судья Кислякова Е.С. 22-276\2020
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
г.Красногорск 20 февраля 2020г.
Судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Тихонова Е.Н.,
судей Соболева М.В., Бондаренко Т.В.,
с участием прокурора Калякина А.Ю.,
осужденного Белякова С.А.,
адвокатов Зазулина Ю.Г., Благовещенской А.Г.,
при помощнике судьи Держинской Т.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осужденных и адвокатов Пискарев А.В., Белякова К.А. на приговор Ногинского городского суда Московской области от 30 сентября 2019г., которым
МАРТЫНОВ ЮРРР™ ВЛАДРРњРР РћР’РР§, <данные изъяты> РіРѕРґР° рождения, уроженец <данные изъяты>, гражданин Р Р¤, СЃРѕ средним специальным образованием, разведенный, имеющий РЅР° иждивении малолетнего ребенка <данные изъяты> РіРѕРґР° рождения, работающий РїРѕ частному найму, зарегистрированный РїРѕ адресу: <данные изъяты>, РЅРµ судимый,
осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ, и назначено ему наказание в виде лишения свободы на срок шесть лет шесть месяцев (6л. 6 мес.) без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения осужденному Мартынову Ю.В. оставлена без изменения, заключение под стражу.
Срок отбытия наказания Мартынову Ю.В. исчисляется с 30 сентября 2019 года. Зачесть в срок отбывания наказания время содержания под стражей Мартынова Ю.В. с 13 сентября 2018 года по день вступления приговора в законную силу из расчета, произведенного в соответствии с п.п. 3.1-3.4 ст. 72 УК РФ, один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого режима.
БЕЛЯКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВРР§, <данные изъяты> РіРѕРґР° рождения, уроженец <данные изъяты>, гражданин Р Р¤, СЃ образованием 8 классов, холостой, работающий РїРѕ частному найму, зарегистрированный РїРѕ адресу: <данные изъяты>, судимый:
- 24 мая 2018 года Ногинским городским судом Московской области по ч. 1 ст. 161 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 08 месяцев,
осужден в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и назначено ему наказание в виде лишения свободы на срок семь лет шесть месяцев (7 лет 6 мес.) без ограничения свободы.
На основании ст. 74 ч. 5 УК РФ отменено Белякову С.А. условное осуждение, назначенное по приговору Ногинского городского суда Московской области от 24 мая 2018 года.
В соответствии со ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, Белякову С.А. к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Ногинского городского суда Московской области от 24 мая 2018 года, и окончательно назначено Белякову С.А. наказание в виде лишения свободы на срок восемь лет (8 лет) без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения осужденному Белякову С.А. оставлена без изменения, заключение под стражу.
Срок отбытия наказания Белякову С.А. исчисляется с 30 сентября 2019 года. Зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей Белякова С.А. с 13 сентября 2018 года по день вступления приговора в законную силу из расчета, произведенного в соответствии с п.п. 3.1-3.4 ст. 72 УК РФ, один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого режима.
По делу решена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Соболева М.В., выступления осужденного Белякова С.А., адвокатов Зазулина Ю.Г., Благовещенской А.Г., поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение прокурора Калякина А.Ю., полагавшего решение суда изменить, судебная коллегия
установила:
приговором суда Мартынов Ю.В. и Беляков С.А. признаны виновными в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление осужденными совершено, при обстоятельствах установленных приговором суда.
В судебном заседании осужденный Мартынов Ю.В. свою вину по предъявленному обвинению фактически признал полностью, в содеянном раскаялся.
В судебном заседании осужденный Беляков СА свою вину по предъявленному обвинению признал частично, в содеянном раскаялся.
В апелляционной жалобе адвокат Пискарев А.В., в защиту осужденного Мартынова Ю.В., не соглашаясь с приговором суда, считает его незаконным и несправедливым. Полагает, что вывод суда о квалификации действий Мартынова по ч.4 ст.111 УК РФ не подтверждается доказательствами, рассмотренными в суде. Указывает, что Мартынов своими личными действиями не причинил потерпевшему вред здоровью, у Мартынова не было какой – либо договоренности с Беляковым о нанесении ударов потерпевшему, а также не было единой цели избиения потерпевшего. Полагает, что действия Мартынова подлежали переквалификации на совершение административного правонарушения. Просит приговор суда отменить и прекратить уголовное дело.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней осужденный Мартынов Ю.В., не соглашаясь с приговором суда, указывает, что он является чрезмерно строгим, не соответствующим требованиям ст.297 УПК РФ. Указывает, что сговора с осужденным Беляковым на избиение Леонова у него не было, все произошло спонтанно, умысла на причинение тяжкого вреда здоровью также не было. Считает, что его удар не мог нанести потерпевшему тяжкого вреда здоровью. Полагает, что при наличии смягчающих и отсутствии отягчающих обстоятельств суд назначил ему строгое наказание. Также осужденный указывает, что Беляковым были отправлены в прокуратуру жалобы на неполное расследование уголовного дела с приложением ходатайств о проведении следственных действий, однако в материалах дела данные ходатайства отсутствуют. Просит приговор суда изменить и назначить ему менее строгое наказание.
В апелляционной жалобе адвокат Беляков В.А., в защиту осужденного Белякова, не соглашаясь с приговором суда, считает его несправедливым. Указывает, что суд нарушил право на защиту осужденного, не допросив свидетеля Букаткину. Просит приговор суда отменить и возвратить уголовное дело прокурору для проведения дополнительных следственных действий.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней осужденный Беляков С.А., не соглашаясь с приговором суда, считает его незаконным, несправедливым, несоответствующим УПК РФ. Указывает, что его первоначальные показания были взяты путем обмана и морального давления, он был вынужден поддержать показания Мартынова. Указывает, что следственный эксперимент вначале был проведен следователем в кабинете. Считает, что следователем необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств о проведении очных ставок с Мартыновым Ю.В. и повторном проведении следственного эксперимента, тем самым была нарушена ст.159 УПК РФ. Полагает, что следователем не были собраны объективные доказательства его вины в инкриминируемом ему преступлении. Считает, что следствие и суд опирались на показания Мартынова Ю.В., из которых следует, что его оговорили. Просит признать приговор чрезмерно строгим, не соответствующим требованиям ст.297 УПК РФ, отменить и отправить дело прокурору для проведения дополнительного расследования.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Обвинительный приговор соответствует требованиям ст.ст. 307 и 308 УПК РФ, в нем указаны обстоятельства, установленные судом, дан анализ доказательствам, обосновывающим выводы суда о виновности осужденных.
Вина Мартынова Ю.В. и Белякова С.А. в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенного группой лиц, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, полностью подтверждается собранными и исследованными по делу доказательствами:
- показаниями подозреваемого Мартынова Ю.В., данными им в ходе предварительного следствия, из которых следует, что вину в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ он признал полностью, в содеянном раскаивается. Он, подробно рассказал о событиях 07.09.2018г. о том, что нанес ЛДМ наружной стороной левой стопой ударил его в правую заушную область головы. Он, пояснил, что Беляков также наносил Леонову удары в область головы руками (т.1 л.д. 52-56);
- показаниями подозреваемого Белякова С.А., данными им в ходе предварительного следствия, из которых следует, что вину в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ он признал полностью, в содеянном раскаивается. Он, подробно пояснил, что в ходе распития спиртного Мартынов Ю.В. ногой нанес ЛДМ один удар в правую заушную область, после чего он-Беляков С.А. кулаком нанес ЛДМ не менее пяти ударов в область лица с разных сторон, сговора с Беляковым С.А. у него не было, все было спонтанно (т.1 л.д. 129-133);
- показаниями потерпевшего ЛМР, РёР· которых следует, что погибший ЛДМ его сын. 07.09.2018 ему позвонила его племянница МЛРи сообщила, что недалеко РѕС‚ ее РґРѕРјР° возле памятника лежит его сын ЛДМ После этого его старший сын ЛВМ СЃРѕ своей знакомой РљРћР’ взяли тележку Рё пошли Рє памятнику, забрали ЛДМ Рё привезли РґРѕРјРѕР№. РЈ ЛДМ опухла РѕРґРЅР° щека, РєСЂРѕРІСЊ РёР· РЅРѕСЃР° Рё РіСѓР±С‹ шла, РѕРЅ еле дышал. Утром 08.09.2018 РіРѕРґР°, утром РѕРЅ подошел Рє ЛДМ, Рё услышал С…СЂРёРї, после этого РѕРЅ пошел Рє соседям Рё РїРѕРїСЂРѕСЃРёР» РёС… вызвать СЃРєРѕСЂСѓСЋ помощь;
- показаниями свидетеля ШАВ - следователя следственного отдела по <данные изъяты>, из которых следует, что Мартынов Ю.В. и Беляков С.А. знакомы ей в связи с расследованием ею уголовного дела, возбужденного по факту обнаружения трупа ЛДМ Допросы Мартынова Ю.В. и Белякова С.А. она проводила в присутствии адвокатов, после составления протокола допроса все участвующие лица расписывались, от участвующих лиц не поступили замечания или ходатайства. От Белякова С.А. ходатайства о повторном осмотре места происшествия, о проведении следственного эксперимента, о проведении очной ставки с Мартыновым Ю.В. к ней не поступали. Заявлений о свидетеле, являющимся очевидцем, как после избиения Мартыновым Ю.В. и Беляковым С.А., ЛДМ ехал на велосипеде; о противоправных действиях ЛДМ в отношении Белякова С.А. также не поступало;
- протоколом осмотра места происшествия от 08.09.2018 года, из которого следует, что при осмотре помещений <данные изъяты>, расположенного по <данные изъяты>, в спальной комнате на диване обнаружен труп ЛДМ, при внешнем осмотре трупа установлено, что опухшая верхняя губа и щека слева, на лбу имеется ссадина; общий порядок в доме не нарушен, следов борьбы не имеется (т. 1 л.д. 10);
- протоколом проверки показаний на месте от 13.09.2018 года и фототаблицей к нему, из которых следует, что подозреваемый Мартынов Ю.В. в присутствии адвоката ПАВ, показал о том, что 07.09.2018 года в данном месте он распивал спиртные напитки совместно с Беляковым С.А. и ЛДМ Примерно в 11 часов 30 минут во время распития спиртного, ему показалось, что ЛДМ обозвал его нецензурно, в тот момент ЛДМ сидел на корточках возле дерева. Тогда он-Мартынов Ю.В., стоя перед ЛДМ, наружной стороной левой стопы с размаха наотмашь ударил ЛДМ в правую заушную область. От этого удара ЛДМ не упал и не потерял ориентацию, голова ЛДМ в момент удара дернулась влево, но не обо что не ударялась. После чего Беляков С.А., сидя на корточках перед ЛДМ, справа от него, нанес ЛДМ не менее двух ударов в область лица кулаком правой руки (один удар нанес справа в район носа и рта, второй удар нанес в левую сторону челюсти), после ударов голова ЛДМ резко отклонилась влево, и последний завалился на левый бок, левая сторона лица ЛДМ была на земле, правая сторона лица была направлена к Белякову С.А. Далее Беляков С.А. привстал и в полусогнутом положении, стоя над ЛДМ нанес тому кулаком правой руки не менее трех ударов в правую сторону лица, в скуловую область и челюсть, снизу вверх. (т.1 л.д. 101-115);
- протоколом проверки показаний на месте от 14.09.2018 года и фототаблицей к нему, из которых следует, что подозреваемый Беляков С.А. в присутствии адвоката ХЛМ, показал о том, что 07.09.2018 он совместно с Мартыновым Ю.В. и ЛДМ распивал спиртные напитки. Около 11 часов 30 минут во время распития спиртного Мартынову Ю.В. показалось, что ЛДМ оскорбил его нецензурно. ЛДМ в тот момент сидел на корточках возле дерева. После чего Мартынов Ю.В., стоя перед ЛДМ, наружной стороной левой стопы ударил его в правую заушную область. От этого удара ЛДМ немного пошатнулся, но не упал, в момент удара его голова дернулась влево, но при этом не обо что не ударялась. Далее Беляков С.А. в полусогнутом положении над ЛДМ, стоя справа от него, нанес последнему не менее двух ударов в область лица кулаком правой руки (один удар вправо в район носа и рта, второй удар в нижнечелюстную область слева). Далее Беляков С.А. в полусогнутом положении, стоя над ЛДМ, нанес лежащему ЛДМ кулаком правой руки не менее трех ударов снизу вверх в правую сторону лица, а именно в скуловую область, в челюсть, в область лба. Свои показания Беляков С.А. продемонстрировал на статисте (т.1 л.д. 202-212);
- заключением судебно-медицинской экспертизы трупа <данные изъяты> от 07.12.2018 года, из которой следует, что смерть ЛДМ наступила от тяжелой черепно-мозговой травмы с массивным кровоизлиянием под твердой мозговой оболочкой слева, осложнившейся развитием отека и дислокации головного мозга с вторичными кровоизлияниями в стволе мозга. Таким образом, между повреждениями, причинившими тяжкий вред здоровью, и смертью потерпевшего, имеется прямая причинно-следственная связь. Остальные обнаруженные при исследовании трупа телесные повреждения не состоят в причинно-следственной связи с наступлением смерти. Учитывая установленные при судебно-медицинской экспертизе трупа механизм и давность образования телесных повреждений, нельзя исключить возможности образования черепно-мозговой травмы у ЛДМ в срок и при условиях, указанных в представленных протоколах допроса подозреваемых Мартынова Ю.В. и Белякова С.А., а именно 07.09.2018 года днем от ударных воздействий твердыми тупыми предметами (ногой и кулаком) по лицу и голове ЛДМ Признаков волочения трупа не установлено (т.2 л.д. 110-122); а также иными доказательствами, положенными в основу приговора.
Приговор соответствует требованиям ст. ст. 302, 307 УПК РФ, каких-либо предположений и не устраненных противоречий в доказательствах, требующих их истолкования в пользу осужденных, не содержит.
Показания осужденных, данные на предварительном следствии, суд счел правдивыми, так как они подтверждаются объективными доказательствами, логичны, конкретны и последовательны и полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований сомневаться в правильности выводов судебно-медицинской экспертизы о характере, локализации и механизме образования обнаруженных у потерпевшего телесных повреждений у суда первой инстанции не имелось, равно как и оснований для признания заключения недопустимым доказательством.
При рассмотрении дела полностью соблюдена процедура судопроизводства, общие условия судебного разбирательства и принципы уголовного судопроизводства, а также права осужденных.
Судебное следствие было окончено при отсутствии возражений на это участников процесса. Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении уголовного дела судом допущено не было.
Психическое состояние осужденных судом проверено. С учетом фактических обстоятельств содеянного, заключения комиссии экспертов, суд признал их вменяемыми в отношении инкриминируемого преступления.
Признавая правильной оценку, данную судом рассмотренным в судебном заседании доказательствам, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о виновности Мартынова и Белякова в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и не может согласиться с доводами апелляционных жалоб о неверном установлении судом фактических обстоятельств дела.
РЎСѓРґРѕРј проверялась версия Рѕ том, что потерпевший РјРѕРі получить телесные повреждения упав СЃ велосипеда, однако РЅРµ нашла своего подтверждения. Так, РёР· показаний свидетеля РњР›Р, следует, что РѕРЅР° обнаружила потерпевшего РІ том месте, РіРґРµ его оставили Мартынов Рё Беляков, РїСЂРё этом сам Ленов РЅРµ РјРѕРі передвигаться.
Доводы жалоб об отсутствии договоренности о нанесении ударов и нанесении Беляковым одного удара потерпевшему являются несостоятельным, поскольку из первоначальных показаний осужденных и заключения судебно-медицинской экспертизы по трупа ЛДМ, усматривается обратное.
Довод жалобы осужденного Белякова о допросе свидетеля Букаткиной были предметом проверки суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения, с чем также соглашается судебная коллегия.
Довод осужденного Белякова С.А. о том, что первоначальные показания получены с применением морального давления является несостоятельным, поскольку Беляков С.А. неоднократно допрошен в присутствии защитника, каких-либо заявлений, замечаний к протоколам допросов ни от него и его защитника не поступало.
Довод осужденных о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайств и не рассмотрении обращений следователем, также является несостоятельным, поскольку при выполнении требований ст.217 УПК РФ, каких-либо заявлений и ходатайств от обвиняемых и их защитников не поступило.
При назначении наказания суд первой инстанции учел характер и степень общественной опасности совершенного Мартыновым Ю.В. и Беляковым С.А. преступления, конкретные обстоятельства дела, данные о личности осужденных, отношении к содеянному, влияние назначенного наказания на их исправление, наличия у осужденного Мартынова смягчающих обстоятельств - полное признание вины и раскаяние в содеянном, наличие на иждивении малолетнего ребенка, состояние здоровья, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, что выразилось в участии при проверке показаний на месте и указания тем самым значимых для дела обстоятельств; у Белякова С.А. - полное признание вины и раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, что выразилось в участии при проверке показаний на месте и указания тем самым значимых для дела обстоятельств; отсутствие отягчающих обстоятельств, и назначил справедливое наказание в виде реального лишения свободы.
Назначенное осужденным наказание соответствует требованиям ст.60 УК РФ, в связи с чем, суд апелляционной инстанции, не усматривает оснований для изменения приговора.
Оснований для применения ст.15 ч.6, ст.64 УК РФ, ст.73 УК РФ судом не установлено, назначение наказания суд в приговоре мотивировал, с чем соглашается судебная коллегия.
Вид исправительного учреждения назначен в соответствии с ч.1 ст.58 УК РФ в исправительной колонии строгого режима.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора не имеется.
Таким образом, приговор в отношении осужденных следует признать законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Ногинского городского суда МО от 30 сентября 2019г. года в отношении осужденных Мартынова Юрия Владимировича и Белякова Сергея Александровича оставить без изменения, а апелляционные жалобы осужденных и адвокатов - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё