Дело № 2а-3444 (2017)
Решение
Именем Российской Федерации
07 сентября 2017 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Ильюхиной О.Г.
при секретаре Шило В.А.,
с участием представителей административного истца Симоновой Т.А., Брагинца А.А, представителя административного ответчика Корниенко Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Департамента строительства и архитектуры Брянской области к прокуратуре Брянской области об оспаривании представления,
установил:
Департамент строительства и архитектуры Брянской области обратился с административным иском в суд к Прокуратуре Брянской области, в котором просил отменить представление прокуратуры Брянской области об устранении нарушений законодательства при реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемое представление не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», поскольку администрация Климовского района г. Брянска на основании решения Климовского районного суда Брянской области от 27.07.2016 года направила Медведева А.В. дополнительным списком для включения в подпрограмму лишь 11.10.2016 года, т.е. после формирования департаментом и размещения на сайте списка лиц, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. Также указывает, что решение Климовского районного суда Брянской области, на которое ссылается прокурор в представлении, к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области не имеет отношения, так как вопросы обеспечения жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» не были предметом рассмотрения гражданского дела.
Определением суда от 23.08.2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Медведев А.В.
В судебном заседании представители административного истца Симонова Т.А., Брагинец А.А, просили административный иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Корниенко Я.В. полагала принятое представление законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица Медведева А.В. в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202-1) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
На основании п. 1 ст. 21 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 при реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в соответствии со ст. 22 указанного федерального закона.
В пункте 3 ст. 22 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из материалов дела следует, что 23.05.2017 года Прокуратурой Брянской области внесено представление № 07-08-2017 об устранении нарушений законодательства при реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» в отношении Департамента строительства и архитектуры Брянской области.
Согласно данному представлению прокурорской проверкой установлено, что администрацией Климовского района в департамент в целях включения в сводный список участников подпрограммы на 2017 год 05.10.2016 года направлена информация и уточненный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в связи с включением в данный список Медведева А.В., <дата> рождения, перенесшего лучевую болезнь вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ранее неправомерно снятого данным органом местного самоуправления с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Невключение Медведева А.В. администрацией Климовского района в список, направленный в департамент до 01.08.2017 года, было обосновано органом местного самоуправления приложенным к письму вступившим в законную силу решением Климовского районного суда от 27.07.2016 года о признании незаконными действий администрации района по снятию Медведева А.В. с жилищного учета и понуждении восстановить в очереди нуждающихся. Вместе с тем, департаментом право участника подпрограммы на включение в сводный список на 2017 год безосновательно не реализовано, администрация Климовского района о принятом решении не проинформирована, что привело к нарушению прав Медведева А.В. на обеспечение жильем, гарантированных ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Указанное представление мотивировано неисполнением Департаментом строительства и архитектуры Брянской области положений п. 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
В соответствии с Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
В соответствие с пунктом 2 Правил участие в подпрограмме добровольное, по желанию соответствующей категории граждан.
Согласно подпункту «е» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами «е» - «к» пункта 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте «к» пункта 5 настоящих Правил).
В силу п. 26 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Таким образом, формирование сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, осуществляют органы исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления.
Судом установлено, что постановлением администрации Климовского района Брянской области № 345 от 27.04.2016 года Медведев А.В. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 2 человека в связи с утратой оснований состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении – в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Решением Климовского районного суда Брянской области от 27.07.2016 года по гражданскому делу по иску Медведева А.В. к администрации Климовского района Брянской области постановление администрации Климовского района Брянской области № 345 от 27.04.2016 года о снятии Медведева А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении признано незаконным, на ответчика возложена обязанность восстановить Медведева А.В. с составом семьи 2 человека на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении согласно очередности на момент снятия его с учета.
05.10.2016 года администрация Климовского района Брянской области в адрес Департамента строительства и архитектуры направила ходатайство о восстановлении Медведева А.В. в списке нуждающихся в жилых помещениях как имеющего заболевание, связанное с аварией на ЧАЭС.
Вместе с тем, администрацией Климовского района Брянской области Медведев А.В. в список граждан-участников подпрограммы на 2017 год, направленный в Департамент строительства и архитектуры Брянской области, включен не был.
Ходатайство о включении в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2017 год было направлено органом местного самоуправления после его формирования и размещения на официальном сайте 31.08.2016 года.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» Постановлением Администрации Брянской области от 12.03.2007 № 146 утвержден Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
В соответствии с 5.2 указанного Порядка на основании списков граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан - получателей сертификатов на следующий год по категории получателей, относящейся к его деятельности.
Департамент по строительству Брянской области формирует сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по Брянской области и направляет его до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы (ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ»).
Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
При этом, решением Климовского районного суда Брянской области от 27.07.2016 года вопрос о включении в сводный список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2017 год не был предметом рассмотрения дела.
Поскольку у административного истца отсутствовали законные основания для включения Медведева А.В. в сводный список граждан - участников подпрограммы на 2017 год, оспариваемое представление, принятое в отношении Департамента строительства и архитектуры нельзя признать законным.
На 2018 год Медведев А.В. включен в сводный список граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» под номером 32.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы административного истца о несоответствии оспариваемого представления нормативному правовому акту и этим представлением нарушены права и законные интересы департамента, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Также, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по отмене оспариваемого представления в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу, а также по сообщению об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 177, 179, 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Департамента строительства и архитектуры Брянской области к прокуратуре Брянской области об оспаривании представления удовлетворить.
Признать незаконным представление прокуратуры Брянской области от 23.05.2017 года № 07-08-2017 об устранении нарушений законодательства при реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и обязать прокуратуру Брянской области отменить указанное представление в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать прокуратуру Брянской области сообщить об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу суду и Департаменту строительства и архитектуры Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Г. Ильюхина
Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2017 года.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2017 года.