Судья Охота Я.В. дело № 33-971/2021
Киевский районный суд
г. Симферополя
Республики Крым
Гр. дело №2-362/2020
УИД 91RS0002-01-2019-005940-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 02 марта 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: Авериной Е.Г.,
судей: Синани А.М. и Чистяковой Т.И.
при секретаре: Кульневе А.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г., апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 сентября 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Карамурзаева Али Музафаровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения и его отмене, и обязательстве осуществить определенные действия,
Установила:
Истец обратился в суд с иском к ответчику в котором просил, просил признать решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости от 26.02.2020 года №84 незаконным; обязать ответчика включить в его страховой стаж период работы в Автоколонне №2504 с 02.09.1970года по 12.12.1971года, произвести перерасчет его пенсии с 01.04.2014 года, приняв во внимание при перерасчете пенсии размер заработной платы за время его работы в Автоколонне №2504 с 21.06.1975года по 20.06.1977года и Ферганском автопарке №9 с 14.11.1978 года по 24.08.1982 года указав, что является получателем страховой пенсии с 2014 года, однако ответчик с момента назначения пенсии не учитывает при подсчете его трудового стажа период работы в Автоколонне №2504 с 02.09.1970года по 12.12.1971года и не принимает во внимание сведения о заработной плате, имеющиеся в материалах его пенсионного дела, с чем истец не согласен.
Решением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 09 сентября 2020 года исковое заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости Карамурзаева Али Музафаровича от 26.02.2020года №84, и возложил на ответчика обязанность включить в страховой стаж истца период работы в Автоколонне №2504 с 02.09.1970 года по 12.12.1971 года, учесть при расчете суммы пенсии размер заработной платы за время работы с 21.06.1975 года по 20.06.1977 года в Автоколонне №2504 и с 14.11.1978 года по 24.08.1982 года Ферганском автопарке №9, произвести перерасчет страховой пенсии по старости Карамурзаеву Али Музафаровичу с 01.11.2019 года. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Полагая решение суда первой инстанции противоречащим нормам материального права, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 2 февраля 2021 года, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Данным определением к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым.
Согласно пунктам 2 и 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В связи с чем, обжалуемое решение суда подлежит отмене.
В судебное заседание судебной коллегии, представитель Управления пенсионного фонда Республики Крым не явился, извещены надлежащим образом, в материалах дела представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому обязались обеспечить явку в судебное заседание представителя ответчика. Относительно доводов искового заявления указали, что решение об отказе в перерасчете пенсии вынесено территориальным органом в Симферопольском районе, в связи с чем, дополнительных пояснений не имеют.
Представитель третьего лица УМВД России по г. Симферополю Республики Крым также не явился в судебное заседание суда апелляционной инстанции, извещены надлежащим образом, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон о рассмотрении дела, обстоятельства того что сведения о дне слушания дела своевременно размещены на сайте Верховного Суда Республики Крым, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав истца Карамурзаева А.М., поддержавшего исковое заявление, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым Гадельнину Е.Л., возражавшую против исковых требований, проверив материалы дела, материалы пенсионного дела №, судебная коллегия, разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходит из следующего.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судебной коллегией следует, что с 01.04.2014 года истец является получателем страховой пенсии по старости, которая ему была назначена Управлением пенсионного фонда Украины в Симферопольском районе Республики Крым(л.д.179-185).
Карамурзаевым А.М. 15.12.2014 года подано заявление о перерасчете размера его пенсии с учетом поступивших из Архивного фонда Узбекистана документов, подтверждающих периоды его работы в 1970-1971 года и сведений о заработной плате за 1969-1970 и 1978-1982 год (л.д.198-206).
На основании указанных справок решением Управления пенсионного фонда Украины в Симферопольском районе Республики Крым истцу произведен перерасчет размера пенсии(л.д.197).
С 01.01.2015 года пенсионное дело истца передано в Государственное учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное).
На неоднократные обращения Карамурзаева А.М. о перерасчете пенсии с учетом периода его работы в Автоколонне №2504 с 02.09.1970 года по 12.12.1971 года, и с учетом размера заработной платы за время его работы в Автоколонне №2504 с 21.06.1975 года по 20.06.1977 года и Ферганском автопарке №9 и с 14.11.1978 года по 24.08.1982 года, по справкам, представленным им в 2014 году, ответчиком при перерасчете пенсии данные справки не принимались во внимание.
31.10.2019 года Карамурзаевым А.М. вновь подано заявление о перерасчете страховой пенсии по старости, к которому повторно приобщены архивные справки о его стаже и заработной плате, предоставленные Архивным фондом Узбекистана.
Решением ответчика истцу отказано в перерасчете страховой пенсии по старости по мотивам того, что представленные Карамурзаевым А.М. архивные справки о трудовом стаже и заработной плате №01-44-2/1955 от 04.07.2018 за период работы с сентября 1970 по декабрь 1971, с июня 1975 по июнь 1977, выданные государственным архивом Ферганской области, о трудовом стаже №3389/1 и о заработной плате №3389/2 от 12.06.2018, за период работы с декабря 1978 по август 1982, выданные архивом по личному составу при Маргиланском городском хокимияте Республики Узбекистан, не подтверждены компетентным органом Узбекистана.
Судебная коллегия доводы пенсионного органа о невозможности перерасчета Карамурзаеву А.М. пенсии по справкам, представленным архивом по личному составу при Маргиланском городском хокимияте Республики Узбекистан и государственным архивом Ферганской области считает незаконными и нарушающими права заявителя о пенсионном обеспечении, гарантированные Российской Федерацией.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение,, которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
Статья 1 Федерального закона от 21.07.2034 г. N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города Севастополя.
В соответствии с частями 1, 2 ст.2 Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 января 2015года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, назначенных вышеуказанной категории граждан в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан заявлений о перерасчете пенсий. В случае если при перерасчете размера пенсии гражданину в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигает размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере.
Судебной коллегией установлено, что Карамурзаев А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся получателем пенсии на территории Республики Крым в период действия законодательства Украины с момента достижения пенсионного возраста 60 лет, с 01.04.2014 года, которая ему назначена Управлением пенсионного фонда Украины в Симферопольском районе Республики Крым.
Согласно, имеющимся в материалах пенсионного дела документам, страховой стаж Карамурзаева А.М. на момент назначения пенсии составил более 28 лет.
Поскольку у истца отсутствовала возможность самостоятельного подтверждения его страхового стажа, который он получил на территории Узбекской СССР до 01.01.1992 года, а также предоставления сведений о заработной плате за периоды его работы в Узбекской СССР до 1982 года, в поданном заявлении о перерасчете пенсии содержится ходатайство о запросе, указанных сведений с Узбекистана (л.д.180-181).
В октябре 2014 года в адрес Карамурзаева А.М. поступили справки из компетентных органов Узбекистана в связи с чем, по его заявлению от 15.12.2014 года Управлением пенсионного фонда Украины в Симферопольском районе Республики Крым 16.12.2014 года произведен перерасчет пенсии, с учетом периода работы 1969-1970 года в Ферганском текстильном комбинате им. Дзержинского и сведений о заработной плате за период с июля 1969 года по январь 1970 года и за период с декабря 1978 года по август 1982 года.
Далее сведений о перерасчете истцу пенсии на 01.01.2015 года материалы пенсионного дела не содержат.
Согласно выплатному делу в декабре 2015 года истцом подано заявление о перерасчете пенсии, с учетом справки о реабилитации, в связи с чем, решением ответчика от 15.03.2016 года произведен перерасчет пенсии Карамурзаеву А.М., вновь без учета периодов подтвержденных справками, поступившими из Узбекистана и без учета сведений о заработной плате указанных в данных справках.
Вместе с тем, в материалах выплатного дела имеются сведения о заработной плате Карамурзаева А.М. за период Ферганском автопарке №9 с 14.11.1978 года по 24.08.1982 года, поступившие из компетентных органов Узбекистана также в адрес ответчика 25.12.2014 года и датированные октябрем 2014 года. На сопроводительном письме имеется резолюция от 14.01.2015 года «Чуприной Ю.А. в работу». Справки не подшиты к материалам дела, а перерасчет пенсии Карамурзаеву А.М. у четом данных сведений не производился.
Таким образом, при исследовании материалов выплатного дела Карамурзаева А.В. судебной коллегией установлено, что ему перерасчет пенсии органами пенсионного фонда, как того требовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» не производился, пенсия на дату на 01.01.2015 года не определялась, а лишь пересчитывалась истцу после его обращения к ответчику в 2016 году и в 2017 году. При этом, ответчиком в расчет пенсии принимались сведения о размере заработной платы, без учета справок за 1978-1982 год, поступивших из компетентных органов Узбекистана в адрес пенсионного органа в Симферопольском районе и переданных начальнику отдела по начислению и перерасчету пенсии. Однако, документы пенсионного дела переданного из Украины, содержали сведения о стаже истца и о размере его заработной платы, необходимом для выгодного расчета его пенсии.
Отказывая в перерасчете размера пенсии Карамурзаеву А.М. по справкам о заработной плате за 1978-1982 года, а также по справка, подтверждающим его периоды работы в 1970-1971 год, и по справкам подтверждающим, его заработную плату за 1970-1971 год и 1975-1976-1977 год на территории Узбекистана, представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции ссылался на необходимость документальной проверки сведений, выданных Карамурзаеву А.В. и изложенных в данных справках, в связи с участившимися случаями предоставления пенсионерами недостоверных сведений.
Судебная коллегия, данные доводы ответчика находит незаконными и голословными по следующим основаниям.
Из выплатного дела предоставленного пенсионным органом следует, что при подаче заявления о назначении пенсии в марте 2014 года (л.д.180) Карамурзаевым А.М. в пенсионный орган Украины (на момент обращения) представлен ряд документов необходимых для назначения пенсии в том числе: копия трудовой книжки; справка о заработной плате; военный биллет. В последующем в июне 2014 года им донесены справка о заработной плате, справка о стаже, трудовая книжка справка СРЦЗ и справка СВУЗ(л.д.184).
На основании указанных документов пенсионным органом назначающим пенсию засчитан общий (полный) стаж работы Карамурзаева А.М. на 13.06.2014 года 28 лет 1 день (л.д.185), а после предоставления дополнительных сведений пересчитан и составил 32 года 3 месяца 27 дней(л.д.192).
Согласно заявлению Карамурзаева А.М., при подаче документов для назначения пенсии им подано ходатайство о запросе документов из Узбекистана для подтверждения иных периодов работы и сведений о заработной плате (л.д.180-181)
Согласно заявлению Карамурзаева А.М.(л.д.198) от 15.12.2014 года к нему приложены справки о заработной плате и о стаже работы, поступившие из компетентных органов Узбекистана (л.д.199-206), в том числе и содержащие сведения о заработной плате за период работы с 1978 года по 1982 год, которые поступили также к ответчику из компетентных органов Узбекистана 14.01.2015 года.
Более того, Карамурзаевым А.М. повторно представлена архивная справка от 12.06.2018 года №3389/1, выданная Архивом личного состава при Маргиланском хокимияте Ферганской области Республики Узбекистан, в архивном фонде «Ферганский автопарк №9» имеются лицевые книги приказов по личному составу, где значится истец - зачислить в автопарк водителем 1 класса на основании приказа №63 от 06.12.1978 года, уволить по собственному желанию на основании приказа №102 от 24.08.1982 года.
Согласно Архивной справке от 12.06.2018 года №3389/1, выданной Архивом личного состава при Маргиланском хокимияте Ферганской области Республики Узбекистан, в архивном фонде «Ферганский автопарк №9» имеются лицевые счета и ведомости о начислении заработной платы за период с декабря 1978 года по август 1982 года на имя истца.
Данные справки повторяют, сведения, представленные по запросу пенсионного органа Украины и поступившие к ответчику 14.01.2015 года, переданные в работу начальнику отдела по перерасчету пенсии Чуприной Л.Ю., и которые безосновательно с 14.01.2015 года не принимаются к расчету пенсии Карамурзаева А.М.
Согласно части 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-Ф3 «О страховых пенсиях», орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, действительно вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Однако действия ответчика по рассмотрению заявления истца о перерасчете размера его страховой пенсии по старости противоречат тому механизму правового регулирования, который содержится в указанной норме закона.
Из смысла указанной нормы закона следует, что при формальном соблюдении требований к предоставляемым заявителем документам, орган пенсионного обеспечения обязан принять такие документы и учесть их при расчете пенсии, при этом имеет право проверить их достоверность.
Как указано выше справки о заработной плате с 1978 по 1982 года имелись в материалах выплатного дела и в соответствии с законодательством, должны были быть приняты ответчиком при перерасчете его пенсии с 01.01.2015 года.
Судебная коллегия также признает незаконными доводы пенсионного органа о невозможности принять к зачету справки, представленные Карамурзаевым А.М. за иные периоды работы 1970-1971 и сведения о заработной плате за 1970-1971 года и 1975 по 1977 года, поскольку все необходимые документы для учета спорного периода страхового стажа и размера его заработной платы за спорные периоды истцом были представлены, эти данные подлежат учету при расчете размера пенсии истца.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами искового заявления Карамурзаева А.М. о перерасчете пенсии с 1 апреля 2014 года, поскольку ответчик на территории Республики Крым начал осуществлять деятельность с 01.01.2015 года, в связи с чем, исковые требования Карамурзаева А.М. в части перерасчета пенсии подлежат удовлетворению в части с 01.01.2015 года, а по представленным в октябре 2019 года справкам из Узбекистана с 01.11.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 сентября 2020 года отменить, приняв по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Карамурзаева Али Музафаровича.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) №84 от 26.02.2020 года об отказе Карамурзаеву А.М. в перерасчете страховой пенсии по старости.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) включить в страховой стаж Карамурзаева Али Музафаровича период работы в Автоколонне №2504 с 02.09.1970 года по 12.12.1971 года, и произвести ему перерасчет пенсии с учетом данного периода работы, и с учетом сведений изложенных в справках о заработной плате в Автоколонне №2504 с 21.06.1975 года по 20.06.1977 года с 01.11.2019 года.
Возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии Карамурзаеву А.М. по справке о заработной плате за период работы в Ферганском автопарке №9 с 14.11.1978 года по 24.08.1982 года с 01.01.2015 года.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: