Дело № 2-49/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Растегина Р.В.,
при секретаре Жилкиной Н.В.,
с участием прокурора Иловлинского района Волгоградской области Бисинова В.И.,
представителя ответчика – администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Чупина А.А.,
представителя ответчика - МБОУ Александровская СОШ Елагиной М.В.,
представителя третьего лица – отдела образования, опеки и попечительства Иловлинского муниципального района Калачева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Иловля Волгоградской области 11 января 2016 года гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному учреждению Александровская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга, обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению Александровская средняя общеобразовательная школа (далее – МБОУ Александровская СОШ), в котором просит обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области и МБОУ Александровская СОШ обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – МБОУ Александровская СОШ, расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования входа в помещение пандусом с нескользящим покрытием, поручнями.
В обоснование своих требований прокурор указал то, что прокуратурой Иловлинского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании, и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений Иловлинского района, в ходе которой выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что здание МБОУ Александровская СОШ относится к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно Уставу МБОУ Александровская СОШ, учредителем школы является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района. Также администрация Иловлинского муниципального района является собственником имущества, переданного в оперативное управление школе.
Вместе с тем администрацией Иловлинского района и МБОУ Александровская СОШ, в нарушении требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не созданы условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.
Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения лишает инвалидов, инвалидов-колясочников и иных представителей маломобильных групп населения возможности беспрепятственного доступа в учреждение и нарушает тем самым их права и законные интересы, в том числе ограничивает конституционное право детей-инвалидов на обучение.
В судебном заседании прокурор поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объёме. Считает разумным и достаточным установить ответчику для устранения выявленных недостатков срок до 01 июня 2016 года, со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика – администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Чупин А.А. в судебном заседании иск не признал, считает, что администрация Иловлинского муниципального района не является надлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, считает экономически целесообразным установление подъёмника вместо пандуса. В случае удовлетворения исковых требований просил предоставить срок для устранения выявленных нарушений до 01 сентября 2016 года, поскольку необходимо внести изменения в бюджет района, а также необходимо соблюсти предусмотренную законом процедуру выполнения работ по оборудованию школы пандусом.
Представитель ответчика – МБОУ Александровская СОШ Елагина М.В. в судебном заседании исковые требования не оспорила, вместе с тем считает экономически целесообразным установление подъёмника вместо пандуса.
Представитель третьего лица – отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Калачев А.С. в судебном заседании не оспорил факт отсутствия пандуса в школе, вместе с тем считает экономически целесообразным установление подъёмника вместо пандуса. В случае удовлетворения заявленных требований просил предоставить срок для устранения выявленных нарушений до 01 сентября 2016 года.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование.
В соответствие со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно требованиям Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, целью политики в области защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено то, что учредителем школы является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области в лице отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Собственником имущества, в том числе здания школы, переданного в оперативное управление МБОУ Александровская СОШ является администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области (л.д. 9-14).
Согласно сообщению отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области во всех образовательных учреждениях изданы приказы о назначении сопровождающих для оказания содействия посетителям из числа маломобильных групп населения и их сопровождения на территории и в здании образовательных учреждений (л.д. 8).
Установленные в судебном заседании обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.
Статьёй 15 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Волгоградской области от 21 ноября 2002 года №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.
В нарушение указанных норм вход в здание МБОУ Александровская СОШ, расположенное по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с. Александровка, ул. Советская, д. 25, не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно при входе в здание школы отсутствуют пандус, нескользящее покрытие и поручни.
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 04 декабря 2015 года и фототаблицей (л.д. 6, 7) и не оспаривается сторонами.
Отсутствие устройства для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения не отвечает требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
Таким образом исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.
Довод представителя ответчика Чупина А.А. о том, что администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по делу суд считает несостоятельным, поскольку отдел образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области является структурным подразделением администрации Иловлинского муниципального района, которая осуществляет функции и полномочия учредителя школы – Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Довод представителей ответчиков и представителя третьего лица о несогласии с иском по причине экономической нецелесообразности таких мероприятий в связи с большой финансовой затратностью и возможностью оборудования входа в школу другими средствами подъёма, суд считает несостоятельными, поскольку правового значения для разрешения спора он не имеет.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Приказом Министерства регионального развития России от 27 декабря 2011 года №605, проведена актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Действующий Свод правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам. Так, п. 4.1.14 содержит требование к зданиям о том, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Пункты 4.1.14 - 4.1.16 указанного СНиПа предусматривают технические требования к пандусам.
При этом каких-либо доказательств необходимости устройства других средств подъёма представителями ответчиков и представителем третьего лица в суде приведено не было. Также, ими не приведено доказательств невозможности устройства пандуса у входа в МБОУ Александровская СОШ.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ, и полагает возможным, согласившись с мнением прокурора, установить срок исполнения решения суда до 01 июня 2016 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению Александровская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры – удовлетворить.
Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области и муниципальное бюджетное образовательное учреждение Александровская средняя общеобразовательная школа в срок до 01 июня 2016 года со дня вступления решения в законную силу, обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – муниципальному общеобразовательному учреждению Александровская средняя общеобразовательная школа, расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования входа в помещение пандусом с нескользящим покрытием, поручнями.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение одного месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 января 2016 года.
Судья Р.В. Растегин