Решение по делу № 2-1111/2022 от 18.08.2022

Ад. Дело № 2-1111/22

УИД 39RS0011-01-2022-001536-43

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

8 декабря 2022 года г. Зеленоградск

Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ватралик Ю.В.

с участием прокурора Коломийца Е.С.

при помощнике судьи Петуховой У.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области гражданское дело по исковому заявлению ПУ ФСБ России по Калининградской области к Голобородько Владиславу Владиславовичу, Голобородько Виктории Владиславовне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета, встречному иску Голобородько Владислава Владиславовича к Пограничному управлению ФСБ России по Калининградской области о признании права пользования служебным жилым помещением,

установил:

ФГКУ Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области (ПУ ФСБ России по Калининградской области) обратилось с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указало, что в 2001 году военнослужащему Голобородько Владиславу Владиславовичу и его дочери Голобородько Виктории Владиславовне было предоставлено служебное жилое помещение, общей площадью 39,1 кв.м., состоящее из двух комнат находящееся на территории закрытого военного городка по адресу: <адрес>.

Данное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области».

Приказом командира войсковой части 2297 от года -лс Голобородько В.В. был уволен с военной службы в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» по ст.51 п.3 п.п. «в» по семейным обстоятельствам в запас ВС РФ с 19 марта 2006 года с выслугой 13 лет и 9 месяцев в календарном исчислении. На момент увольнения он на учете нуждающихся в получении жилья предоставляемого по договору социального найма не состоял и права на получение жилого помещения от органов ФСБ России не приобрел.

Жилое помещение по адресу: Калининградская область. Зеленоградский район, п. Рыбачий, ул. Пограничная, д.6 кв.4 находится на территории закрытого военного городка №19 (Распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2000 года) и предоставлялось Голобородько В.В. и членам его семьи на период прохождения военной службы в Пограничном управлении ФСБ России по Калининградской области. Льгот при выселении из служебного помещения без предоставления иного жилого помещения, предусмотренной ст. 103 ЖК РФ, Голобородько В.В. не имеет.

Голобородько В.В. 22 апреля 2022 года было направлено письмо № 21/106/6/3-2487 с требованием освободить и сдать занимаемую им квартиру в срок до 1 июня 2022 года, однако, по истечении указанного срока Голобородько В.В. никаких действий по освобождению и сдаче жилого помещения не предпринял.

ПУ ФСБ России по Калининградской области с учетом последующего уточнения иска просит суд признать Голобородько Владислава Владиславовича и Голобородько Викторию Владиславовну утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, выселить их без предоставления другого жилого помещения и снять их с регистрационного учета по данному адресу.

Голобородько Владислав Владиславович обратился со встречным иском к ПУ ФСБ России по Калининградской области, в котором указывает на то, что 16 июля 2019 года решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области истец был отнесен к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и включен совместно с членами своей семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». 21 апреля 2022 года решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области истец и члены его семьи были исключены из участников указанной подпрограммы и сняты с учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, что сделано в нарушении закона без согласия Голобородько В.В. и без учета его интересов. В соответствии с определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ27 июня 2018 года № 73-КГ18-3 – само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Голобородьк В.В. полагал, что он подпадает под действие специальных норм ФЗ «О статусе военнослужащих» и не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Голобородько Владислав Владиславович с учетом последующего уточнения иска просил суд признать за ним право пользования служебной квартирой 4 в доме 6 по ул. Пограничной в пос. Рыбачий Зеленоградского района до момента его переселения в новое жилое помещение, подлежащего предоставлению бесплатно.

В судебном заседании представитель Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области по доверенности Дедовец С.И. свой иск поддержал, возражал против удовлетворения иска Голобородько В.В., пояснил, что Голобородько В.В. 16 июля 2019 года был ошибочно включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку при включении его в состав участников не было учтено, что он не был признан нуждающемся в жилых помещениях. Такая ошибка была исправлена путем исключения его из состава таких участников 21 апреля 2022 года. Голобородько В.В. проходил военную службу по контракту и в период военной службы был вселен в служебное жилое помещение закрытого военного городка в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы по семейным обстоятельством, после чего права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях не имел и не состоял на таком учете. Каких-либо доказательств того, что Голобородько В.В. являлся малоимущим и состоял в очереди нуждающихся на момент увольнение, истец не имеет, все документы уничтожены за истечением срока хранения. При этом, даже если Голобородько В.В. и состоял на таком учете, то после увольнения он был с него снят, поскольку был уволен не по льготным основаниям. Поскольку на момент увольнения с военной службы Голобородько В.В. не являлся нуждающимся в жилых помещениях, то он и его дочь могут быть выселены из служебного жилого помещения, в т.ч. и из закрытого военного городка, без предоставления иного жилого помещения. В настоящее время Голобородько В.В. и его дочь в спорном жилом помещении не проживают около 3-х лет, однако не освобождают свое жилое помещение от своих вещей, имеют значительную задолженность по оплате коммунальных услуг.

В судебном заседании Голобородько В.В. и его представитель Одайник А.Г. возражали против удовлетворения иска ПУ ФСБ России по Калининградской области, свой встречный иск поддержали по основаниям, в нем изложенным, дали пояснения, аналогичные пояснениям иска, дополнительно пояснили, что Голобородько В.В. действительно постоянно не проживает около года в пос. Рыбачьем Зеленоградского района, живет в своих родных в г. Калининграде, однако бывает в спорном жилом помещении иногда, там имеются его вещи. 19 марта 2006 года он был уволен с военной службы в связи с семейными обстоятельствами. На тот момент он состоял в очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений, однако доказательств этому никаких не имеет. 16 июля 2019 года Голобородько В.В. с дочерью были включены в число участников подпрограммы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» в составе семьи 2 человека, однако в последующем они были исключены из числа участников такой программы. Данное исключение они считают незаконными и намерены обжаловать его в судебном порядке. Иных жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем он не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в связи с чем им и был заявлен встречный иск.

В судебное заседание ответчик Голобородько Виктория Владиславовна не явилась, извещена надлежащим образом по последнему известному месту жительства.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск ПУ ФСБ России по Калининградской области подлежит удовлетворению, а встречный иск Голобородько В.В. не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что жилое помещение - <адрес> в <адрес> является объектом собственности Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ПУ ФСБ России по Калининградской области и распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года жилищный фонд военного городка <адрес> был включен в Перечень жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что вышеуказанная квартира была предоставлена военнослужащему Голобородько В.В. и его дочери, куда они вселились, проживали и были зарегистрированы Голобородько В.В. – с ДД.ММ.ГГГГ, его дочь Голобородько В.В. – с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени.

Согласно выписке из Приказа от 17 марта 2006 года Голобородько В.В. 19 марта 2006 года был уволен в запас по п.п. «в» п. 3 ст. 51 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (по семейным обстоятельствам) с направлением на учет в ВК <адрес>. Основание: рапорт военнослужащего и решение аттестационной комиссии от 14 марта 2006 года.

Выслуга лет Голобородько В.В. в вооруженных силах составила: календарная 13 лет 09 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 06 лет 04 месяца 11 дней.

Судом также установлено, что после увольнения с военной службы Голобородько В.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял.

9 июля 2019 года Голобородько В.В. подал заявление в ПУ ФСБ России по Калининградской области, в котором просил включить его и его дочь Голобородько В.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как подлежащий отселению с закрытого военного городка в целях получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от 16 июля 2019 года Голобородько В.В. и его дочь Голобородько В.В. включены в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе семьи 2 человека, что подтверждается протоколом № 11.

Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от 21 апреля 2022 года Голобородько В.В. снят с учета участников такой подпрограммы, что подтверждается протоколом № 7.

Основанием для такого исключения послужило то обстоятельство, что Голобородько В.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях в ПУ ФСБ России по Калининградской области не состоит, права на получение жилого помещения для постоянного проживания за период службы не приобрел, поскольку не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.

Как видно из представленного ПУ ФСБ России по Калининградской области акта проверки фактического проживания в служебной квартире от 29 сентября 2022 года, в <адрес> в <адрес> в течение 3-х лет никто не проживает.

Согласно пояснениям самого Голобородько В.В., последний и его дочь не проживают в спорном жилом помещении около 1 года, проживают в <адрес>, однако сам Голобородько В.В. там иногда бывает, его вещи там также имеются.

Справкой от 25 октября 2022 года подтверждается, что по <адрес> в <адрес> за период с 1 января 2022 года по 30 сентября 2022 года имеется задолженность по квартирной плате и по оплате коммунальных услуг в размере 28142,22 рубля.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189- ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом

Статьей 13 Вводного закона уставлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей, как разъяснено в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:

1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

4) семьи военнослужащих;

5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Исходя из приведенных положений законодательства, в силу ст. 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года).

В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Порядок обеспечения жилой площадью в Вооруженных Силах РФ в период предоставления Голобородько В.В. жилого помещения был установлен Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, (утратила силу с 8 ноября 2010 года), согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь, за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации.

В силу п. 3 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.

В силу действовавшей на момент увольнения административного истца с военной службы абз. 6 п. 4 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что выслуга лет Голобородько В.В. в вооруженных силах составила в календарном исчислении - 13 лет 09 месяцев 27 дней, в льготном исчислении - 06 лет 04 месяца 11 дней, а уволен он был по семейным обстоятельствам, то в силу вышеприведенных норм закона после увольнения с военной службы он обязан был освободить занимаемое им служебное жилое помещение, чего им сделано не было.

Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ (вступившего в силу с 1 марта 2005 года) в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Из материалов дела видно, что 4 дома 6 по ул. Пограничной в пос. Рыбачий Зеленоградского района, находящееся в закрытом военном городке, на момент вселения обоих ответчиков являлось служебным жилым помещением и данный статус жилого помещения до настоящего времени не изменен, в силу чего оно было предоставлено семье Голобородько В.В. как служебное на период прохождения им военной службы.

Семья Голобородько В.В. на момент его увольнения с военной службы не входила в перечень лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, предусмотренный ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР и ст. 103 ЖК РФ.

При этом при увольнении с военной службы Голобородько В.В. не изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма или по избранному месту жительства, что подтверждается приказом об увольнении его с военной службы со снятием со всех видов довольствия и исключения из списков части.

Доводы Голобородько В.В. о том, что он на момент увольнения был признан нуждающимся и состоял в на соответствующем учете в целях получения жилого помещения, ничем не подтверждены, и опровергаются сопроводительным письмом начальника войсковой части 2297 в адрес ПУ ФСБ России по Калининградской области от 14 марта 2007 года, из которого видно, что после расформирования в/ч 2297 в ПУ ФСБ России по Калининградской области были переданы учетные жилищные дела военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений (л.д. 102). Голобородько В.В. в таком списке отсутствует.

На момент увольнения Голобородько В.В. со службы в 2006 году отношения по обеспечению военнослужащих и военнослужащих, уволенных в запас, регулировались Законом РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», пунктом 1 ст. 15 которого предусматривалось, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Пункт 6 указанной нормы предусматривал, что военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

В силу п. 13 и п. 14 указанного ФЗ Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

Каких-либо доказательств того, что Голобородько В.В. при увольнении с военной службы обращался к командиру части с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, а также иных документов (заявления на имя главы муниципального образования, выписки из личного дела о составе семьи, выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета, выписки из личного дела о дате и месте призыва), им суду не представлено, как и не представлено доказательств того, что семья Голобородько В.В. признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях.

Доводы ответчика о том, что он необоснованно был снят с учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, поскольку ему как лицу, отселяемому из закрытого военного городка, принадлежит право на получение ГЖС, а наличие нуждаемости в жилых помещениях при этом не имеет значения, суд также не принимает во внимание.

Как видно из материалов дела, решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от 16 июля 2019 года Голобородько В.В. и его дочь Голобородько В.В. включены в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе семьи 2 человека, а решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от 21 апреля 2022 года Голобородько В.В. снят с учета участников такой подпрограммы, что подтверждается протоколом № 7.

Как видно из решения жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от 21 апреля 2022 года основанием для снятия его с такого учета послужила неправомерность постановки на такой учет, поскольку Голобородько В.В. не был признан нуждающимся в жилых помещениях, а права на получение жилого помещения для постоянного проживания за период службы не приобрел.

Такое решение Голобородько В.В. до настоящего времени не оспорено и не признано недействительным.

Согласно абзацу девятому пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются, Правительством Российской Федерации по представлению Министерства-обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

В силу пункта 6 статьи 15 указанного Федерального закона служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках не могут быть переданы безвозмездно в собственность занимаемым им лицам.

На момент принятия решения о включении Голобородько В.В. в состав участников названной подпрограммы, действовала государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Государственная программа), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

В структуру Государственной программы входили подпрограммы, одной из которых являлась подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», включающая ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».

В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 в редакции, действовавшей на момент включения Голобородько В.В в список граждан, участников названной подпрограммы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка.

С 1 сентября 2019 г. в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 действует Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 г. № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», в соответствии 6 п. 1 которого, в целях обеспечения социальных гарантий гражданам Российской Федерации, подлежащим переселению из закрытых военных городков, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановлено: установить, что действие настоящего Указа распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки (далее - федеральные органы исполнительной власти), имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка (далее - граждане), а также на членов их семей.

Таким образом, вышеприведенными положениями закона предусмотрены имеющими право на социальную выплату следующие категории граждан: имеющие в закрытом военном городке жилье на праве собственности; на праве социального найма; служебное жилье, из которого они не могут быть выселены без предоставления другого.

При этом Голобородько В.В. не имеет в собственности или по договору социального найма жилья в закрытом военном городке, а проживает в служебном жилье, а судом не установлено обстоятельств, при которых ответчики не подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений и которые предусмотрены частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо относятся к категории лиц, указанных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР.

Как было указано выше, доказательств того, что семья Голобородько В.В. состоит, либо на момент его увольнения с военной службы состоял, на учете нуждающихся в жилых помещениях, суду не представлено.

Доводы Голобородько В.В. о том, что он является малоимущим, суд также признает необоснованными.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 данного Кодекса категории граждан, которые являющиеся малоимущими.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

При этом сама по необеспеченность гражданина жилым помещением не является основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся.

Статья 2 Закона Калининградской области от 05.07.2017 г. № 90 «О признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Калининградской области» предусматривает, что органы местного самоуправления признают граждан малоимущими в целях применения настоящего Закона с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) (далее - размер дохода), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению (далее - стоимость имущества), в порядке, установленном приложением 1 к настоящему Закону.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, оценка стоимости имущества семьи и одиноко проживающего гражданина производятся органами местного самоуправления за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с Решением Окружного совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» № 45 от 30 марта 2016 года в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления по договору социального найма жилых помещений малоимущими признаются граждане, доход которых на каждого члена семьи не превышает однократную величину прожиточного минимума на душу населения в среднем за месяц в Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 31 августа 2021 года № 538 установлена величина прожиточного минимума на душу населения 14 337 рублей.

Как видно из представленных Голобородько В.В. справок, он ежемесячно получает пенсию по линии ФСБ России в размере 13596,91 рубль, а также получает заработную плату в ООО «Стеклянный мир» в размере 17000 рублей.

Таким образом, Голобородько В.В. не может быть признан малоимущим в установленном порядке, поскольку его ежемесячный доход составляет больше величины прожиточного минимума.

Учитывая, что Голобородько В.В. и его дочь не относятся к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для сохранения за ними права пользования спорным жилым помещением, следовательно, заявленные исковые требования о выселении ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу подлежат удовлетворению, а встречный иск Голобородько В.В. о признании права пользования служебным жилым помещением удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ПУ ФСБ России по Калининградской области к Голобородько Владиславу Владиславовичу, Голобородько Виктории Владиславовне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета, - удовлетворить.

Признать Голобородько Владислава Владиславовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Голобородько Викторию Владиславовну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившими право пользования служебным жилым помещением - квартирой 4 <адрес>, выселить их из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снять с регистрационного учета по данному адресу.

Встречный иск Голобородько Владислава Владиславовича к Пограничному управлению ФСБ России по Калининградской области о признании права пользования служебным жилым помещением, - оставить без удовлетворения.

Взыскать с Голобородько Владислава Владиславовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Голобородько Виктории Владиславовны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей в равных долях, т.е. по 150 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2022 года.

Судья Ватралик Ю.В.

Ад. Дело № 2-1111/22

УИД 39RS0011-01-2022-001536-43

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

8 декабря 2022 года г. Зеленоградск

Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ватралик Ю.В.

с участием прокурора Коломийца Е.С.

при помощнике судьи Петуховой У.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области гражданское дело по исковому заявлению ПУ ФСБ России по Калининградской области к Голобородько Владиславу Владиславовичу, Голобородько Виктории Владиславовне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета, встречному иску Голобородько Владислава Владиславовича к Пограничному управлению ФСБ России по Калининградской области о признании права пользования служебным жилым помещением,

установил:

ФГКУ Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области (ПУ ФСБ России по Калининградской области) обратилось с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указало, что в 2001 году военнослужащему Голобородько Владиславу Владиславовичу и его дочери Голобородько Виктории Владиславовне было предоставлено служебное жилое помещение, общей площадью 39,1 кв.м., состоящее из двух комнат находящееся на территории закрытого военного городка по адресу: <адрес>.

Данное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области».

Приказом командира войсковой части 2297 от года -лс Голобородько В.В. был уволен с военной службы в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» по ст.51 п.3 п.п. «в» по семейным обстоятельствам в запас ВС РФ с 19 марта 2006 года с выслугой 13 лет и 9 месяцев в календарном исчислении. На момент увольнения он на учете нуждающихся в получении жилья предоставляемого по договору социального найма не состоял и права на получение жилого помещения от органов ФСБ России не приобрел.

Жилое помещение по адресу: Калининградская область. Зеленоградский район, п. Рыбачий, ул. Пограничная, д.6 кв.4 находится на территории закрытого военного городка №19 (Распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2000 года) и предоставлялось Голобородько В.В. и членам его семьи на период прохождения военной службы в Пограничном управлении ФСБ России по Калининградской области. Льгот при выселении из служебного помещения без предоставления иного жилого помещения, предусмотренной ст. 103 ЖК РФ, Голобородько В.В. не имеет.

Голобородько В.В. 22 апреля 2022 года было направлено письмо № 21/106/6/3-2487 с требованием освободить и сдать занимаемую им квартиру в срок до 1 июня 2022 года, однако, по истечении указанного срока Голобородько В.В. никаких действий по освобождению и сдаче жилого помещения не предпринял.

ПУ ФСБ России по Калининградской области с учетом последующего уточнения иска просит суд признать Голобородько Владислава Владиславовича и Голобородько Викторию Владиславовну утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, выселить их без предоставления другого жилого помещения и снять их с регистрационного учета по данному адресу.

Голобородько Владислав Владиславович обратился со встречным иском к ПУ ФСБ России по Калининградской области, в котором указывает на то, что 16 июля 2019 года решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области истец был отнесен к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и включен совместно с членами своей семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». 21 апреля 2022 года решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области истец и члены его семьи были исключены из участников указанной подпрограммы и сняты с учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, что сделано в нарушении закона без согласия Голобородько В.В. и без учета его интересов. В соответствии с определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ27 июня 2018 года № 73-КГ18-3 – само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Голобородьк В.В. полагал, что он подпадает под действие специальных норм ФЗ «О статусе военнослужащих» и не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Голобородько Владислав Владиславович с учетом последующего уточнения иска просил суд признать за ним право пользования служебной квартирой 4 в доме 6 по ул. Пограничной в пос. Рыбачий Зеленоградского района до момента его переселения в новое жилое помещение, подлежащего предоставлению бесплатно.

В судебном заседании представитель Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области по доверенности Дедовец С.И. свой иск поддержал, возражал против удовлетворения иска Голобородько В.В., пояснил, что Голобородько В.В. 16 июля 2019 года был ошибочно включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку при включении его в состав участников не было учтено, что он не был признан нуждающемся в жилых помещениях. Такая ошибка была исправлена путем исключения его из состава таких участников 21 апреля 2022 года. Голобородько В.В. проходил военную службу по контракту и в период военной службы был вселен в служебное жилое помещение закрытого военного городка в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы по семейным обстоятельством, после чего права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях не имел и не состоял на таком учете. Каких-либо доказательств того, что Голобородько В.В. являлся малоимущим и состоял в очереди нуждающихся на момент увольнение, истец не имеет, все документы уничтожены за истечением срока хранения. При этом, даже если Голобородько В.В. и состоял на таком учете, то после увольнения он был с него снят, поскольку был уволен не по льготным основаниям. Поскольку на момент увольнения с военной службы Голобородько В.В. не являлся нуждающимся в жилых помещениях, то он и его дочь могут быть выселены из служебного жилого помещения, в т.ч. и из закрытого военного городка, без предоставления иного жилого помещения. В настоящее время Голобородько В.В. и его дочь в спорном жилом помещении не проживают около 3-х лет, однако не освобождают свое жилое помещение от своих вещей, имеют значительную задолженность по оплате коммунальных услуг.

В судебном заседании Голобородько В.В. и его представитель Одайник А.Г. возражали против удовлетворения иска ПУ ФСБ России по Калининградской области, свой встречный иск поддержали по основаниям, в нем изложенным, дали пояснения, аналогичные пояснениям иска, дополнительно пояснили, что Голобородько В.В. действительно постоянно не проживает около года в пос. Рыбачьем Зеленоградского района, живет в своих родных в г. Калининграде, однако бывает в спорном жилом помещении иногда, там имеются его вещи. 19 марта 2006 года он был уволен с военной службы в связи с семейными обстоятельствами. На тот момент он состоял в очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений, однако доказательств этому никаких не имеет. 16 июля 2019 года Голобородько В.В. с дочерью были включены в число участников подпрограммы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» в составе семьи 2 человека, однако в последующем они были исключены из числа участников такой программы. Данное исключение они считают незаконными и намерены обжаловать его в судебном порядке. Иных жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем он не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в связи с чем им и был заявлен встречный иск.

В судебное заседание ответчик Голобородько Виктория Владиславовна не явилась, извещена надлежащим образом по последнему известному месту жительства.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск ПУ ФСБ России по Калининградской области подлежит удовлетворению, а встречный иск Голобородько В.В. не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что жилое помещение - <адрес> в <адрес> является объектом собственности Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ПУ ФСБ России по Калининградской области и распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года жилищный фонд военного городка <адрес> был включен в Перечень жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что вышеуказанная квартира была предоставлена военнослужащему Голобородько В.В. и его дочери, куда они вселились, проживали и были зарегистрированы Голобородько В.В. – с ДД.ММ.ГГГГ, его дочь Голобородько В.В. – с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени.

Согласно выписке из Приказа от 17 марта 2006 года Голобородько В.В. 19 марта 2006 года был уволен в запас по п.п. «в» п. 3 ст. 51 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (по семейным обстоятельствам) с направлением на учет в ВК <адрес>. Основание: рапорт военнослужащего и решение аттестационной комиссии от 14 марта 2006 года.

Выслуга лет Голобородько В.В. в вооруженных силах составила: календарная 13 лет 09 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 06 лет 04 месяца 11 дней.

Судом также установлено, что после увольнения с военной службы Голобородько В.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял.

9 июля 2019 года Голобородько В.В. подал заявление в ПУ ФСБ России по Калининградской области, в котором просил включить его и его дочь Голобородько В.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как подлежащий отселению с закрытого военного городка в целях получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от 16 июля 2019 года Голобородько В.В. и его дочь Голобородько В.В. включены в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе семьи 2 человека, что подтверждается протоколом № 11.

Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от 21 апреля 2022 года Голобородько В.В. снят с учета участников такой подпрограммы, что подтверждается протоколом № 7.

Основанием для такого исключения послужило то обстоятельство, что Голобородько В.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях в ПУ ФСБ России по Калининградской области не состоит, права на получение жилого помещения для постоянного проживания за период службы не приобрел, поскольку не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.

Как видно из представленного ПУ ФСБ России по Калининградской области акта проверки фактического проживания в служебной квартире от 29 сентября 2022 года, в <адрес> в <адрес> в течение 3-х лет никто не проживает.

Согласно пояснениям самого Голобородько В.В., последний и его дочь не проживают в спорном жилом помещении около 1 года, проживают в <адрес>, однако сам Голобородько В.В. там иногда бывает, его вещи там также имеются.

Справкой от 25 октября 2022 года подтверждается, что по <адрес> в <адрес> за период с 1 января 2022 года по 30 сентября 2022 года имеется задолженность по квартирной плате и по оплате коммунальных услуг в размере 28142,22 рубля.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189- ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом

Статьей 13 Вводного закона уставлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей, как разъяснено в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:

1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

4) семьи военнослужащих;

5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Исходя из приведенных положений законодательства, в силу ст. 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года).

В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Порядок обеспечения жилой площадью в Вооруженных Силах РФ в период предоставления Голобородько В.В. жилого помещения был установлен Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, (утратила силу с 8 ноября 2010 года), согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь, за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации.

В силу п. 3 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.

В силу действовавшей на момент увольнения административного истца с военной службы абз. 6 п. 4 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что выслуга лет Голобородько В.В. в вооруженных силах составила в календарном исчислении - 13 лет 09 месяцев 27 дней, в льготном исчислении - 06 лет 04 месяца 11 дней, а уволен он был по семейным обстоятельствам, то в силу вышеприведенных норм закона после увольнения с военной службы он обязан был освободить занимаемое им служебное жилое помещение, чего им сделано не было.

Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ (вступившего в силу с 1 марта 2005 года) в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Из материалов дела видно, что 4 дома 6 по ул. Пограничной в пос. Рыбачий Зеленоградского района, находящееся в закрытом военном городке, на момент вселения обоих ответчиков являлось служебным жилым помещением и данный статус жилого помещения до настоящего времени не изменен, в силу чего оно было предоставлено семье Голобородько В.В. как служебное на период прохождения им военной службы.

Семья Голобородько В.В. на момент его увольнения с военной службы не входила в перечень лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, предусмотренный ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР и ст. 103 ЖК РФ.

При этом при увольнении с военной службы Голобородько В.В. не изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма или по избранному месту жительства, что подтверждается приказом об увольнении его с военной службы со снятием со всех видов довольствия и исключения из списков части.

Доводы Голобородько В.В. о том, что он на момент увольнения был признан нуждающимся и состоял в на соответствующем учете в целях получения жилого помещения, ничем не подтверждены, и опровергаются сопроводительным письмом начальника войсковой части 2297 в адрес ПУ ФСБ России по Калининградской области от 14 марта 2007 года, из которого видно, что после расформирования в/ч 2297 в ПУ ФСБ России по Калининградской области были переданы учетные жилищные дела военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений (л.д. 102). Голобородько В.В. в таком списке отсутствует.

На момент увольнения Голобородько В.В. со службы в 2006 году отношения по обеспечению военнослужащих и военнослужащих, уволенных в запас, регулировались Законом РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», пунктом 1 ст. 15 которого предусматривалось, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Пункт 6 указанной нормы предусматривал, что военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

В силу п. 13 и п. 14 указанного ФЗ Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

Каких-либо доказательств того, что Голобородько В.В. при увольнении с военной службы обращался к командиру части с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, а также иных документов (заявления на имя главы муниципального образования, выписки из личного дела о составе семьи, выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета, выписки из личного дела о дате и месте призыва), им суду не представлено, как и не представлено доказательств того, что семья Голобородько В.В. признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях.

Доводы ответчика о том, что он необоснованно был снят с учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, поскольку ему как лицу, отселяемому из закрытого военного городка, принадлежит право на получение ГЖС, а наличие нуждаемости в жилых помещениях при этом не имеет значения, суд также не принимает во внимание.

Как видно из материалов дела, решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от 16 июля 2019 года Голобородько В.В. и его дочь Голобородько В.В. включены в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе семьи 2 человека, а решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от 21 апреля 2022 года Голобородько В.В. снят с учета участников такой подпрограммы, что подтверждается протоколом № 7.

Как видно из решения жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от 21 апреля 2022 года основанием для снятия его с такого учета послужила неправомерность постановки на такой учет, поскольку Голобородько В.В. не был признан нуждающимся в жилых помещениях, а права на получение жилого помещения для постоянного проживания за период службы не приобрел.

Такое решение Голобородько В.В. до настоящего времени не оспорено и не признано недействительным.

Согласно абзацу девятому пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются, Правительством Российской Федерации по представлению Министерства-обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

В силу пункта 6 статьи 15 указанного Федерального закона служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках не могут быть переданы безвозмездно в собственность занимаемым им лицам.

На момент принятия решения о включении Голобородько В.В. в состав участников названной подпрограммы, действовала государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Государственная программа), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

В структуру Государственной программы входили подпрограммы, одной из которых являлась подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», включающая ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».

В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 в редакции, действовавшей на момент включения Голобородько В.В в список граждан, участников названной подпрограммы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка.

С 1 сентября 2019 г. в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 действует Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 г. № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», в соответствии 6 п. 1 которого, в целях обеспечения социальных гарантий гражданам Российской Федерации, подлежащим переселению из закрытых военных городков, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановлено: установить, что действие настоящего Указа распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки (далее - федеральные органы исполнительной власти), имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка (далее - граждане), а также на членов их семей.

Таким образом, вышеприведенными положениями закона предусмотрены имеющими право на социальную выплату следующие категории граждан: имеющие в закрытом военном городке жилье на праве собственности; на праве социального найма; служебное жилье, из которого они не могут быть выселены без предоставления другого.

При этом Голобородько В.В. не имеет в собственности или по договору социального найма жилья в закрытом военном городке, а проживает в служебном жилье, а судом не установлено обстоятельств, при которых ответчики не подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений и которые предусмотрены частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо относятся к категории лиц, указанных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР.

Как было указано выше, доказательств того, что семья Голобородько В.В. состоит, либо на момент его увольнения с военной службы состоял, на учете нуждающихся в жилых помещениях, суду не представлено.

Доводы Голобородько В.В. о том, что он является малоимущим, суд также признает необоснованными.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 данного Кодекса категории граждан, которые являющиеся малоимущими.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

При этом сама по необеспеченность гражданина жилым помещением не является основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся.

Статья 2 Закона Калининградской области от 05.07.2017 г. № 90 «О признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Калининградской области» предусматривает, что органы местного самоуправления признают граждан малоимущими в целях применения настоящего Закона с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) (далее - размер дохода), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению (далее - стоимость имущества), в порядке, установленном приложением 1 к настоящему Закону.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, оценка стоимости имущества семьи и одиноко проживающего гражданина производятся органами местного самоуправления за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с Решением Окружного совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» № 45 от 30 марта 2016 года в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления по договору социального найма жилых помещений малоимущими признаются граждане, доход которых на каждого члена семьи не превышает однократную величину прожиточного минимума на душу населения в среднем за месяц в Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 31 августа 2021 года № 538 установлена величина прожиточного минимума на душу населения 14 337 рублей.

Как видно из представленных Голобородько В.В. справок, он ежемесячно получает пенсию по линии ФСБ России в размере 13596,91 рубль, а также получает заработную плату в ООО «Стеклянный мир» в размере 17000 рублей.

Таким образом, Голобородько В.В. не может быть признан малоимущим в установленном порядке, поскольку его ежемесячный доход составляет больше величины прожиточного минимума.

Учитывая, что Голобородько В.В. и его дочь не относятся к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для сохранения за ними права пользования спорным жилым помещением, следовательно, заявленные исковые требования о выселении ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу подлежат удовлетворению, а встречный иск Голобородько В.В. о признании права пользования служебным жилым помещением удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ПУ ФСБ России по Калининградской области к Голобородько Владиславу Владиславовичу, Голобородько Виктории Владиславовне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета, - удовлетворить.

Признать Голобородько Владислава Владиславовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Голобородько Викторию Владиславовну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившими право пользования служебным жилым помещением - квартирой 4 <адрес>, выселить их из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снять с регистрационного учета по данному адресу.

Встречный иск Голобородько Владислава Владиславовича к Пограничному управлению ФСБ России по Калининградской области о признании права пользования служебным жилым помещением, - оставить без удовлетворения.

Взыскать с Голобородько Владислава Владиславовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Голобородько Виктории Владиславовны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей в равных долях, т.е. по 150 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2022 года.

Судья Ватралик Ю.В.

2-1111/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы Безопасности РФ по Калининградской области"
Ответчики
Голобородько Виктория Владиславовна
Голобородько Владислав Владиславович
Суд
Зеленоградский районный суд Калининградской области
Судья
Ватралик Ю.В.
Дело на странице суда
zelenogradsky.kln.sudrf.ru
18.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2022Передача материалов судье
24.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.09.2022Предварительное судебное заседание
27.10.2022Предварительное судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
08.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее