Решение по делу № 2а-941/2018 от 14.11.2018

               РђРґРјРёРЅРёСЃС‚ративное дело в„– 2Р°-941/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2018 РіРѕРґР°                                                                               СЃ. Учкекен

Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Салпагарова У.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Малокарачаевского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Красновосточного сельского поселения Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Красновосточного сельского поселения, объекта культурного наследия: Обелиска войнам - односельчанам, погибшим в ВОВ (09-88757),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Малокарачаевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением к администрации Красновосточного сельского поселения Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Красновосточного сельского поселения, объекта культурного наследия: Обелиска войнам - односельчанам, погибшим в ВОВ (09-88757).

В обоснование административного искового заявления, указано, что прокуратурой в ходе проверки, проведенной по поручению прокуратуры республики исполнения законодательства в сфере обеспечения сохранности культурных ценностей на территории Малокарачаевского муниципального района, установлено, что администрацией Красновосточного сельского поселения до настоящего времени не подано заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а именно объекта культурного наследия: Обелиска войнам - односельчанам, погибшим в ВОВ (09-88757).

Ссылаясь на ст.3 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», истец указывает, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу требований п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Согласно ст. 33 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В силу ст.5 Федерального закона от 19.05.1995 г. №80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Ответственность за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне возложена, в том числе, на органы местного самоуправления.

В исковом заявлении, истец указывает, что данные объекты культурного наследия, состоят на балансе сельского поселения, т.е. бесхозными не являются.

Однако, по мнению истца, в нарушение указанных выше норм законодательства, в отношении названного объекта культурного наследия, до настоящего времени, администрацией Красновосточного сельского поселения не поданы заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Указанный административный иск был принят к производству суда. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, направленным сторонам определением от 27 ноября 2018 года разъяснены соответствующие процессуальные права и обязанности, в том числе по предоставлению возражений, распределению бремени доказывания. Им разъяснялась возможность, основания и условия рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Устанавливался достаточный срок для обеспечения и реализации прав как на предоставление возражений по существу иска, так и на выражение своего мнения относительно применения упрощенного порядка.

Административный истец, в направленном в адрес суда ходатайстве просил рассмотреть дело в порядке Главы 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, в порядке упрощенного производства, в отсутствие их представителя.

Административным ответчиком в адрес суда было направлено ходатайство с просьбой рассмотрения дела в порядке Главы 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, без участия их представителя, также ответчик указал, что с исковыми требованиями согласен.

На основании изложенного, дело в соответствии со ст.ст. 291-292 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон.

Рассмотрев административное исковое заявление, исследовав и оценив в порядке статьи 84 КАС РФ доказательства, представленные административным истцом, суд приходит к следующему.

В соответствие с нормами статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях вышеуказанного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу требований статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу требований статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом, при этом, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится охранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Согласно нормам статьи 7.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 20 июня 2006 г. №36-РЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Карачаево-Черкесской Республики» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов.

Подпунктом 1 и 2 стать 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Статьей 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Красновосточного сельского поселения является администрация Красновосточного сельского поселения, которая согласно Уставу поселения решает вопросы, связанные с управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения, а также осуществляет сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории/культуры), находящихся в собственности поселения.

В соответствие с нормами статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно приведенным выше нормам материального права, регулирующим спорные отношения, согласно которых только Администрация Красновосточного сельского поселения как орган местного самоуправления наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности спорных объектов культурного наследия инициировать процесс постановки их на учет, с целью определения его дальнейшего собственника.

Согласно представленному прокурором реестру объектов культурного наследия регионального значения Карачаево-Черкесской Республики по состоянию на 19 февраля 2017 года в отношении Обелиска войнам - односельчанам, погибшим в ВОВ (09-88757), находящегося на территории Красновосточного сельского поселения и являющегося памятником истории, сведения о собственнике отсутствуют, сведений о государственной регистрации прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним, суду не представлено.

Вместе с тем, данных о принятии административным ответчиком мер, направленных на установление собственников спорных объектов, а в случае отсутствия таковых - мер, направленных на постановку такого объекта на учет регистрирующим органом, суду также не представлено.

При этом, соответствующая обязанность органа местного самоуправления в силу отсутствия иных лиц, уполномоченных законом на принятие подобных мер, обусловлена также требованиями Федерального закона от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», который возлагает ответственность на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за сохранение памятников Великой Отечественной войны, к которым относится спорные объекты, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Кроме того, в силу статьи 11 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

С учетом изложенного, требования прокурора Малокарачаевского района о понуждении администрации Красновосточного сельского поселения Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики принять меры по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Красновосточного сельского поселения объекта культурного наследия: Обелиска войнам - односельчанам, погибшим в ВОВ (09-88757), признаются судом законным, обоснованным и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 227, 298 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Малокарачаевского района - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Красновосточного сельского поселения Малокарачаевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Красновосточного сельского поселения объекта культурного наследия: Обелиска войнам - односельчанам, погибшим в ВОВ (09-88757) - незаконным.

Обязать администрацию Красновосточного сельского поселения Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Красновосточного сельского поселения объекта культурного наследия: Обелиска войнам - односельчанам, погибшим в ВОВ (09-88757).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

2а-941/2018

Категория:
Гражданские
Другие
Администрация Красновосточного СП
Прокурор Малокарачаевского района
Суд
Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Дело на сайте суда
malokarachaevsky.kchr.sudrf.ru
14.11.2018Регистрация административного искового заявления
14.11.2018Передача материалов судье
19.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
19.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2018Подготовка дела (собеседование)
27.11.2018Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
05.12.2018Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
05.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2018Дело оформлено
20.02.2019Дело передано в архив
20.05.2020Регистрация административного искового заявления
20.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2020Подготовка дела (собеседование)
20.05.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
20.05.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
20.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее