25RS0010-01-2023-006510-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2024 года город Находка
Находкинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Черновой М.А.,
при секретаре Мичученко Н.А.,
с участием истца Хамхоева Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хамхоева Льва Владимировича к администрации Партизанского муниципального района (округа) об оспаривании основания прекращения полномочий, взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Хамхоев Л.В. обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании основания прекращения полномочий и взыскании единовременной выплаты, в обоснование требований, указав, что согласно сведений трудовой книжки его полномочия как главы Партизанского муниципального района прекращены с 06.10.2023 на основании абзаца 2 части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наосновании распоряжения от 06.10.2023 № 385-рл. С указанным основанием прекращения полномочий истец не согласен. Так, открытым голосованием депутатами Думы Партизанского муниципального района 07.08.2020 Хамхоев Л.В. избран на должность главы Партизанского муниципального района сроком на пять лет (присяга принята 14 августа 2020), то есть до 14.08.2025. Ссылка в трудовой книжке истца на абз. 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Данная норма не может быть применена к правоотношениям истца и ответчика, так как глава муниципального района не относится к категории лиц, отнесенных к выборным органам местного самоуправления, а его полномочия прекращены досрочно. Согласно ст. 36 указанного Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. При этом частью 6 данной статьи предусмотрены основания, в которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно. Пунктом 12 данной статьи предусмотрено, что полномочия главы прекращаются досрочно в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 – 6.2, 7-7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования. Законом Приморского края от 27.01.2023 № 286-КЗ, принятого Законодательным собранием Приморского края, преобразованы Владимиро-Александровское сельское поселение, Екатериновское сельское поседение, Золотодолинское сельское поселение, Новицкое сельское поселение, Новолитовское сельское поселение, Сергеевскоесельское поселение Партизанского муниципального района Приморского края путем их объединения в новое муниципальное образование – Партизанский муниципальный округ Приморского края. После принятия Устава Партизанского муниципального округа Приморского края его глава избирается Думой Партизанского муниципального округа в порядке и на срок, которые предусмотрены Законом Приморского края от 18.11.2014 № 495-КЗ «О сроке полномочий представительных органов и глав муниципальных образований Приморского края, порядке формирования представительных органов муниципальных районов и порядке избрания глав муниципальных образований Приморского края» и возглавляет администрацию Партизанского муниципального округа Приморского края. Таким образом, основанием прекращения полномочий истца как главы Партизанского муниципального района является п. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При досрочном прекращении полномочий истца на него также распространяются дополнительные гарантии, связанные с прохождением муниципальной службы при досрочном расторжении трудовых отношений. Исходя из норм статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, следует, что в случае преобразования муниципального образования либо упразднения муниципального образования, после прекращения полномочий главе местной администрации муниципального образования не гарантируется предоставление прежней работы (должности), а при ее отсутствии - другой равнозначной работы (должности) по предыдущему месту работы. Поскольку должность главы Партизанского муниципального района была упразднена, то на основании норм Трудового кодекса РФ истцу предусмотрена выплата компенсации в трехкратном размере.
На основании изложенного, истец просит признать незаконной запись о прекращении его полномочий с 06.10.2023 на основании абз. 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании распоряжения от 06.10.2023 № 385-рл и установить основанием досрочного прекращения полномочий Хамхоева Л.В. как главы Партизанского муниципального района, п. 12 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления»; взыскать с Партизанского муниципального района в пользу Хамхоева Л.В. единовременную выплату, положенную при досрочном прекращении полномочий главы Партизанского муниципального района в размере трехкратного размера заработной платы главы Партизанского муниципального района на дату прекращения полномочий 06.10.2022 (в иске, скорее всего, допущена опечатка).
В ходе рассмотрения дела истец Хамхоев Л.В. уточнил исковые требования, просил признать незаконной запись о прекращении его полномочий с 06.10.2023 на основании абз. 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании распоряжения от 06.10.2023 № 385-рл и установить основанием досрочного прекращения полномочий Хамхоева Л.В. как главы Партизанского муниципального округа п. 12 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления»; взыскать с Партизанского муниципального района в пользу Хамхоева Л.В. недоплаченную компенсацию отпуска при увольнении – 556409 рублей 56 копеек, единовременную выплату, положенную при предоставлении ежегодного отпуска – 55369 рублей 50 копеек, единовременную выплату (выходное пособие) при досрочном прекращении полномочий главы Партизанского муниципального района – 312802 рубля 90 копеек, что в общей сложности составляет 924581 рубль 96 копеек.
Определением суда от 14.03.2024 произведена замена ответчика администрации Партизанского муниципального района на администрацию Партизанского муниципального округа в порядке процессуального правопреемства.
Истец Хамхоев Л.В. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, в которых представлен расчет всех сумм, состоящих из перерасчета отпуска, количества календарных дней, расчета единовременной компенсации, которая, также, по мнению истца, посчитана неверно ответчиком, и размер выходного пособия. Ответчик не учел в стаж работы время нахождения под следствием истца, которое засчитывается в стаж работы согласно ст. 121 ТК РФ. В материалах дела имеется распоряжение администрации Партизанского муниципального района от 06.10.2023, согласно которому истцу положен полный расчет с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск и единовременная выплата в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Данное обстоятельство также подтверждено справкой от 23.01.2024 № 273, однако, при этом в ней указывается сумма 28797 рублей 82 копейки, соответственно ответчик признавал, что истцу положена единовременная денежная выплата в размере двукратного размера оплаты труда. При этом сумма указанная ответчиком противоречит расчетам, имеющимся в материалах дела. Кроме того, данное обстоятельство противоречит постановлению Конституционного Суда № 34-П от 13.11.2019, согласно которому выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал. В связи с досрочным прекращением полномочий просил выплатить все компенсации, которые предусмотрены трудовым законодательством, предоставив свой расчет. Также поддержал доводы о незаконной записи о прекращении его полномочий 06.10.2023. Глава района назначается на должность и снимается решением Думы. Решение о снятии с должности ответчика не выносилось. Преобразование района регламентируется Федеральным законом № 131-ФЗ, Законом о местном самоуправлении. Деятельность главы муниципального образования регламентируется главой 36 указанного закона и в ней указаны все исчерпывающие причины для досрочного прекращения полномочий главы района. В п. 12 указаны такие причины, как преобразование муниципального образования либо утрата статуса муниципального образования. При реорганизации района, на этой стадии сейчас находится муниципальный район, процедура происходит так: поселение принимает решение о создании муниципального округа, создает новое муниципальное образование, новое юридическое лицо, которое называется – муниципальный округ, после чего муниципальный район утрачивает свои полномочия, и соответственно глава района утрачивает свои полномочия. То, на что ссылается ответчик, больше регламентирует деятельность глав поселений, потому что они преобразовываются, создают новый муниципальный орган и тоже упраздняются, а муниципальный район передает свои полномочия, то есть он утрачивает свои полномочия и его полномочиями обладает муниципальный округ. Поэтому просит изменить основания в строке увольнения, указав п. 12 ст. 36 ФЗ-131 - в связи с преобразованием администрации Партизанского муниципального района.
Представитель ответчика администрации Партизанского муниципального округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела орган местного самоуправления уведомлен надлежащим образом, направлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя участвующего в деле Антишко Р.К. в отпуске. В удовлетворении данного ходатайства суд отказал протокольно, поскольку ответчик является юридическим лицом, участие в деле одного представителя не лишает возможности участвовать другого представителя. Данное ходатайство подписано представителем по доверенности Гордиенко А.Н., а приказ об отпуске предоставлен к настоящему ходатайству на имя Антишко Р.К., который является заместителем главы администрации Партизанского муниципального округа.
Ранее в ходе рассмотрения дела представителем ответчика администрации Партизанского муниципального района (округа) направлены возражения на иск, согласно которым ответчик исковые требования не признает в полном объеме, считает, что истцом в качестве оснований использованы нормы права, не подлежащие применению. Кроме того, Партизанский муниципальный район вопреки доводам истца не был преобразован в форме присоединения или упразднен, в связи с чем запись о прекращении полномочий истца указана верно. Также предоставлен расчет по запросу суда по всем выплатам, произведенным с истцом при прекращении его полномочий.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Хамхоев Л.В. 07.08.2020 избран главой Партизанского муниципального района. Выборы проведены открытым голосованием депутатов Думы Партизанского муниципального района.
Согласно ч. 6 ст. 22 Устава Партизанского муниципального района, принятого решением Думы муниципального образования Партизанский район от 14.11.1997 года № 70 (далее по тексту решения – Устав), дата принесения присяги, считается датой вступления главы в должность. В соответствии с ч. 3 ст. 22 Устава глава района избирается сроком на 5 лет.
Таким образом, Хамхоев Л.В., приняв присягу 14.08.2020, вступил в должность главы Партизанского муниципального района.
06.10.2023 полномочия Хамхоева Л.В. прекращены досрочно, на основании распоряжения от 06.10.2023 № 385-рл, в связи с вступлением в должность избранного главы Партизанского муниципального округа Приморского края, абзац второй, части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанное основание прекращения полномочий, по мнению истца, незаконно, поскольку при прекращении его полномочий должен быть применён пункт 12 части 6 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту решения – Федеральный закон № 131-ФЗ).
Обращаясь с настоящим иском в суд, Хамхоев Л.В. ссылается на необоснованность применения указанного в его трудовой книжке основания прекращения полномочий, что повлекло невыплату истцу компенсации в трехкратном размере.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.
Законодательным собранием Приморского края был принят Закон Приморского края от 27.01.2023 года № 286-КЗ «О Партизанском муниципальном округе Приморского края» (далее по тексту - Закон № 286-КЗ).
Согласно части 1 статьи 6 Закона № 286-КЗ, указанный правовой акт вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 31.01.2023, за исключением частей 1-4 статьи 4 настоящего Закона. Части 1-4 статьи 4 настоящего закона вступили в силу по истечении одного месяца после дня вступления в силу настоящего закона, то есть с 01.03.2023.
На очередном заседании Думы Партизанского муниципального округа решением № 17 от 15.06.2023 был принят Устав Партизанского муниципального округа, как вновь созданного муниципального образования, который 27.07.2023 был опубликован в общественно-политической газете «Золотая Долина» и с этой же даты вступил в силу.
Таким образом, устав Партизанского муниципального района прекратил свое действие с 27.07.2023 и не распространял свое действие на юридические события, происходившие после этой даты, в том числе на выборы главы округа 28.09.2023 года и вступление его в должность 06.10.2023.
При этом, нормы Устава Партизанского муниципального района, указанные в ст. 22 относительно пятилетнего срока полномочий главы Партизанского муниципального района, прекратили свое действие.
Срок полномочий главы Партизанского муниципального района, в связи с утратой районом статуса муниципального образования, с момента утраты Уставом района юридической силы, регулируется напрямую другими нормативными актами, такими как Федеральный закон № 131-Ф3 и Закон № 286-K3.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 286-КЗ Партизанский муниципальный округ создан на основании ст. 13 Федерального закона № 131-Ф3, путем преобразования в форме объединения сельских поселений, ранее входивших в состав Партизанского муниципального района (Екатериновского, Новолитовского, Новицкого, Владимире-Александровского, Золотодолинского и Сергеевского).
При этом, сам же Партизанский муниципальный район не был преобразован в форме объединения.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 1 Закона № 286-КЗ Партизанский муниципальный район утратил статус муниципального образования со дня вступления в силу данного закона, то есть с 31.01.2023, что также следует из части 3.1. - 1 ст. 13 Федерального закона № 131-Ф3.
Таким образом, Партизанский муниципальный район, главой которого являлся Хамхоев Л.В., не был преобразован, соответственно, полномочия главы не могли прекратиться в связи с преобразованием района.
Согласно п. 12 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-Ф3, на который ссылается истец, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 - 6.2, 7 - 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования.
В то же время, термин «упразднение» в рассматриваемом законе разъяснен в статье 13.1 и применяется исключительно к поселениям. Территория упраздняемого поселения при этом входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.
Исходя из системного толкования законодательных актов, представляется, что термины: утрата муниципальным районом статуса муниципального образования и упразднение муниципального образования имеют различную правовую природу и юридическое значение.
Утрата статуса происходит в результате объединения в округ всех входящих в состав района сельских поселений, то есть самостоятельных муниципальных образований. При этом муниципальный район полностью перестаёт существовать как муниципальное образование и как административно-территориальная единица, соответственно перестают существовать его органы власти, в том числе и глава.
Упразднение - это волеизъявление, направленное на утрату сельским поселением статуса самостоятельного муниципального образования, при котором сам муниципальный район не перестаёт существовать.
В этой связи Федеральный закон № 131-Ф3 не устанавливает применение термина «упразднение» к муниципальным районам. Соответственно, досрочное прекращение полномочий в связи с пунктом 12 части 6 статьи 36 Федерального закона, а именно в связи с упразднением муниципального образования, фактически применимо исключительно к главам сельских поселений, а не муниципальных районов.
Относительно главы Партизанского муниципального района, в связи с созданием Партизанского муниципального округа необходимо учитывать иные положения законодательных актов.
Согласно преамбуле Закона № 286-КЗ, в целях ускорения социально- экономического развития территории и повышения уровня жизни населения устанавливаются правовые, территориальные, организационные и финансовые особенности образования Партизанского муниципального округа Приморского края.
Из текста преамбулы буквально следует, что процесс образования Партизанского муниципального округа включает некие правовые особенности.
В статье 3 Закона № 286-КЗ указано, что органы местного самоуправления Партизанского муниципального округа являются правопреемниками органов сельских поселений и Партизанского муниципального района, которые на день создания Партизанского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории.
Согласно статье 34 Федерального закона №131-Ф3 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, глава Партизанского муниципального округа являлся правопреемником главы Партизанского муниципального района.
В части 2 статьи 3 Закона № 286-КЗ указано, что вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами Думы Партизанского муниципального округа Приморского края.
Думой Партизанского муниципального округа принято решение от 23.05.2023 № 6 «О правопреемстве Партизанского муниципального округа Приморского края», которым принят муниципальный правовой акт «Положение о правопреемстве Партизанского муниципального округа Приморского края» (далее - Положение № 6).
Пункт 2.2 указанного Положения № 6 гласит: «Глава Партизанского муниципального округа Приморского края является правопреемником главы Партизанского муниципального района...».
Именно указанными нормативно-правовыми актами установлена такая правовая особенность при образовании Партизанского муниципального округа, как прямое правопреемство главы Партизанского муниципального округа от главы Партизанского муниципального района.
В положениях частей 2, 5, 8 статьи 4 Закона № 286-КЗ, указано, что имеются прямые указания о том, что глава Партизанского муниципального района Приморского края до вступления в должность главы Партизанского муниципального округа Приморского края осуществляет ряд полномочий.
Также, до формирования органов местного самоуправления Партизанского муниципального округа полномочия по решению вопросов местного значения Партизанского муниципального округа на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Партизанского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
То есть, Закон № 286-КЗ, как специальный правовой акт, регулирующий особенности образования муниципального округа прямо разделил во времени такие юридические события, как утрату статуса муниципального образования Партизанским муниципальным районом и прекращения деятельности его органов местного самоуправления, в число которых входит глава района.
Этот вывод прямо закреплён в ч. 8 ст. 4 Закона № 286-КЗ, в которой указано, что полномочия главы Партизанского муниципального района Приморского края прекращаются со дня вступления в должность главы Партизанского муниципального округа.
Таким образом, полномочия главы Партизанского муниципального района не могли быть прекращены в связи с преобразованием района или с его упразднением, поскольку такие юридические факты не имели места.
Более того, полномочия истца как главы Партизанского муниципального района были установлены законодательными и иными актами вплоть до вступления в должность главы Партизанского муниципального округа и имели особую правовую значимость, а именно реализацию правопреемства.
Согласно статье 2 Федерального закона № 131-Ф3, выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как указал истец, он был избран на должность главы Партизанского муниципального района Думой района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
Глава Партизанского муниципального округа избран решением Думы Партизанского муниципального округа от 28.09.2023 года № 53 из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
Оба этих должностных лица являются выборными в силу статьи 2 Федерального закона № 131-Ф3.
Глава Партизанского муниципального округа вступил в должность 06.10.2023 года после принесения им присяги в торжественной обстановке, в соответствии с Уставом Партизанского муниципального округа.
Таким образом, полномочия главы Партизанского муниципального района Хамхоева Л.В. прекратились 06.10.2023 года, в связи с вступлением в должность главы Партизанского муниципального округа, в полном соответствии с требованиями п. 8 ст. 4 Закона № 286-КЗ, и по основанию, указанному в абз. 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-Ф3, в связи с вступлением в должность избранного главы Партизанского муниципального округа Приморского края.
Кроме того, распоряжение администрации Партизанского муниципального района от 06.10.2023 № 385-рл принято в соответствии с законом и сохраняет свою силу. Незаконным указанное распоряжение не признано.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при прекращении полномочий Хамхоева Л.В. ответчиком было полностью обоснованно и правильно применено основание, а именно распоряжение от 06.10.2023 года №385-рл и указание основания прекращения полномочий «в связи с вступлением в должность избранного главы Партизанского муниципального округа Приморского края, абзац второй, части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Относительно заявленных исковых требований Хамхоева Л.В. о выплате денежных средств в тройном размере заработной платы, а также уточненных исковых требований о взыскании недоплаченной компенсации отпуска при увольнении, единовременной выплаты, положенной при предоставлении ежегодного отпуска, единовременной выплаты (выходного пособия) при досрочном прекращении полномочий главы Партизанского муниципального района основанных на положениях Трудового кодекса, суд не соглашается с представленным расчетом истца о взыскании сумм по указанным требованиям, поскольку положения статей Трудового кодекса к правоотношениям между ответчиком и Хамхоевым Л.В. не применимы в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-Ф3 должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-Ф3).
Как установлено ч. 2 ст. 37 Федерального закона №131-Ф3, главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
Таким образом, на истца не распространяют свое действие положения законодательства, применяемые при досрочном увольнении работника, а также не распространяются требования абз.7 ст. 11 ТК РФ, на который ссылается Хамхоев Л.В. в иске.
В статье 172 ТК РФ содержится предписание о том, что гарантии работникам, освобожденным вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности этих лиц.
Применение указанной статьи, на которую также ссылается истец в своем иске, необоснованно, поскольку истец не был освобожден от должности в связи с назначением вновь избранного главы Партизанского муниципального округа.
Как установлено абзацем первым ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в ст. 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ) ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ была дополнена абзацем вторым, в силу положений которого в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым ч. 16 ст. 35, пп. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, пп. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, чч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона № 131-ФЗ.
Указанные в законе гарантии при прекращении полномочий могут быть применены исключительно, если выборное должностное лицо в период нахождения в должности достигло пенсионного возраста или потеряло трудоспособность.
Однако таких обстоятельств в настоящем деле не установлено, в связи с чем заявленные требования не могут быть обоснованными.
Истец, заявляя требования о денежных выплатах, ссылается на положения ст. 179 ТК РФ, применяя их к возникшим спорным отношениям, при этом не учел, что данные нормы Трудового кодекса Российской Федерации не могут регулировать правоотношения между ним и ответчиком, поскольку Хамхоев Л.В. являлся выборным должностным лицом, его полномочия как главы района были прекращены по основаниям, установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Следовательно, нормы трудового законодательства, в частности ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается истец, к отношениям, связанным с прекращением полномочий Хамхоева Л.В., не применимы, поскольку с истцом контракт о прохождении муниципальной службы был прекращен в соответствии с нормами специального закона - Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно абз. 2 ч. 3 ст. 40 названного Федерального закона, в связи с преобразованием муниципального образования.
Ввиду того, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также Устав Партизанского муниципального района Приморского края, которые регулируют отношения по прохождению гражданами муниципальной службы, а также порядок и условия ее прекращения, не содержат положений о выплате денежной компенсации главе местной администрации при досрочном прекращении его полномочий при преобразовании муниципального образования, оснований для удовлетворения требовании Хамхоева Л.В. о взыскании в его пользу денежных компенсаций при досрочном прекращении его полномочий как главы местной администрации в размере трехкратного среднего месячного заработка, а также заявленных в уточненных требованиях недоплаченной компенсаций, единовременных выплат, удовлетворению не подлежат.
Исковые требования о взыскании недоплаченной компенсации отпуска при увольнении, единовременной выплаты, положенной при предоставлении ежегодного отпуска, единовременной выплаты (выходное пособие) при досрочном прекращении полномочий главы не подлежат удовлетворению, поскольку Хамхоев Л.В. вступил в должность главы с 14.08.2020, период за который положен отпуск, считается с 14.08.2020 по 13.08.2021, согласно данным ответчика количество дней отпуска истца за указанный период составляет 65 календарных дней. С 01.11.2021 по 15.11.2021 истцу был предоставлен отпуск в количестве 14 календарных дней (отозван из отпуска истец 10.11.2021, взамен день отпуска предоставлен 16.11.2021). С17.11.2021 по 30.11.2021 истцу предоставлен отпуск в количестве 14 календарных дней. На основании распоряжения от 10.12.2021 № 220-р 5 календарных дней заменено денежной компенсацией. Таким образом, истцом использовано 33 календарных дня отпуска, не использовано - 32 календарных дня.
С 17.02.2022 по 16.12.2022 Хамхоев Л.В. отсутствовал на рабочем месте, о причинах отсутствия сведений от истца не поступало.
Согласно письму из Приморского краевого суда от 09.01.2023 в отношении Хамхоева Л.В. постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19.02.2022 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 01 месяц 30 суток, то есть до 16.04.2022. Постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 14.04.2022 срок содержания под стражей был продлен на 01 месяц 30 суток, то есть до 16.06.2022. Постановлением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 14.06.2022 в отношении Хамхоева Л.В. была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на срок 02 месяца 00 суток, то есть до 14.08.2022. Срок домашнего ареста продлевался до 16.10.2022. Апелляционным постановлением Приморского краевого суда от 30.09.2022 в отношении Хамхоева Л.В. была избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, которая была продлена до 16.12.2022.
16 декабря 2022 Хамхоеву Л.В. был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы в количестве 6 календарных дней с 17.12.2022 по 22.12.2022.
С 23.12.2022 по 06.03.2023 истцу был предоставлен отпуск в количестве 65 календарных дней (32 календарных дня за период с 14.08.2020 по 13.08.2021 и 33 календарных дня за период с 14.08.2021 по 23.06.2023).
Учитывая, что с февраля по декабрь 2022 Хамхоев Л.В. отсутствовал на рабочем месте, то окончание его рабочего года смещено до 23.06.2023.
С 07.03.2023 по 07.06.2023 Хамхоеву Л.В. был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы в количестве 93 календарных дней на основании его личного заявления от 16.12.2022.
Так как Хамхоеву Л.В. было уже предоставлено 33 календарных дня за период с 14.08.2021 по 16.02.2022 (до последнего дня его фактического нахождения на рабочем месте), то для расчета компенсации дней отпуска при прекращении его полномочий учтён период с 14.08.2021 по 16.02.2022 и с 17.12.2022 по 20.03.2023 года включительно.
С учетом данного расчета при прекращении полномочий истцу выплачена компенсация в количестве 16 календарных дней.
Суд соглашается с данным расчетом, поскольку в его обоснование представлены подтверждающие доказательства.
Согласно подпункту 5 пункта 2 раздела 2 Положения «Об установлении размера денежного вознаграждения, поощрений и иных дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности в Партизанском муниципальном округе Приморского края», принятого решением Думы Партизанского муниципального округа Приморского края № 53 от 28.09.2023, лицу, замещающему муниципальную должность в Партизанском муниципальном округе, предусмотрена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 (двух) ежемесячных денежных вознаграждений (Приложение № 4 к вышеуказанному Положению). На основании штатного расписания от 25.09.2023 года ежемесячное денежное вознаграждение на момент прекращения полномочий Хамхоева Л.В. (06.10.2023) составляет 25 277 рублей.
Расчет, представленный истцом суд не принимает, поскольку в его обоснование истец ссылается на выплату размера пособия при прекращении полномочий в трехкратном размере, что к данным правоотношениям не применимо. Требования о выплате компенсации за неиспользованный отпуск заявлен истцом без учета его невыходов на работу, без учета его нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и без его нахождения вне рабочего места в связи с возбуждением уголовного дела и содержанием под стражей, домашним арестом, запретом определенных действий.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Хамхоева Льва Владимировича к администрации Партизанского муниципального района об оспаривании основания прекращении полномочий, взыскании компенсации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.
Судья М.А.Чернова
решение в мотивированном виде
принято 02.04.2024