Судья Хусаинов Р.Г. дело № 33-2763/2015
учет № 22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2015 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Янсона А.С. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя муниципального казенного учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» – А.Д.Х. на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 18 декабря 2014 года, которым постановлено:
иск А.А.Р., действующей также в интересах несовершеннолетнего А.А.Ф., А.Э.Р. к муниципальному казенному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» об обязании на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» рассмотреть заявление о постановке на учет от 18 марта 2014 года и поставить А.А.Р., несовершеннолетнего А.А.Ф. и А.Э.Р. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» Т.Л.В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения А.А.Р., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.А.Р., действующая также в интересах несовершеннолетнего А.А.Ф., А.Э.Р. обратились в суд с иском к МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г.Казани» об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В обоснование иска указано, что семья истцов в составе трех человек проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. С истцом заключен договор социального найма жилой площади №345/60822 от 28 января 2014 года. Общая площадь квартиры составляет 28,9 кв.м., из них жилая площадь 17,4 кв.м. Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани №11567 от 30 декабря 2009 года «О признании многоквартирных домов в г.Казани аварийными и подлежащему сносу» многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным.
18 марта 2014 года истец со своей семьей подал заявление в МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г.Казани» о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако в принятии заявления ответчиком было отказано.
В настоящее время семья истца занимает жилое помещение, площадь которого на одного человека составляет 9,6 кв.м., однако решением Казанской городской думы от 01 ноября 2006 года №10-13 норма предоставления общей площади на человека установлена в размере 18 кв.м., в связи с чем истцы обратились в суд с указанными требованиями.
В судебном заседании А.А.Р. иск поддержала.
Представитель МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г.Казани» – А.Д.Х. иск не признала.
Судом принято решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г.Казани» просит отменить решение суда полностью и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, что привело к вынесению незаконного решения. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что решение об отказе в постановке на учет нуждающихся не принималось, поскольку А.А.Р. заявление было подано по почте и несоответствующей формы, в связи с чем ее заявление было рассмотрено как заявление о получении информации о предоставлении муниципальной услуги. В соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением ИКМО г. Казани от 06 августа 2013 года № 7154, пакет документов был возвращен с разъяснением о порядке подачи заявления и документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, истцом не был урегулирован досудебный порядок разрешения спора, в связи с чем данное дело не подлежало рассмотрению по существу. Кроме того, отсутствовали предусмотренные законом основания для постановки истцов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Семья А.А.Р. малоимущей не признана и не отнесена к категории граждан, нуждающихся в обеспечении жильем на основании специальных законодательных актов. Кроме того, несостоятельна ссылка суда на пункт 2 Решения Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 года №10-13 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», который определяет норму площади жилого помещения при предоставлении жилья, а не при постановке на учет. В данном случае применим пункт 1 вышеуказанного Решения, где установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определенная в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 и п.4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что семья истцов А. в составе трех человек проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
28 января 2014 года между А.А.Р. и ООО «УК ЖКХ Авиастроительного района г.Казани» заключен договор социального найма жилой площади за №345/60822.
Общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 28,9 кв.м., из них жилая площадь 17,4 кв.м.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани №11567 от 30 декабря 2009 года. «О признании многоквартирных домов в г.Казани аварийными и подлежащему сносу» многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным.
18 марта 2014 года истец со своей семьей подал заявление в МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г.Казани» о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом от 24 марта 2014 года № 02-04-26-868 А.А.Р. дан ответ, в котором разъяснено, что в соответствии с Законом Республики Татарстан от 13.07.2007 г. № 31-ЗРТ принятие граждан на учет осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан форме. С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете, предусмотренные нормативными правовыми актами. Определение права постановки на учет возможно только при представлении полного пакета документов.
Решением Вахитовского районного суда г.Казани от 08 августа 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда РТ от 23 октября 2014 года, исковые требования А.А.Р., действующей также в интересах несовершеннолетнего А.А.Ф., А.Э.Р. к ИК МО г.Казани о предоставлении жилого помещения удовлетворены частично. Судом постановлено: обязать ИК МО г.Казани предоставить истцам по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Казани, жилой площадью не менее 17,4 кв.м., общей площадью не менее 28,9 кв.м.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истцов составляет по 9,6 кв.м, что менее учетной нормы, установленной решением Казанской городской думы от 01.11.2006 г. № 10-13. Данное обстоятельство суд посчитал достаточным основанием для постановки истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью таких выводов суда первой инстанции, поскольку судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию необоснованного решения об удовлетворении иска.
Согласно п. 3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлены главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч.ч.1-3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как следует из объяснений истца и материалов дела, семья истца обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, ссылаясь на обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Заявление было составлено в произвольной форме, поскольку выданный отделом жилищной политики бланк заявления с указанием на малообеспеченность по содержанию семье истца не подходил. Документы, подтверждающие право состоять на учете, истцами представлены не были. Истцы не признавались в установленном порядке малоимущими гражданами органом местного самоуправления. Заявление А. было рассмотрено в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением ИКМО г. Казани от 06 августа 2013 года № 7154, как заявление о получении информации о предоставлении муниципальной услуги. Пакет документов был возвращен с разъяснением о порядке подачи заявления и документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия не усматривает в действиях ответчика нарушений прав и законных интересов истцов, а также оснований для возложения на ответчика обязанности принять истцов на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку постановка на учет осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В данном случае общие требования жилищного законодательства к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма не соблюдены: истцы не признаны в установленном порядке малоимущими гражданами и не отнесены к категории граждан, нуждающихся в обеспечении жильем на основании специальных законодательных актов.
Установленное правило соответствует положениям ст. 40 Конституции РФ и вводит в качестве основного критерия для принятия решения уполномоченным органом о предоставлении государственного или муниципального жилья финансовую и имущественную обеспеченность гражданина. Как было отмечено Конституционным Судом РФ в Определении от <дата> № 376-О-П, ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При указанных обстоятельствах принятое по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске в полном объеме.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 330, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 18 декабря 2014 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска А.А.Р., действующей также в интересах несовершеннолетнего А.А.Ф., А.Э.Р. к муниципальному казенному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи