Дело № 12-12/2024 (12-327/2023)
УИД 76RS0013-01-2023-00 2344-96
РЕШЕНИЕ
18 января 2024 года г. Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Орлова М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области на постановление заместителя начальника ОСП по г. Рыбинску № 1 и Рыбинскому району УФССП России по Ярославской области Земцева С.В. <данные изъяты> от 20 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя начальника отделения службы судебных приставов по г. Рыбинску № 1 и Рыбинскому району УФССП России по Ярославской области Земцева С.В. <данные изъяты> от 20 октября 2023 г. Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее по тексту также Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Защитником Администрации - Семеновой Е.Н. принесена жалоба на указанное постановление, в которой ставится требование об его отмене. В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что вынесенное в отношении Администрации постановление незаконно, поскольку в действиях Администрации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, умысла на неисполнение решения суда у Администрации не имелось, со стороны Администрации предприняты все меры для исполнения решения суда. Обязанность выполнить мероприятия по обустройству автомобильной дороги возложена на Администрацию решением Рыбинского городского суда Ярославской области по делу <данные изъяты> в срок до 01.06.2021 г. Администрацией неоднократно сообщалось судебному приставу – исполнителю о частичном исполнении решения суда и о планируемых мероприятиях, направленных на его исполнение, а также об обстоятельствах, не позволивших исполнить решение суда в установленный срок. Администрацией с момента вступления решения суда в законную силу были предприняты и принимаются все возможные меры по его исполнению. Так, в части обеспечения ровности дорожного покрытия и оборудования техническими средствами организации дорожного движения решение суда исполнено: в летний период 2020 -2023 годов регулярно выполняются работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных покрытий с добавлением инертного материала, в летний период 2020 года выполнены работы по замене дорожных знаков и устройство присыпных берм. Работы по восстановлению ровности проезжей части и по обеспечению видимости (расчистка кустарника) выполняются в рамках ежегодно заключаемых контрактов на летнее содержание автомобильных дорог общего пользования. В 2020 году в целях установления границ автомобильной дороги разработан проект межевания территории, по которому частично сформирована полоса отвода. Исполнить решение суда в полном объеме – провести паспортизацию (разработать технический паспорт) не представляется возможным, так как ее отдельные участки не обладают признаками недвижимой вещи, геометрические параметры плана и профиля дороги, которые необходимо указать в техническом паспорте автомобильной дороги, а также эксплуатационное состояние, которое характеризуется транспортно – эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий, не соответствуют нормативным.
В судебном заседании защитник Администрации Семенова Е.Н., действующая по доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
По запросу суда ОСП по г. Рыбинску № 1 и Рыбинскому району УФССП России по Ярославской области направлено дело об административном правонарушении № <данные изъяты> в отношении Администрации по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Выслушав защитника Администрации, проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан ее доводами, и проверяет дело в полном объеме.
Основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, является наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Как установлено ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По общему правилу, установленному ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат установлению наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится после всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При этом, постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в обязательном порядке содержать указание на обстоятельства, установленные при его рассмотрении и мотивированное решение.
В соответствии с положениями ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
В силу этого, частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Это правонарушение, в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, заключается в виновных действиях либо бездействии, связанных с уклонением от исполнения решения суда, удовлетворившего требования неимущественного характера.
Как установлено судом и следует из материалов дела решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 19.06.2020 г. по делу <данные изъяты> на Администрацию возложена обязанность в срок до 01.06.2021 г. выполнить мероприятия по обустройству автомобильной дороги:
- произвести паспортизацию автомобильной дороги «<данные изъяты>
- оборудовать автомобильную дорогу <данные изъяты> техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями пункта 6 ГОСТ Р 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» и пункта 1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
- обеспечить ровность дорожного покрытия автомобильной дороги <данные изъяты>» в соответствии с пунктом 1.2.7 ОС-28/1270-ис «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» и требованиям пункта 5.2 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию»;
- обеспечить видимость на автомобильной дороге <данные изъяты> на внутренней стороне кривых в плане, на треугольниках видимости в пределах перекрестков и примыканий в соответствии с требованиями пункта 5.4 ГОСТ Р 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».
В установленный срок Администрации решение суда в добровольном порядке не исполнила.
04.08.2022 судебным приставом – исполнителем ОСП по г. Рыбинску № 1 и Рыбинскому району УФССП России по Ярославской области возбуждено исполнительное производство <данные изъяты>, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Рыбинским городским судом Ярославской области 18.11.2021 года по делу <данные изъяты>
Должнику - Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в личный кабинет и прочитано им 10.08.2022 года.
17.10.2022 судебным приставом-исполнителем в рамках данного исполнительного производства в отношении Администрации вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 07.11.2022 года.
Апелляционным определением Ярославского областного суда от 13.06.2023 г. размер исполнительского сбора снижен до 37 500 рублей.
05.07.2023 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 21.08.2023 года; копия постановления получена представителем должника 11.07.2023 года.
01.09.2023 г. Администрации вручено требование о предоставлении в срок до 12.09.2023 г. информации о мерах, принятых для исполнения решения суда, которое оставлено без ответа.
27.09.2023 г. судебным приставом – исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому установлено, что решение суда не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом ОСП по г.Рыбинску № 1 и Рыбинскому району УФССП России по Ярославской области оспариваемого постановления и привлечения Администрации к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Администрации к административной ответственности, подтверждаются материалами дела и стороной защиты не опровергнуты.
Должностное лицо ОСП по г. Рыбинску № 1 и Рыбинскому району УФССП России по Ярославской области, дав правильную оценку доказательствам по делу, пришел к верному выводу о том, что в действиях Администрации имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не исполнившего решения суда в установленный срок, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, Администрация обоснованно привлечена должностными лицом к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценивая доводы Администрации, приведенные в ее жалобе относительно того, что со стороны Администрации выполняются все необходимые и зависящие от нее мероприятия, направленные на исполнение решения суда, суд находит их не состоятельными в силу следующего:
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приведенные положения КоАП РФ в совокупности с диспозицией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, указывают на то, что предметом исследования и оценки по данному делу об административном правонарушении является поведение обязанного лица не только в период исполнения судебного решения, определенный судебным приставом – исполнителем, но и предшествующий ему период с момента возникновения обязательства.
Ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, защитник Администрации указывает, что со стороны последней решение суда было исполнено частично: обеспечена ровность дорожного покрытия, дорога оборудована техническими средствами организации дорожного движения, выполняются ежегодные работы по восстановлению ровности проезжей части и по обеспечению видимости (расчистка кустарника). Вместе с тем решение суда в части проведения паспортизации автомобильной дороги не представляется возможным.
Имеющиеся в деле и приведенные в обжалуемом постановлении сведения не свидетельствуют о том, что со стороны Администрации были приняты все предусмотренные законом меры для выполнения вступившего в законную силу решения суда.
Так, согласно пояснениям защитника Администрации, принятые меры, направленные на организацию мероприятий, связанных с обустройством автомобильной дороги, заключались в заключении и исполнении муниципальных контрактов с подрядными организациями.
Вместе с тем, результаты выполненной работы по обустройству автомобильной дороги судебному приставу – исполнителю в качестве надлежащего исполнения решения суда не представлены, доказательств, подтверждающих фактическое выполнение работ – не представлено.
При выезде на место судебным приставом – исполнителем установлено, что автомобильная дорога, в отношении которой исполняется решение суда, не оборудована техническими средствами организации дорожного движения согласно решению суда, ровность дорожного покрытия не обеспечена, соответственно, предпринятые Администрацией действия очевидно были недостаточны для исполнения решения.
При этом доводы защитника Администрации относительно невозможности исполнения решения суда в части паспортизации объекта подлежат отклонению, поскольку разрешение данного вопроса находится за рамками полномочий судебного пристава – исполнителя и подлежит разрешению судом, принявшим соответствующее решение. Основания для прекращения исполнения решения суда в указанной части у судебного пристава - исполнителя отсутствуют, а потому, указанная обязанность должна быть исполнена Администрацией.
Неисполнение обязанности исполнить решение суда ставит под сомнение установленный законом принцип обязательности для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций вступивших в законную силу судебных постановлений и их неукоснительном исполнении на всей территории Российской Федерации.
Следует также отметить, что исполнение решения суда в части, на что ссылается защитник Администрации, может быть признано обстоятельством, смягчающим административную ответственность, но не исключающую её.
Администрацией не представлено сведений, свидетельствующих о совершении с ее стороны достаточных, своевременных и эффективных мер, направленных на исполнение решения суда, в связи с чем, следует согласиться с выводом должностного лица о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Вина юридического лица в совершении данного административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных доказательств, которые отвечают требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Административное наказание в виде штрафа соразмерно допущенному нарушению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 17.15 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░