Административное дело №
Р Е Ш Е Н И Е СУДА
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года, <адрес> городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Зубова А.Г.,
при секретаре Баршевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Французову И. Е. о взыскании задолженности по налогам и начисленных пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Французову И. Е. о взыскании задолженности по налогам и начисленных пени, и просила суд взыскать с Французова И. Е. в пользу ИФНС России по <адрес> задолженность по платежам в бюджет в размере: по транспортному налогу <данные изъяты> руб. за ДД.ММ.ГГГГ год и пени <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., по налогу на землю – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., по налогу на имущество – <данные изъяты> руб. за ДД.ММ.ГГГГ год и пени <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на следующее: по сведениям, имеющимся в базе данных ИФНС России по <адрес> Французов И. Е. является плательщиком транспортного налога, поскольку на его имя зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> (<данные изъяты>), г.р.з. № ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, плательщиком налога на имущество, поскольку на его имя зарегистрирован объект недвижимости в виде квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, и квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, и плательщиком земельного налога, поскольку на его имя зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленные сроки, налоговым органом вынесено требование от ДД.ММ.ГГГГ года № и направлено в адрес налогоплательщика почтовым отправлением. В связи с неисполнением административным ответчиком своих налоговых обязательств ИФНС России по <адрес> в адрес мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> было направленно заявление о вынесении судебного приказа в отношении должника Французова И. Е. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу, и налогу на имущество.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> в отношении Французова И. Е. вынесен судебный приказ.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими в судебный участок возражениями налогоплательщика, мировым судьей было вынесено определение об отмене судебного приказа. Указанное определение об отмене судебного приказа было получено Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца Токарева А. ВитА.а, действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила восстановить срок обращения с иском, поскольку его пропуск связан с высокой загруженностью работников ИФНС.
Административный ответчик Французов И. Е. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, представил суду платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ об оплате задолженности по налогам.
Выслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).
В соответствии со ст. 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Судом установлено, по сведениям, имеющимся в базе данных ИФНС России по <адрес> Французов И. Е. является плательщиком транспортного налога, поскольку на его имя зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> (<данные изъяты>), г.р.з. №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, плательщиком налога на имущество, поскольку на его имя зарегистрирован объект недвижимости в виде квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, и квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, и плательщиком земельного налога, поскольку на его имя зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленные сроки, налоговым органом вынесено требование от ДД.ММ.ГГГГ № и направлено в адрес налогоплательщика почтовым отправлением (л.д.11,14). В связи с неисполнением административным ответчиком своих налоговых обязательств ИФНС России по <адрес> в адрес мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> было направленно заявление о вынесении судебного приказа в отношении должника Французова И. Е. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу, и налогу на имущество.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> в отношении Французова И. Е. вынесен судебный приказ.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими в судебный участок возражениями налогоплательщика, мировым судьей было вынесено определение об отмене судебного приказа (л.д.19-20). Указанное определение об отмене судебного приказа было получено Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Согласно п.1 ст.360 налоговый периодом по транспортному налогу признается календарный год. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с п.1 ст. 362 Налогового Кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (в порядке ст. 85 НК РФ).
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О транспортном налоге в <адрес>», в соответствии с положениями главы 28 НК РФ, введен в действие транспортный налог, определяются ставки, порядок и сроки уплаты налога на территории <адрес>. Согласно п.2 ст.2 указанного закона срок уплаты транспортного налога - не позднее 1 октября года, следующего за налоговым периодом. В соответствии с п.З ст. 363 НК РФ физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В адрес налогоплательщика было направлено почтой налоговое уведомление, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 284-ФЗ), в соответствии с которым НК РФ дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утрачивает силу Закон №.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона №, действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налогов). Это следует из п. 1 ст. 1 Закона № и ст. 400 НК РФ (в ред. Закона № 284-ФЗ). Объектами налогообложения на основании п. 2 ст. 2 Закона N 2003-1 и пп. 2 п. 1 ст. 401 НК РФ являются:
жилой дом;
жилое помещение (квартира, комната);
гараж, машино-место;
единый недвижимый комплекс;
объект незавершенного строительства;
иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона № и п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налогов производится налоговыми органами.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) в налоговые органы по месту своего нахождения. Данная обязанность исполняется в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (ст. 85 НК РФ).
На основании ст. 387 НК РФ Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 ст. 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (пункт 1 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В то же время, как установлено абзацем вторым пункта 3 этой же статьи, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, налоговым законодательством предусмотрены специальные сроки по требованиям об уплате налога, пени, аналогичные установленным в КАС РФ.
С исковым заявлением в Ногинский городской суд ИФНС России по <адрес> обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3).
Исходя из положений ч. 5 ст. 138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В силу ч.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд, в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.
Ходатайство административного истца о восстановлении указанного срока удовлетворению не подлежит, поскольку высокая загруженности сотрудников ИФНС не может рассматриваться как уважительная причина такого пропуска.
Судом также установлено, что административным ответчиком погашена задолженности по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей, налогу на имущество в размере <данные изъяты> рублей и транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, что свидетельствуют платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд приходит к выводу, что заявление ИФНС России по <адрес> к Французову И. Е. о взыскании задолженности по налогам и начисленных пени не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.175, 176, 178, 179, 180, 286, 290, 138, 219 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Французову И. Е. о взыскании задолженности по налогам и начисленных пени - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через <адрес> городской суд.
Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: