Решение по делу № 12-222/2019 от 30.08.2019

.

РЕШЕНИЕ

г. Новокуйбышевск                     25 сентября 2019 года

Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Шишкин А.Г., при секретаре Беляковой Д.А., рассмотрев жалобу должностного лица Прохоровой Е. В. на постановление Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области <№> от 26.06.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о назначении административного наказания <№> от 26.06.2019 года должностное лицо – инженер-эколог участка управления филиала АО «Тандер» Прохорова Е.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, за несвоевременное направление отчета за 2018 год по объектам АО «Тандер» об организации, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо – инженер-эколог участка управления филиала АО «Тандер» Прохорова Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении <№> от 26.06.2019 года, производство по делу – прекратить. В обоснование жалобы указано, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не известило Прохорову Е.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, нарушило порядок привлечения к административной ответственности, а также не приняло во внимание то обстоятельство, что совершенное ею правонарушение можно признать малозначительным.

В судебное заседание Прохорова Е.В. не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

Представитель заинтересованного лица – Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – заведующий сектора охраны окружающей среды департамента экологии администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области Тарасова Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая её необоснованной.

Исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в жалобе, а также выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон N 89-ФЗ).

В соответствии со ст.1 названного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Положениями Федерального закона об отходах производства и потребления регламентированы правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются, как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Положения статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривают, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и водосборные площади; загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу положений ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.12.2018 года N 809 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой в уведомительном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору».

Согласно п. 4 указанного Приказа, хозяйствующие субъекты представляют отчет по обращению с отходами в уведомительном порядке до 25 марта года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц на юридических лиц от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Исходя из изложенного, объективной стороной указанного правонарушения является, в частности, несвоевременное сообщение полной и достоверной информации.

Экологической информацией по смыслу указанной статьи является информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают или могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

Субъектом правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность сообщать вышеназванную информацию.

При наличии данных элементов состава административного правонарушения лицо может быть подвергнуто административному наказанию по статье 8.5 КоАП РФ.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судом установлено, что 24.04.2019 года в 10 часов 00 минут заведующим сектора охраны окружающей среды департамента экологии администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области Тарасовой Е.С. выявлено нарушение требований ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.12.2018 года N 809 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой в уведомительном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору», выразившееся в том, что отчет за 2018 год об организации, использовании, обезвреживании и размещении отходов АО «Тандер» в уполномоченный орган не был представлен в установленные сроки, то есть до 25 марта 2019 года.

По данному факту заведующим сектора охраны окружающей среды департамента экологии администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области Тарасовой Е.С. составлен протокол об административном правонарушении <№> от 29.05.2019 года.

Частями 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении <№> от 29.05.2019 года был составлен заведующим сектора охраны окружающей среды департамента экологии администрации г.о. Новокуйбышевск в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно указанного протокола, 27.05.2019 года директору гипермаркета «Магнит» АО «Тандер» в г.о. Новокуйбышевск ФИО1 по адресу регистрации объекта НВОС была направлена телеграмма о том, что 29.05.2019 года в 09 часов 30 минут она должна явиться в департамент экологии администрации г.о. Новокуйбышевск для дачи объяснений, составления и подписания протокола об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ. В назначенное время директор гипермаркета «Магнит» АО «Тандер» не явилась.

К протоколу <№> приложена копия телеграммы от 27.05.2019 года и отчет о её вручении, согласно которого телеграмма была вручена 28.05.2019 год представителю АО «Тандер» по доверенности ФИО2

Должностным лицом департамента экологии администрации г.о. Новокуйбышевск в адрес Прохоровой Е.В. посредством электронной почты также направлялось извещение <№> о составлении протокола об административном правонарушении от 15.05.2019 года.

Однако, из содержания извещения следует, что оно адресовано юридическому лицу АО «Тандер».

Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения, свидетельствующие о принадлежности электронного почтового ящика именно Прохоровой Е.В., а также о даче последней согласия на её извещение путем направления корреспонденции на электронный почтовый ящик.

Согласно п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 и п. 2 ст. 30.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством при извещении лиц является факт фиксации такого извещения либо вызова на рассмотрение дела об административном правонарушении.

Как видно из материалов дела, указанные требования закона в данном случае соблюдены не были.

Изложенное свидетельствует об отсутствии в материалах дела сведений о надлежащем извещении должностного лица Прохоровой Е.В. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что позволило бы должностному лицо рассмотреть дело в отсутствие привлекаемого лица.

Отсутствие надлежащих сведений о вручении Прохоровой Е.В. извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является существенным нарушением процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях и влечет отмену постановления Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о назначении административного наказания <№> от 26.06.2019 года.

При этом, с учетом того, что срок давности привлечения Прохоровой Е.В. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение должностному лицу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, уполномоченному на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Прохоровой Е. В. – удовлетворить.

Постановление Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области <№> от 26.06.2019 года о привлечении Прохоровой Е. В. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ – отменить, направив дело на новое рассмотрение в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение десяти суток со дня вынесения.

Судья /подпись/          А.Г. Шишкин

12-222/2019

Категория:
Административные
Другие
Прохорова Е.В.
Суд
Новокуйбышевский городской суд Самарской области
Судья
Шишкин А. Г.
Статьи

8.5

Дело на странице суда
novokuibyshevsky.sam.sudrf.ru
30.08.2019Материалы переданы в производство судье
25.09.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее