себя, усматривается, что РІ графе «Доход РїРѕ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ месту работы» Орловой Р.РЎ. указана величина РґРѕС…РѕРґР° РІ размере 196 055,83 СЂСѓР±. Рё РІ графе «Доход РѕС‚ вкладов РІ банках Рё иных кредитный организациях» указана величина РґРѕС…РѕРґР° РІ СЃСѓРјРјРµ 60,11 СЂСѓР±. Ртого РґРѕС…РѕРґ Р·Р° отчетный период составил 196 115, 94 СЂСѓР±. (Р».Рґ. 19-30).
Согласно сведениям проверки, РїРѕ которой проведена верификация (Р».Рґ. 31-36) Рё справок Рѕ доходах физического лица Р·Р° 2017 РіРѕРґ в„– 10 (Р».Рґ. 37), справки Рѕ доходах физического лица Р·Р° 2017 РіРѕРґР° в„– 1 РѕС‚ 03.10.2018 РіРѕРґР°, справки Рѕ доходах физического лица Р·Р° 2017 РіРѕРґР° в„– 3 РѕС‚ 03.10.2018 РіРѕРґР°, общая СЃСѓРјРјР° РґРѕС…РѕРґРѕРІ Орловой Р.РЎ., выплаченных налоговыми агентами, Р·Р° отчетный 2017 РіРѕРґ составила 236 281, 68 СЂСѓР±. РІ том числе: МБУ ГГО «Горноуральский ЦК» - 165 887,59 СЂСѓР±., МБУ ГГО «Николо-Павловский ЦК» - 30 168,24 СЂСѓР±., МБУ ГГО «Музейный комплекс» - 40 225,85 СЂСѓР±.
Р’ Справке РІ строке «доход РїРѕ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ месту работы» Орлова Р.РЎ. указала РѕРґРЅРѕР№ строкой общий РґРѕС…РѕРґ РІ размере 196 055,83 СЂСѓР±., который получен ею РїРѕ предыдущему месту работы РІ МБУ ГГО «Горноуральский ЦК» (165 887,59 СЂСѓР±.) Рё РІ МБУ ГГО «Николо-Павловский ЦК» (30 168,24 СЂСѓР±.), которые должны быть указаны раздельно РІ строке «иные доходы».
Согласно Справке Рѕ доходах РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ место работы Орловой Р.РЎ. - МБУ ГГО «Музейный комплекс».
Таким образом, Орлова Р.РЎ. РІ Справке Рѕ доходах РЅРµ указала РґРѕС…РѕРґ, полученный ею РїРѕ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ месту работы РІ МБУ ГГО «Музейный комплекс»в размере 40 225,85 СЂСѓР±.
Следовательно, Орлова Р.РЎ. предоставила недостоверные Рё неполные сведения Рѕ СЃРІРѕРёС… доходах Р·Р° 2017 РіРѕРґ.
Согласно п. 2-2 ст. 12-1 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" в случае, если лицо, замещающее муниципальную должность, обнаружило, что в представленных им сведениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, оно вправе представить уточненные сведения не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.
Однако, такие уточнения Орловой Р.РЎ. РІ администрацию Горнозаводского управленческого РѕРєСЂСѓРіР° Свердловской области РІ установленный СЃСЂРѕРє представлены РЅРµ были.
Таким образом, депутатом Орловой Р.РЎ. РІ нарушение принципов противодействия коррупции РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации допущено несоблюдение обязанности, предусмотренной Федеральным законом РѕС‚ 25.12.2008 в„– 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Рё иным федеральным законодательством.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Прокуратурой Пригородного района Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в части полноты, достоверности и своевременности представления депутатами Думы Горноуральского городского округа седьмого созыва сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Проведенная прокуратурой РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района Свердловской области проверка соблюдения законодательства Рѕ противодействии коррупции выявила, что депутатом Орловой Р.РЎ. были представлены заведомо недостоверные сведения Рѕ размере ее РґРѕС…РѕРґРѕРІ, что является несоблюдением обязанности, установленной С‡. 4 СЃС‚. 12.1 Федерального закона "Рћ противодействии коррупции".
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ выявленными нарушениями РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района Свердловской области 23.07.2018 РіРѕРґР° РІ адрес Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° внесено представление в„– 02-02-2018 «Об устранении нарушений законодательства Рѕ противодействии коррупции», РІ котором заявлены требования Рѕ досрочном прекращении полномочий депутата Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Орловой Р.РЎ. (Р».Рґ. 38-40).
Как следует РёР· протокола 17 очередного заседания Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕС‚ 23.08.2018 РіРѕРґР°, РІ повестке значится РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ рассмотрении представления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района Свердловской области РѕР± устранении нарушений законодательства Рѕ противодействии коррупции РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой Р.РЎ. Р’ С…РѕРґРµ заседания было установлено, что депутат Орлова Р.РЎ. предоставила недостоверные сведения Рѕ СЃРІРѕРёС… доходах Р·Р° 2017 РіРѕРґ (Р».Рґ. 41-54).
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Решением Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° седьмого созыва в„–17/21 РѕС‚ 23.08.2018 РіРѕРґР° «О рассмотрении представления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района Свердловской области РѕР± устранении нарушений законодательства Рѕ противодействии коррупции РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой Р.РЎ.В» депутату Орловой Р.РЎ. объявлено замечание, Рё РѕРЅР° предупреждена Рѕ недопущении впредь подобных неточностей. Указано, что оснований для прекращения депутатских полномочий депутата Орловой Р.РЎ. РЅРµ имеется (Р».Рґ. 55-56).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ).
Следовательно, внесенные 3 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона N 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подпункт "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, и не свидетельствуют, как правильно констатировал суд апелляционной инстанции, об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 23 Устава Горноуральского городского округа, согласно которой решение Думы городского округа о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Думы муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу Федеральных законов NN 273-ФЗ и 131-ФЗ досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в связи с предоставлением им недостоверных сведений о своем доходе, имуществе является ничем иным как мерой ответственности за невыполнение обязанности по предоставлению достоверных сведений, установленной названными Федеральными законами.
Разрешая заявленные требования СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того обстоятельства, что предоставление депутатом Орловой Р.РЎ. недостоверных, неполных сведений Рѕ СЃРІРѕРёС… доходах является основанием для досрочного прекращения ее полномочий, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем решение Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° в„– 17/21 РѕС‚ 23 августа 2018 РіРѕРґР° «О рассмотрении представления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района РѕР± устранении нарушений законодательства Рѕ противодействии коррупции РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой РСЂРёРЅС‹ Сергеевны» РЅРµ соответствует Федеральному закону РѕС‚ 25 декабря 2008 РіРѕРґР° N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральному закону РѕС‚ 06 октября 2003 РіРѕРґР° N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Доводы административного ответчика Рё заинтересованного лица РѕР± отсутствии признака умысла, заведомости Рё коррупционности РІ действиях депутата Орловой Р.РЎ., РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ служить основанием для отказа РІ удовлетворении заявленных РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј требований, поскольку для принятия решения Рѕ прекращении полномочий депутата досрочно достаточно лишь РѕРґРЅРѕРіРѕ факта предоставления РёРј неполных сведений, РїСЂРё этом направленность целей такого непредоставления, отсутствие корыстной заинтересованности РІ этом, иные факторы, свидетельствующие РѕР± отсутствии негативных последствий, правового значения РЅРµ имеют, поскольку единственным значимым критерием тяжести совершенного проступка служит заведомый характер совершаемых действий, который нашел подтверждение РІ судебном заседании.
Доводы административного ответчика об отсутствии требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления Сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, признаются судом ошибочными, поскольку согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ N 273-ФЗ такими критериями выступает их полнота и достоверность.
Учитывая, что решение Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° в„– 17/21 РѕС‚ 23 августа 2018 РіРѕРґР° «О рассмотрении представления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района РѕР± устранении нарушений законодательства Рѕ противодействии коррупции РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой РСЂРёРЅС‹ Сергеевны», требованиям закона РЅРµ соответствует, Рё нарушает права Рё законные интересы неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц РЅР° осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что имеется предусмотренная Рї. 1 С‡. 2 СЃС‚. 227 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации совокупность условий для удовлетворения требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ административному РёСЃРєСѓ.
РќР° основании изложенного, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± удовлетворении заявленных требований Рѕ признании незаконным решения Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° в„– 17/21 РѕС‚ 23 августа 2018 РіРѕРґР° «О рассмотрении представления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района РѕР± устранении нарушений законодательства Рѕ противодействии коррупции РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой Р.РЎ.В».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
РЎСѓРґ полагает, что надлежащим СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј устранения нарушения прав административного истца РІ данном случае будет возложение обязанности РЅР° Думу Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РЅР° ближайшем заседании Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° повторно рассмотреть представление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района Свердловской области РѕС‚ 23.07.2018 РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой Р.РЎ.
Руководствуясь ст. ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Пригородного района Свердловской области к Думе Горноуральского городского округа о признании незаконным Решения Думы Горноуральского городского округа удовлетворить.
Признать незаконным Решение Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° в„– 17/21 РѕС‚ 23 августа 2018 РіРѕРґР° «О рассмотрении представления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района РѕР± устранении нарушений законодательства Рѕ противодействии коррупции РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой РСЂРёРЅС‹ Сергеевны».
Обязать Думу Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РЅР° ближайшем заседании Думы Горноуральского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° повторно рассмотреть представление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ района Свердловской области РѕС‚ 23 июля 2018 РІ отношении депутата РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 Орловой РСЂРёРЅС‹ Сергеевны.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Мотивированное решение суда составлено 26 ноября 2018 года.
Судья подпись Лисовенко Н.Е.