Дело № 2-186/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Даниловка 18 июня 2018 года
Волгоградской области
Даниловский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Ливенцевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ротенко Е.В.,
с участием представителя истца – Гудзевой А.В., ответчика Кузнецовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Даниловском районе Волгоградской области к Кузнецовой <данные изъяты> о взыскании незаконно полученной суммы,
УСТАНОВИЛ:
Истец Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Даниловском районе Волгоградской области (далее по тексту - УПФР в Даниловском районе Волгоградской области, пенсионный фонд) обратилось в суд с иском к Кузнецовой В.С. о взыскании незаконно полученной суммы, указывая на то, что ответчик Кузнецова В.С. является опекуном ребенка-инвалида ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в Даниловском районе Волгоградской области с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом (инвалидом с детства 1 группы). Указанная выплата в размере 5 500 рублей была ей назначена решением начальника пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом при обращении с заявлением ответчик указала, что не работает, а также предупреждена о необходимости в течение 5 дней извещать пенсионный фонд об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления ежемесячной выплаты, в том числе выполнении оплачиваемой работы, поскольку в соответствии с действующим законодательством, правом на получение данной выплаты обладают неработающие лица. Вместе с тем, истцом был выявлен факт трудоустройства Кузенцовой В.С., которая заключила договор возмездной опеки над ФИО3 с Отделом образования администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области, получая от данного вида деятельности доход. В связи с неуведомлением УПФР в Даниловском районе Волгоградской области о факте трудоустройства, Кузнецовой В.С. были излишне выплачены суммы ежемесячной выплаты за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер которых составил 62 983 руб. В связи с тем, что в досудебном порядке данная сумма ответчиком не возвращена, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском. Просит взыскать с Кузнецовой В.С. в свою пользу незаконно полученную сумму ежемесячной выплаты в указанном размере.
Представитель истца УПФР в Даниловском районе Волгоградской области по доверенности Гудзева А.В. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Ответчик Кузнецова В.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований. Пояснила, что ей не было известно о том, что суммы, получаемые ею как опекуном, являются доходом, считая их мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением начальника УПФР в Даниловском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой В.С., на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ, назначена ежемесячная выплата в размере 5 500 рублей как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом (инвалидом с детства 1 группы) ФИО3, 2014 года рождения.
При этом при обращении с заявлением ответчик указала, что не работает, а также предупреждена о необходимости в течение 5 дней извещать пенсионный фонд об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления ежемесячной выплаты, в том числе выполнении оплачиваемой работы.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5 500 руб.; другим лицам - в размере 1200 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" пункта 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть в том случае, если такое лицо является неработающим.
По смыслу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Как усматривается из материалов дела постановлением главы администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова В.С. назначена опекуном над малолетней ФИО3, 2014 года рождения, на возмездной основе.
В соответствии со справкой, выданной Отделом образования администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области, по указанному договору Кузнецовой В.С. ежемесячно начислялась зарплата в размере 10 007,76 руб. за период с января по сентябрь 2017 г.
В дальнейшем, в связи с изменением места жительства, данные перечисления производились администрацией Центрального района г.Волгограда.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кузнецовой В.С., с указанного вознаграждения в период с января по декабрь 2017 года ей производились отчисления страховых взносов на обязательное пенсионной страхование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.
Предметом договора о приемной семье являются фактические и юридические действия приемных родителей, связанные, в частности с воспитанием, содержанием, образованием ребенка, за совершение которых приемные родители получают денежные выплаты.
Исходя из содержания ст.217 и 420 Налогового кодекса Российской Федерации вознаграждение приемным родителям не относится к суммам, не подлежащим налогообложению и обложению страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в ПФР перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Таким образом, поскольку Кузнецова В.С. была назначена опекуном малолетней ФИО3 на возмездной основе, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с чем Кузнецова В.С. как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы".
Согласно представленному истцом расчету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой В.С. излишне выплачены суммы ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом в общем размере 62 983,87 руб.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, поскольку Кузнецова В.С., выполняя оплачиваемую работу по опеке на возмездной основе, не обладала правом на получение ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, то суммы излишне произведенных ей данных выплат подлежат возврату. В связи с этим исковые требования пенсионного фонда о взыскании с Кузнецовой В.С. незаконно полученной суммы подлежат удовлетворению.
Поскольку до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена истцом ввиду действия отсрочки по ее уплате, то при удовлетворении исковых требований государственная пошлина в размере 2 090 рублей должна быть взыскана с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Даниловском районе Волгоградской области к Кузнецовой <данные изъяты> о взыскании незаконно полученной суммы - удовлетворить.
Взыскать с Кузнецовой <данные изъяты> в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Даниловском районе Волгоградской области незаконно полученную сумму ежемесячной выплаты в размере 62 983 (шестьдесят две тысячи девятьсот восемьдесят три) рубля 87 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Кузнецовой <данные изъяты> в доход бюджета Даниловского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 2 090 (две тысячи девяносто) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Волгоградский областной суд через Даниловский районный суд Волгоградской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 22 июня 2018 года.
Председательствующий Ливенцева Е.В.