Решение по делу № 2-737/2017 от 09.01.2017

Дело № 2-737/2017

                                            Р Е Ш Е Н И Е

                            Именем Российской Федерации

11 января 2017 г.

Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Бережновой Н.Д., при секретаре Амошевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске

Дело по иску Варганова Н.А. к Администрации г. Благовещенска о понуждении к установке абонентского почтового шкафа и прибора учета потребления электроэнергии,

                                          У с т а н о в и л :

Варганов Н.А. обратился в суд с данным иском, указав, что является собственником комнаты № 7 в квартире ***.

Ранее данный многоквартирный дом являлся общежитием, статус общежития с дома снят постановлением мэра г. Благовещенска от 26 января 2001 г. № 145.

В квартирах дома не установлены общие (квартирные) приборы учета потребления электроэнергии. Кроме того, в доме отсутствуют абонентские почтовые шкафы. В связи с этим имеются препятствия для получения почтовой корреспонденции, в том числе, платежных квитанций по оплате коммунальных услуг, плата за потребленную электроэнергию начисляется по нормативу потребления, что нарушает его ( истца) законные права.

Считает, что на момент снятия с дома статуса общежития ответчик, являясь собственником дома, был обязан оборудовать дом почтовыми ящиками и общими квартирными приборами учета электроэнергии. В связи с этим истец требует: обязать ответчика: установить в подъезде *** абонентский почтовый шкаф, установить в квартире *** указанного дома общий (квартирный) прибор учета электроэнергии.

В судебном заседании истец на иске настаивал, высказывал те же доводы. Пояснил, что требует установить абонентский почтовый шкаф посредством которого он ( истец) получит возможность получать адресованную ему корреспонденцию. Общеквартирный прибор учета электроэнергии требует установить для учета потребления электроэнергии в ***, в которой находится принадлежащая ему ( истцу) комната № 7.

С какого времени получил право пользования комнатой № 7 в *** – пояснить не может. В настоящее время является собственником данного помещения по договору приватизации от 16 февраля 2012 г.

Также пояснил, что ранее указанный дом являлся общежитием.

Ответчик не предоставил акт ввода дома в эксплуатацию, поэтому не доказал, что на момент сдачи дома в эксплуатацию, а также на момент снятия с дома статуса общежития, в доме были установлены абонентские почтовые шкафы и квартирные приборы учета электроэнергии.

Так как дом был принят в муниципальную собственность, ответчик был обязан оборудовать дом квартирными приборами учета электроэнергии и абонентскими почтовыми шкафами.

Считает, что срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен, так как о нарушении своих прав узнал только после возникновения споров с организацией, предоставляющей коммунальные услуги.

Представитель ответчика иск не признала. В письменном отзыве и в устных пояснениях в судебном заседании указывала, что дом по *** построен в 1962 г, поэтому законодательные акты, на которые истец ссылается в иске, не действовавшие на момент постройки дома, не подлежат применению к спорным правоотношениям.

В результате законодательного разграничения собственности, на основании постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 г., здание общежития завода ЖБИ по *** было передано в муниципальную собственность. Имущество было принято в муниципальную собственность в том состоянии, в котором оно находилось на момент признания его муниципальной собственностью.

Актом ввода дома в эксплуатацию Администрация г. Благовещенска не располагает.

Постановлением мэра г. Благовещенска № 145 от 26 января 2001 г. с дома был снят статус общежития, после чего жилые помещения в доме передавались в собственность граждан в порядке приватизации. В настоящее время в муниципальной собственности имеются жилые помещения в указанном доме, квартира ***, а также находящиеся в составе данной квартиры комнаты, не являются муниципальной собственностью.

Абонентские почтовые шкафы являются общим имуществом всех собственников помещений дома, поэтому вопрос оборудования дома абонентскими шкафами относится к компетенции общего собрания всех собственников помещений МКД.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по установке приборов учета используемой электроэнергии в квартирах, находящихся в собственности граждан.

Также указала, что на условиях социального найма истец вселился в комнату № 7 в *** в 2011 г.. В 2012 г. истец стал собственником жилого помещения. Требования истца заявлены после истечения срока исковой давности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что по договору приватизации от 16 февраля 2012 г. истец является собственником комнаты *** в ***.

Судом установлено, что ранее указанный многоквартирный дом имел статус общежития, который снят постановлением мэра г. Благовещенска от 26 января 2001 г. № 145.

Требования истца сводятся к возложению на ответчика определенных обязанностей.

В силу ч. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Рассматривая требования истца в части понуждения ответчика к установке квартирного прибора учета электроэнергии, суд пришел к следующему.

    В соответствии с ч. 2 ст. 153, ст. 154 ЖК РФ собственник обязан оплачивать коммунальные услуги (в том числе, электрическую энергию), плату за содержание и ремонт жилого помещения в установленные сроки.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На момент ввода дома в эксплуатацию (1962 г.) обязанность органа местного самоуправления по оснащению жилых помещений приборами учета электроэнергии ( в том числе – квартирных приборов учета) законодательно не была установлена.

Также эта обязанность для органа местного самоуправления не устанавливалась на момент отмены для дома статуса общежития ( 26 января 2001 г.).

Суд отмечает, что принцип оплаты коммунальных услуг исходя из количества фактически полученных услуг был введен Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с 01 марта 2005 г.

Обязанность по оснащению жилого помещения приборами учета энергетических ресурсов была установлена Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанный закон введен в действие 27 ноября 2009 г.

В силу ч. 1 ст. 4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно ч.ч. 1, 2, 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, в силу закона обязанность по оснащению жилых помещений ( в том числе коммунальных квартир) приборами учета электроэнергии, возлагается на собственников жилых помещений.

Из материалов дела следует, что комната № 7 в *** являлась муниципальной собственностью 16 февраля 2012 г. ( дата заключения истцом договора приватизации).

На момент заключения договора приватизации обязанность собственников устанавливать в коммунальных квартирах общие приборы учета электроэнергии, была установлена законодательством. При этом истец, достоверно зная о том, что соответствующий прибор учета в коммунальной ***, не установлен, не обращался к собственнику жилого помещения с требованиями об исполнении обязанности по установке прибора учета.

Согласно ст. 196, ч. 1 ст. 200, ч. 2 ст. 199 ГК РФ срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Суд считает обоснованными доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с требованиями об установке квартирного прибора учета потребления электроэнергии, поскольку с данными требованиями истец обратился в суд 16 декабря 2016 г.

Доводы истца о том, что до возникновения споров с поставщиком коммунальных услуг по оплате услуг, не было нарушения его ( истца) права, судом не принимаются, так как, исходя из характера спорных правоотношений, обстоятельства, на которые истец ссылается на влияют на определения начала течения срока исковой давности.

Суд учитывает, что с момента приобретения в собственность жилого помещения по договору приватизации, у истца в силу законодательных норм, указанных выше, возникла обязанность по установке квартирного прибора учета потребления электроэнергии.

Кроме того, суд принимает во внимание, что на момент рассмотрения спора, ***, не является муниципальной собственностью, то есть все отдельные жилые помещения данной коммунальной квартиры находятся в собственности граждан.

Квартирный прибор учета является общим имуществом собственников помещений коммунальной квартиры.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 ЖК РФ Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире.

При таких обстоятельствах, требуя обязать ответчика установить прибор учета электроэнергии, истец фактически требует возложить обязанности собственников помещений квартиры на орган местного самоуправления. Правовые основания для возложения на ответчика такой обязанности отсутствуют.

Само по себе отсутствие у ответчика акта ввода дома в эксплуатацию ( на что ссылается истец в обоснование иска), не влечет обязанность ответчика установить прибор учета.

В связи с изложенным, требования истца о понуждении ответчика к установке квартирного прибора учета потребления электроэнергии не подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца в части понуждения ответчика к установке абонентского почтового шкафа, суд пришел к следующему.

В обоснование доводов в указанной части истец ссылается на Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи».

Согласно ст. 2, ч. 7 ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» абонентский почтовый шкаф - специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений.

Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.

На момент заключения договора приватизации истцу было достоверно известно о том, что передаваемое ему в собственность жилое помещение ( как и иные помещения в коммунальной квартире) не оборудовано абонентским почтовым шкафом.

Суд в силу положений ст. ст. 196, ч. 1 ст. 200, ч. 2 ст. 199 ГК РФ считает обоснованным заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по данным требованиям.

Кроме того, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"; Приказом Министерства регионального развития РФ от 01.06.2007 N 45 "Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома" и др.) почтовые шкафы являются материальными ценностями, относящимися к общему имуществу собственников помещений МКД.

Следовательно, с момента приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации у истца, наряду с другими собственникам помещений МКД, возникла обязанность по содержанию общего имущества собственников помещений дома, в том числе – по содержанию абонентского почтового шкафа.

Источник средств, за счет которых устанавливаются абонентские почтовые шкафы, определен законодательством.

При обстоятельствах, на которые истец ссылается, фактически требуя установить почтовый ящик за счет средств местного бюджета, оснований для возложения на Администрацию г. Благовещенска обязанности по установке абонентского почтового шкафа, не имеется.

Отсутствие у ответчика акта ввода дома в эксплуатацию таким основанием не является.

Иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                  Р Е Ш И Л :

Варганову Николаю Анатольевичу в иске к Администрации г. Благовещенска о понуждении к установке абонентского почтового шкафа и прибора учета потребления электроэнергии - отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца, исчисляя срок с 16 января 2017 г.

Судья

Решение в окончательной (мотивированной) форме принято __________________ 2017 г.

Судья

2-737/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Варганов Н.А.
Ответчики
Администация г Благовещенска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
blag-gs.amr.sudrf.ru
09.01.2017Передача материалов судье
09.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2017Судебное заседание
15.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2017Дело передано в архив
20.07.2017Дело оформлено
11.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее