Дело № 2а-1292/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2021 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
административного истца Литвинюк И.А.,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Литвинюк ФИО1 к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о признании незаконным решения о призыве на военную службу и его отмене
УСТАНОВИЛ
Литвинюк И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о признании незаконным решения призывной комиссии от 20 ноября 2020 о призыве на военную службу и его отмене.
Основанием для обращения с заявленными требованиями явилось несогласие административного истца с решением призывной комиссии об определении категории годности к военной службе, поскольку считает, что в соответствии со ст. 85 раздела второго Расписания болезней, освидетельствуемые по графе 1 Расписания болезней, перенесшие острые воспалительные заболевания суставов, признаются временно не годными к военной службе на 6 мес. после окончания лечения. При отсутствии признаков воспаления в течении 6 мес. после перенесенных острых форм воспалительных заболеваний ... они признаются годными к военной службе. Комиссией не принято во внимание наличие у него заболевания «...».
В судебном заседании административный истец доводы заявления поддержал в полном объеме.
Представитель Военного комиссариата Республики Коми на рассмотрение дела не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу положений статьи 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.
В соответствии со ст. 5.1 Закона о воинской обязанности при призыве на военную службу граждане проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и иными врачами-специалистами.
В соответствии с п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу определен в соответствующей Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ, Министерства здравоохранения РФ от 23.05.2001 года № 240/168.
Пунктом 5 Инструкции установлено, что медицинское освидетельствование призывников в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Один из врачей-специалистов (как правило, врач-специалист военного комиссариата), наиболее подготовленный по вопросам военно-врачебной экспертизы, включается в состав призывной комиссии и на него возлагается руководство работой по медицинскому освидетельствованию призывников.
Согласно п. 9 Инструкции врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключении о категории его годности к военной службе, согласно расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан.
Пунктом 2 Требования определено, что в расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В силу ст. 5.1 п. 4 Закона «О воинской обязанности военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
По материалам личного дела установлено, что призывник Литвинюк И.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате с 09.04.2019. В призывной период 2019 заявителю была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп «а» п. 1 ст. 24 Закона до 13.05.2020. В призывной период 2020 был вызван на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», как лицо призывного возраста не освобожденное от исполнения воинской обязанности.
По результатам медицинского освидетельствования 05.11.2020, его осмотра, сбора жалоб, анамнеза и необходимостью уточнения диагноза Литвинюк И.А. в порядке ст. 5.1 ч. 4 Закона был направлен на дополнительное обследование в ГБУЗ РК «СГП №3» с необходимостью явки на повторное медицинское освидетельствование на 20.11.2020.
При повторном медицинском освидетельствовании с учетом результатов дополнительного обследования установлен диагноз – ... и с применением ст. 65 «г» Расписания болезней, призывной комиссией МО ГО «Сыктывкар» определена категория годности к военной службе Б-3 «Годен к военной службе с незначительными ограничениями».
Согласно п. 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565 годность к военной службе при призыве граждан на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья, согласно приложению (Расписание болезней).
К ст. 65г Расписания болезней относятся хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей при наличии объективных данных без нарушения функций с определением категории годности к военной службе Б-3.
Заключение о категории годности к военной службе при заболеваниях костей и суставов выносится после обследования и при необходимости лечения. При этом необходимо учитывать склонность заболевания к рецидивам или прогрессированию, стойкость выздоровления и особенности военной службы. При неудовлетворительных результатах лечения или отказе от него заключение выносится по пунктам "а", "б" или "в" в зависимости от функции конечности или сустава.
Определение верной категории годности к военной службе ... также подтверждается заключением врачей – специалистов, где врачом-хирургом определен показатель годности ....
Административным истцом не предоставлено суду относимых, допустимых и достаточных доказательств несоответствия выводов медицинской комиссии имеющемуся у него заболеванию.
Доводы административного истца о непринятии во внимание имеющееся у него заболевание противоречит самим оспариваемым решением, где в качестве диагноза как раз и указано заболевание в виде «повреждение медиального мениска левого коленного сустава».
Согласно п. 4 ст. 5.1 Закона при невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Аналогичное положение содержится в пункте 20 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункта 22 данного Положения, при несогласии граждан о заключении об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр таких граждан врачами –специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
Таким правом, призывник Литвинюк И.А. не воспользовался.
Следовательно, доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, не подтверждаются соответствующими доказательствами.
Решение призывной комиссии в полной мере соответствует действующему законодательству, регламентирующему порядок призыва граждан на военную службу, в связи с чем, правовых оснований для изменения или его отмены, суд не усматривает.
В судебном заседании не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца обжалуемым решением, что является основанием для оставления заявленных требований Литвинюк И.А. без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Литвинюк ФИО2 к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о признании незаконным решения о призыве на военную службу от 20 ноября 2020 № 36 и его отмене, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.
Судья А.П. Леконцев