Решение по делу № 2-482/2022 от 10.10.2022

УИД 29RS0025-01-2022-000834-08

Дело № 2-482/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Октябрьский 18 ноября 2022 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Ручьева Н.М., при секретаре судебного заседания Поповой Т.Н.,

помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Мальцева В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Устьянского муниципального района к Поповой Л.И. о принудительном изъятии жилого помещения,

установил:

администрация Устьянского муниципального района обратилась в суд с иском к Поповой Л.И. об изъятии жилого помещения путем выкупа.

В обоснование требования указано, что Попова Л.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... Заключением межведомственной комиссии от 04.12.2014 указанный жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания. Жилой дом включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». На основании постановления администрации района от 27.04.2022 ... «Об изъятии земельных участков и жилых помещении для муниципальных нужд» собственнику администрация Устьянского муниципального района Архангельской области 12.04.2022 направила уведомление об изъятии жилого помещения путем выкупа. Администрацией были проведены мероприятия по определению стоимости принадлежащего ответчику жилого помещения. Согласно отчету от 15.03.2022 № ..., выполненному экспертом ООО Экспертное агентство «Формула Оценки», стоимость принадлежащего ответчику жилого помещения, с учетом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, с учетом размера убытков, причиняемых изъятием, составила 319 000 рублей. Уведомление и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд направлены ответчику 04.05.2022 и возвращены в адрес администрации. Учитывая изложенное, администрация Устьянского муниципального района просила изъять у Поповой Л.И. для муниципальных нужд принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ..., путем выплаты возмещения: рыночной стоимости в размере 319 000 руб., в том числе размер убытков 66 000 руб.

Представитель истца администрации Устьянского муниципального района, извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась.

Ответчик Попова Л.И., извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при данной явке.

Заслушав заключение прокурора Мальцева В.С., полагавшего в удовлетворении иска отказать, исследовав материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ходе судебного заседания установлено, что Попова Л.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Заключением межведомственной комиссии от 4 декабря 2014 г. жилой дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

В материалы дела истцом представлено письменное требование от 30.12.2021 о сносе Поповой Л.И. собственными силами жилого помещения. Документов, подтверждающих направление и получение Поповой Л.И. указанного требования администрацией Устьянского муниципального района не представлено.

Постановлением Администрации Устьянского муниципального района от 09.03.2022 ... «Об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд» принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения ... в многоквартирном доме по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... путем предоставления возмещения за жилое помещение.

Согласно отчету от 15.03.2022 № ... выполненному ООО Экспертное агентство «Формула Оценки», рыночная стоимость жилого помещения с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., без учета налога на добавленную стоимость с учетом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, и с учетом размера убытков, причиняемых изъятием, по состоянию на 15.03.2022 составила 319 000 руб., в том числе размер убытков 66 000 руб.

Администрация Устьянского муниципального района направила в адрес Поповой Л.И. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предполагающий выплату ответчику за изымаемое жилое помещение выкупной стоимости в размере 319 000 руб., который ответчиком не получено и возвращено в администрацию в связи с истечением срока хранения.

На момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд между сторонами не достигнуто, компенсация за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение ответчиком не получена, мнение Поповой Л.И. о способе обеспечения ее жилищных прав при изъятии земельного участка для муниципальных нужд не выяснено.

Положениями Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и гарантировано, что никто не может быть произвольно лишен жилища (ч.1 ст.40).

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.

Вместе с тем, возлагая на органы государственной власти обязанность по созданию для этого условия, Конституция Российской Федерации провозглашает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 ст. 40), тем самым предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилье, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. При этом жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).

В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с нормами ЖК РФ производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

Вместе с тем, как следует из материалов дела многоквартирный жилой дом по адресу: Архангельская область, Устьянский район, п. Мирный, ул. Октябрьская, д. 8, включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» согласно Постановлению Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № ... (далее - Адресная программа). Планируемый срок расселения указанного многоквартирного жилого дома - до 30.09.2024.

При решении вопроса об изъятии у собственника жилого помещения, расположенного в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, который включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, необходимо учитывать следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, настоящий Федеральный закон определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Частью 6 ст. 16 Закона № 185-ФЗ регламентировано, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, среди прочего, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда (подпункт 1); выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ (подпункт 2); предоставление указанным в п. 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений (подпункт 3).

Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Механизм реализации Адресной программы согласно разделу VI предусматривает предоставление бюджетных инвестиций для подведомственного министерству строительства и архитектуры Архангельской области государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства" и субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на осуществление мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Государственному казенному учреждению Архангельской области «Главное управление капитального строительства» бюджетные инвестиции на реализацию Программы предоставляются на следующие мероприятия: 1) строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено).

Бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области субсидии на реализацию Программы предоставляются на следующие мероприятия: 1) строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено); 3) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; 4) предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

Предоставление лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии осуществляется в соответствии с Порядком предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп (далее - Порядок предоставления субсидии).

Субсидия предоставляется в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию Архангельской области, установленной согласно приложению № 4 к Порядку предоставления субсидии, и полученным возмещением за изымаемое недвижимое имущество.

Порядок предоставления субсидии определяет правила и условия предоставления собственникам, у которых на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в его собственности и заключивших соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации адресной программы, дополнительных мер поддержки в форме субсидии.

Органу местного самоуправления на подготовительном этапе до начала реализации соответствующего этапа Программы рекомендуется проводить работу по информированию граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, об условиях и сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.

Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Стоимость предоставляемого жилого помещения определяется исходя из фактических затрат на строительство и (или) приобретение жилых помещений.

Из вышеуказанных положений Адресной программы следует, что собственнику изымаемого жилого помещения в рамках реализации Адресной программы до установленного программой срока (в настоящем случае 30.09.2024) может быть:

- предоставлено конкретное жилое помещение, путем строительства многоквартирных домов методом «под ключ»; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено); приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения,

- либо предоставлено возмещение, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии.

При этом исходя из конкретной стоимости предоставляемого жилого помещения, определяется разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения для решения о выплате разницы собственнику, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, либо по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Поскольку право выбора способа реализации жилищных прав в силу положений действующего законодательства предоставлено ответчику, то для разрешения указанного спора истцу необходимо предоставить суду доказательства, подтверждающие позицию ответчика по реализации им любого из вышеназванных способов обеспечения его жилищных прав.

Между тем таких доказательств суду не представлено, представленный в материалы дела проект соглашения не содержат условий Адресной программы, соглашение, предусматривающее выплату Поповой Л.И. возмещения за изымаемое жилое помещение в денежном эквиваленте, с ответчиком не достигнуто. Соглашение, предусматривающее предоставление Поповой Л.И. жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, Администрацией в адрес ответчика не направлялось.

Мнение Поповой Л.И. относительно избранного ею способа обеспечения жилищных прав в силу положений ст. 16 Федерального закона №185-ФЗ, в виде предоставления конкретного жилого помещения, либо предоставления возмещения, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии, не выражено.

Доказательств разъяснения ответчику положений Адресной программы об условиях и сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений с целью выявления пожеланий собственника о способе и иных условиях его переселения, суду не представлено.

Исходя из того, что ответчику не предлагалось для переселения в рамках Адресной программы конкретного жилого помещения, либо возможность предоставления возмещения с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии, нельзя сделать вывод, что ответчик отказался от реализации своих прав данными способами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований администрации Устьянского муниципального район к Поповой Л.И. об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ..., путем выплаты возмещения рыночной стоимости в размере 319 000 руб., в том числе размер убытков 66 000 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований администрации Устьянского муниципального района к Поповой Л.И. об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ..., путем выплаты возмещения рыночной стоимости в размере 319 000 руб., в том числе размер убытков 66 000 руб., отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Н.М. Ручьев

Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2022 г.

2-482/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Новикова Д.Д.
Администрация Устьянского муниципального района
Ответчики
Попова Лидия Ивановна
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Судья
Ручьев Николай Михайлович
Дело на странице суда
ustyansud.arh.sudrf.ru
10.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2022Передача материалов судье
11.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2022Подготовка дела (собеседование)
27.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее