Решение по делу № 2-1282/2018 от 06.04.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2018 года г.о. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Мироновой С.В.,

при секретаре Бородулиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Самарские мебельные мастерские» к Шадриной Л.В., Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об установлении границ земельного участка, предоставлении в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Самарские мебельные мастерские» обратилось в суд с иском к Шадриной Л.В., Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, просило суд установить границы земельного участка площадью 3 608 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно координатам, указанным в схеме раздела земельного участка с кадастровым номером ;

обязать Территориальное управление Росимущества в Самарской области устранить нарушенные права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью «Самарские мебельные мастерские» путем:

- принятия в течение 1-го месяца с момента вступления в силу решения суда по делу решения о предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью «Самарские мебельные мастерские» предоставления в собственность земельного участка, площадью 3 608 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером

- утверждения в течение 1-го месяца с момента вступления в силу решения суда по делу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении образуемого земельного участка, площадью 3 608 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образуемого из земельного участка с кадастровым номером ;

- направления в течение 1-го месяца с момента предоставления кадастрового паспорта земельного участка, площадью 3 608 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером , в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Самарские мебельные мастерские» проекта договора купли-продажи земельного участка, площадью 3 608 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером , по цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости образованного земельного участка, с предложением заключить данный договор.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «Самарские мебельные мастерские» на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества -нежилое здание (ж/д депо) литер Т, площадью 149,9 кв.м. КН , что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Нежилое здание расположено на земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 43 068 кв.м., кадастровый номер: , который на праве собственности принадлежит Российской Федерации.

Также на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, которые принадлежат третьим лицам. Для оформления прав на указанный земельный участок Обществу с ограниченной ответственностью «Самарские мебельные мастерские» неоднократно обращался в ТУ Росимущества в Самарской области.

Первое обращение было направлено ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого ТУ Росимущества в Самарской области указал на необходимость предоставления дополнительных документов. Все запрошенные документы были своевременно предоставлены в ТУ Росимущества, что подтверждается направлением документов на рассмотрение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Повторное обращение в ТУ Росимущества было ДД.ММ.ГГГГ. и зарегистрировано за номером Однако решения о предоставлении (или отказе в предоставлении) испрашиваемого земельного участка в собственность за плату так и не было принято.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Самарские мебельные мастерские» обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3 608 кв.м., в котором просил возобновить работу по ранее поданному заявлению о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату по льготной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.

К указанному заявлению ООО «Самарские мебельные мастерские» приложило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке; сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке; копию заявления от ДД.ММ.ГГГГ. вх. .

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Самарские мебельные мастерские» приложило также приватизационные документы, подтверждающие, что все указанные выше объекты недвижимости, находящиеся у него в собственности, были отчуждены из государственной собственности, схему раздела земельного участка и лист согласования раздела земельного участка, подписанный собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с КН

Таким образом, в ТУ Росимущества был предоставлен исчерпывающий пакет документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании ООО «Самарские мебельные мастерские» предоставления земельного участка площадью 3 608 кв.м. в собственность по льготной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.

Однако ТУ Росимущества письмом от ДД.ММ.ГГГГ. уведомило общество об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3608 кв.м. и невозможности принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по льготной выкупной стоимости.

В качестве основания для отказа в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного в результате раздела исходного земельного участка, а также о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, ответчик указал на отсутствие у общества согласия других собственников объектов недвижимого имущества, находящихся на Земельном участке, на его раздел в указанных в схеме границах. Также ответчик сообщил о невозможности предоставления в собственность земельного участка площадью 3608 кв.м. по льготной выкупной стоимости, поскольку истцом с обращением от ДД.ММ.ГГГГ. не были поданы копии документов, подтверждающие обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях в собственность; земельный участок, испрашиваемый истцом, не был поставлен на государственный кадастровый учет и соответственно, не мог является предметом договора купли-продажи.

Истец считает, что указанные ответчиком обстоятельства противоречат фактическим обстоятельствам дела и отказ ТУ Росимущества в предоставлении земельного участка площадью 3 608 кв.м. является незаконным и необоснованным.

Истец фактически использует земельный участок площадью 3 608 кв.м. Спора по границам земельного участка, занятого нежилым зданием истца, между истцом и другими собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, отсутствуют, что подтверждается Схемой раздела земельного участка и листом согласования к нему. Схема раздела земельного участка и лист согласования к нему были предоставлены Ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, границы земельного участка площадью 3 608 кв.м., который используется истцом для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, расположенного на земельном участке указанной площадью, были согласованы с собственниками иных объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке.

Площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации нежилого здания, подтверждается Технико-экономическим обоснованием необходимого размера и вида использования земельного участка для дальнейшей эксплуатации нежилого здания, находящегося в собственности ООО «Самарские мебельные мастерские» и расположенного по адресу: <адрес>, которое было подготовлено <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, в ТУ Росимущества поступило заявление Шадриной Л.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ, предлагаемого к образованию также из земельного участка с кадастровым номером

Как следует из представленной Схемы расположения земельного участка, Шадрина Л.В. планирует сформировать земельный участок площадью 411 кв.м., который фактически используется истцом для эксплуатации принадлежащего ему здания; на части испрашиваемого Шадриной Л.В. земельного участка расположено здание, принадлежащее истцу на праве собственности.

В связи с указанными обстоятельствами между истцом и ответчиком имеется спор о праве и границах земельного участка, площадью 3 608 кв.м., что препятствует оформлению в собственность Истца рассматриваемого земельного участка.

Отказ ТУ Росимущества в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу и обращение Шадриной Л.В. с заявлением об утверждении Схемы расположения земельного участка фактически используемого истцом и занятого его объектом ставит под угрозу реализацию исключительного права истца на приобретение земельного участка в собственность, установленного п.п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.

Шадрина Л.В. самовольно, без установленных законом оснований претендует на оформление прав на земельный участок, границы которого согласованы со всеми заинтересованными лицами и который истец на протяжении последних восьми лет пытается оформить в свою собственность под принадлежащий ему объектом недвижимости. Шадрина Л.В. исключительным правом на оформление земельного участка не обладает, собственником объектов недвижимости на данном земельном участке не является и фактически претендует на земельный участок, который всегда находился в пользовании иных лиц и в настоящее время занят зданиями и сооружениями истца.

В целях устранения нарушения прав и законных интересов истца на приобретение земельного участка в свою собственность за плату, ТУ Росимущества следовало отказать Шадриной Л.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку данный земельный участок занят зданиями истца и необходим последнему для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимого имущества.

Тем самым между истцом и ответчиками имеется спор о праве и границах земельного участка площадью 3608 кв.м., что препятствует оформлению истцу своих прав на земельный участок, в связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд.

Способом восстановления нарушенных прав истца является возложение на уполномоченный орган обязанности по принятию распоряжения о предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, образуемого из федерального земельного участка с кадастровым номером , а также обязанности направить истцу проект договора купли – продажи земельного участка по цене, в размере 2.5 % кадастровой стоимости земельного участка.

Представитель истца Жалнин С.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Ответчик Шадрина Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, представила отзыв согласно которого возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая, что желая оформить договор аренды на земельный участок, который является частью земельного участка она обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Самарской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 411 в.м., расположенного по адресу: <адрес> для последующего предоставления его в аренду путем проведения аукциона с целью размещения открытой площади для складирования песка и щебня. Поскольку истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка у нее отсутствуют препятствия в оформлении прав на земельный участок площадью 411 кв.м., удовлетворение исковых требований истца сделает невозможным оформления ей права аренды на земельный участок площадью 411 в.м.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв по заявленным требованиям, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Согласно отзыва ответчик считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку на земельном участке с кадастровым номером помимо объекта, являющегося собственностью ООО «Самарские мебельные мастерские», находятся объекты капитального строительства, находящиеся в собственности третьих лиц, которые используют земельные участки для эксплуатации этих объектов, являющиеся смежными по отношению к образуемому земельному участку. Истцу рекомендовалось в предварительном порядке получить согласие указанных собственников на раздел земельного участка в границах и площади, установленных в представленной истцом схеме. По вопросу применения льготной выкупной стоимости указал, что Правительством РФ утверждены правила определения цены земельного участка и установление выкупной цены возможно только с учетом данных правил, а положения ст. 2 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ « распространяются на отношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, земельные участки не могут быть определены в качестве индивидуально-определенных вещей при отсутствии установленных границ земельных участков, следовательно, предметом распорядительного акта может быть лишь земельный участок, границы которого установлены в соответствии с требованиями закона о кадастре. ООО «Самарские мебельные мастерские» было подано заявление на предоставление в собственность части участка площадью 3608 кв.м., о границах которой сведения в государственный кадастр недвижимости на дату подачи заявления внесены не были, то есть участок не был определен в качестве индивидуально определенной вещи, а значит не мог являться объектом купли-продажи. Также не были приложены документы, подтверждающие, что объекты, находившиеся в собственности ООО «Самарские мебельные мастерские» были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. Предоставление в собственность земельного участка возможно лишь в соответствии со ст.ст. 39.14-39.15 ЗК РФ с установлением выкупной цены земельного участка в соответствии с Правилами.

Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, представил отзыв по заявленным требованиям, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что в ЕРГП отсутствуют сведения о земельном участке площадью 3608 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. В ЕГРП содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером (многоконтурный земельный участок уточненной площадью 43068 кв.м., с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под производственную базу, расположенном по адресу: <адрес>, правообладатель - Российская Федерация). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются межевой план, технический план или акт обследования, утвержденная карта-план территории. Государственный кадастровый учет земельного участка носит заявительный характер. Разрешение требований оставил на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав представителя истца Жалнина С.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.

Согласно п. 1 Положения о Росимуществе правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

В пункте 4 Положения указано, что на территории субъектов Российской Сидерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления.

ТУ Росимущества в Самарской области является территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Полномочия ТУ Росимущества в Самарской области определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным згчдеством в Самарской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278.

В соответствии с п. 4 Положения о ТУ Росимущества в Самарской области Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Сидерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

В силу положений п. 2.2. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 № 569, государственную услуги предоставляет госимущество, а также территориальные органы Росимущества.

В рамках своей компетенции Росимущество принимает, в том числе, в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (п. 5.35 (3) Положения о Росимуществе). Территориальные органы Росимущества осуществляют полномочия данного органа исполнительной власти на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пп. 2. п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Судом установлено, что ООО «Самарские мебельные мастерские» является собственником нежилого здания - Ж/д депо, площадью 149,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер

Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 43068 кв.м., кадастровый номер , принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается сведения, содержащимися в ЕГРП.

На данном земельном участке расположены также объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности иным физическим и юридическим лицам.

Из представленной схемы раздела земельного участка с кадастровым номером следует, что объект недвижимости, принадлежащий ООО «Самарские мебельные мастерские», расположен на земельном участке площадью 3608 кв.м.

С целью приобретения в собственность земельного участка ООО «Самарские мебельные мастерские» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратилось в ТУ Росиимущества по Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 3608 кв.м., образуемого из федерального земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером .

Ранее ООО «Самарские мебельные мастерские» обращалось в ТУ Росиимущества по Самарской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о размежевании и предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 3608,00 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, образуемого при разделе земельного участка, площадью 109731,10 кв.м., с кадастровым номером

Суду не представлено сведений о том, что по данным заявлениям ТУ Росиимущества по Самарской области принималось какое –либо решение.

ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества по Самарской области отказало ООО «Самарские мебельные мастерские» в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка и выкупе образуемого земельного участка по цене в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости, ссылаясь на то, что согласно имеющейся в Территориальном управлении информации на земельном участке с кадастровым номером помимо объекта, являющегося собственностью ООО «Самарские мебельные мастерские», находятся объекты капитального строительства, находящиеся в собственности третьих лиц, которые, в свою очередь, используют земельные участки для эксплуатации этих объектов, являющиеся смежными по отношению к образуемому земельному участку. В целях исключения возможных споров, в том числе в судебном порядке, с собственниками объектов недвижимого имущества, находящихся на земельных участках в пределах подлежащего разделу земельного участка с кадастровым номером и являющихся смежными земельными участками по отношению к образуемому земельному участку площадью 3608 кв.м., истцу рекомендовалось в предварительном порядке получить согласие указанных собственников на раздел земельного участка в границах и площади, установленных в представленной истцом схеме. Также указано на невозможность предоставления в собственность земельного участка по льготной выкупной цене.

    Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен ст. 39.15 ЗК РФ.

П.п 2 п 2 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ( п.1 ст. 11.2 ЗК РФ).

Согласно п.п.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;     разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Указанные нормы не содержат такого основания для отказа в предоставлении земельного участка как отсутствие согласия собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, который подлежит разделу в соответствии со схемой раздела.

Однако судом установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласована всеми смежными собственниками объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, образованных из земельного участка с кадастровым номером , о чем свидетельствует лист согласования.

Испрашиваемый земельный участок расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером

Таким образом, доводы ответчика в этой части как основания отказа в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка необоснованны. Иные основания для отказа указаны не были.

Представленная истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выполнена в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании установлено, что в ТУ Росимущество по Самарской области также было подано заявления Шадриной Л.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предполагаемого к образованию также из земельного участка с кадастровым номером .

Из схемы расположения испрашиваемого Шадриной Л.В. земельного участка следует, что она просит сформировать земельный участок площадью 411 кв.м.

Тем самым, между истцом и Шадриной Л.В. имеется спор о границах земельного участка.

В соответствии с п.1, п.п. 6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

Доказательств нахождения на испрашиваемом Шадриной Л.В. земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих ей, не представлено, следовательно, она не имеет исключительного права на оформление земельного участка.

Согласно ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Границы земельного участка ООО «Самарские мебельные мастерские» согласованы со смежными землепользователями, о чем свидетельствует акт согласования местоположения границ земельного участка.

Шадриной Л.В. каких-либо доводов, относительно того, что она имеет право на испрашиваемый земельный участок не представлено.

Доказательств того, что месторасположение земельного участка создает препятствия или нарушает права и законные интересы других лиц в материалах дела также не имеется.

Согласно заключения кадастрового инженера ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, площадью 3608 кв.м. по адресу: <адрес>, который предстоит образовать путем раздела федерального земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «под производственную базу», необходимый для эксплуатации объекта недвижимости ООО «Самарские мебельные мастерские» - нежилое здание (ж/д депо), литер Т, площадью 149,9 кв.м., КН не относится к территориям общего пользования, соответствует градостроительному регламенту зоны ПК-1 и может использоваться без его приведения в соответствие с Правилами застройки и землепользования г. Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61.

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В силу положений ст. 1 ФЗ Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст. 8 указанного закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (ч. 8 ст. 11.2 ЗКРФ).

Из указанных положений закона следует, что границы испрашиваемого истцом земельного участка площадью 3608 кв.м. должны быть определены путем обозначения их координат и могут быть установлены судом при разрешении спора о границах земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Как указано в ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением сяучаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Порядок согласования границ земельного участка закреплен в статье 39.15 ЗК РФ.

Как следует из ч. 11 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Из указанных положений закона следует, что решение о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка должно включаться в решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, отказав в предварительном согласовании предоставления земельного участка ТУ Росимущества в Самарской области отказало согласовать границы испрашиваемого истцами земельного участка площадью 3608 кв.м.

Отказ уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории нарушает законное право истца на приобретение земельного участка в собственность, тем самым истец лишается возможности на легальное использование и оформление фактически занимаемого земельного участка, что влечет наступление негативных последствий.

Согласно статье 12 ГК РФ признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав.

В силу положений ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Учитывая, что на испрашиваемом истцом земельном участке площадью 3608 кв.м., расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности, земельный участок расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , границы участка согласованы, ООО «Самарские мебельные мастерские» имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность в силу закона, отсутствуют нарушения требований, предъявляемых к образуемым земельным участкам, суд приходит к выводу, что требования истца об установлении границ земельного участка и об обязании ТУ Росимущества по Самарской области принять решение о предварительном согласовании ООО «Самарские мебельные мастерские» предоставления в собственность земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка подлежат удовлетворению.

Согласно п.2, 3 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

В силу ч.1 ст. 2 ФЗ № 137 –ФЗ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Таким образом, критерием применения льготного режима выкупа земельного участка является субъект гражданского оборота либо правовая судьба объекта недвижимости.

ООО «Самарские мебельные мастерские» как собственник объекта недвижимости обращался в ТУ Росимущества по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по льготной цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости в 2010 году, повторно в июне 2012 года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, однако по существу обращение общества рассмотрено не было. Доказательств обратного не представлено.

Доводы ответчика о том, что ООО «Самарские мебельные мастерские» не были представлены документы, подтверждающие обстоятельства, дающие право на приобретение земельного участка на особых условиях, в связи с чем, принять решение о предоставлении в собственность земельного участка не представилось возможным необоснованны, поскольку документы были представлены, что подтверждается письмами, направленными ООО «Самарские мебельные мастерские» в 2010-2012 годах в адрес управления.

Из содержания п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

При этом для приобретения земельного участка по льготной цене в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку из буквального толкования данной нормы не следует, что субъектом приобретения земельного участка по льготной цене является первый приобретатель недвижимости.

Кроме того, ограничительное толкование положения п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ привело бы - в нарушение закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.

Установлено, что нежилое здание было приобретено у <данные изъяты>» (созданного в порядке приватизации государственного предприятия <данные изъяты>»), что подтверждается договором купли-продажи между <данные изъяты>» и истцом.

Таким образом, в силу п. 1 ст. 422 ГК РФ, определяя цену земельного участка, сторонам необходимо руководствоваться нормой п. 1 ст. 2 Закона № 137, в связи с чем, истец имеет право на льготный выкуп земельного участка по цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости.

Доводы ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть определен в качестве индивидуально определенной вещи, а значит не может являться предметом купли-продажи, суд считает необоснованными.

Согласно п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Тем самым, сведения об испрашиваемом земельном участке не могут быть внесены самостоятельно истцом в единый реестр недвижимости, следовательно, отсутствие в едином государственном реестре недвижимости сведений о границах испрашиваемого земельного участка площадью 3608 кв.м. не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату.

При таких обстоятельствах, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу, что претензии ответчика Шадриной Л.В. и отказ ТУ Росуимущества в Самарской области являются необоснованными и незаконными по вышеизложенным основаниям, а исковые требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуюсь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «Самарские мебельные мастерские» к Шадриной Л.В., Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об установлении границ земельного участка, предоставлении в собственность земельного участка удовлетворить.

Установить границы земельного участка площадью 3608 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно координатам, указанным в схеме раздела земельного участка с кадастровым номером , составленной кадастровым инженером ФИО4

Обязать Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области:

-принять в течение 1-го месяца с момента вступления в силу решения суда по делу решение о предварительном согласовании предоставления в собственность ООО «Самарские мебельные мастерские» земельного участка, площадью 3608 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером

утвердить в течение 1-го месяца с момента вступления в силу решения суда по делу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении образуемого земельного участка, площадью 3608 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образуемого из земельного участка с кадастровым номером ;

-направить в течение 1-го месяца с момента предоставления выписки из единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка, площадью 3608 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером в адрес ООО «Самарские мебельные мастерские» проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 3608 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером , по цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости образованного земельного участка, с предложением заключить данный договор.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Решение в окончательном виде изготовлено 21.05.2018 года.

Судья С.В. Миронова

2-1282/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Самарские мебельные мастерские"
Ответчики
Шадрина Л.В.
ТУ "Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Самарской области"
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Советский районный суд г. Самара
Дело на странице суда
sovetsky.sam.sudrf.ru
06.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2018Передача материалов судье
11.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2018Судебное заседание
16.05.2018Судебное заседание
23.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2020Передача материалов судье
23.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2020Судебное заседание
23.05.2020Судебное заседание
23.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.05.2020Судебное заседание
23.05.2020Судебное заседание
23.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
23.05.2020Дело оформлено
23.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее