Дело № 2-4037/2023 УИД 53RS0022-01-2023-003200-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2023 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Гуляевой Н.А.
с участием представителя прокуратуры Захаровой М.Н., истца Пономарева К.В., представителя ответчика Вьюхина М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Великого Новгорода, действующего в интересах Пономарева К.В., к Министерству здравоохранения Новгородской области об обязании обеспечить медицинским изделием,
установил:
Первый заместитель прокурора Великого Новгорода, действующий в интересах Пономарева К.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Новгородской области, указав, что Пономарев К.В. страдает инсулинзависимым сахарным диабетом. ГОБУЗ «ЦГКБ» ДД.ММ.ГГГГ по жизненным показаниям Пономарев К.В. направлен в АО «Медицина» для установки инсулиновой помпы. Согласно выписному эпикризу АО «Медицина» от ДД.ММ.ГГГГ помпа установлена (<данные изъяты>), по заключению лечащего врача Пономарев К.В. нуждается в обеспечении расходными материалами к помпе (инфузионные наборы не менее 10 штук в месяц, резервуары для инсулина не менее 10 штук в месяц) и системой непрерывного мониторинга глюкозы на постоянной основе. До настоящего времени Пономарев К.В. расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых ее использование невозможно, и системой непрерывного мониторинга глюкозы не обеспечен.
Уточнив исковые требования, первый заместитель прокурора Великого Новгорода просит обязать Министерство здравоохранения Новгородской области обеспечивать Пономарева К.В. расходными материалами к инсулиновой помпе <данные изъяты> (инфузионные наборы не менее 10 штук в месяц, резервуары для инсулина не менее 10 штук в месяц) до момента отмены инфузионной терапии по медицинским показаниям; системой непрерывного мониторинга глюкозы - Flash мониторинг глюкозы FreeStyle Libre (из расчета 26 датчиков в год) до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям.
Представитель третьего лица Министерства финансов Новгородской области, АО «Новгородфармация» в суд не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель прокуратуры Захарова М.Н., истец Пономарев К.В. уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Вьюхин М.В. иск не признал, указав, что министерством принимаются меры по обеспечению Пономарева К.В. расходными материалами и системой мониторинга глюкозы.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В силу ст. 4 вышеназванного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 того же Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг входит социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Пономарев К.В. страдает инсулинзависимым сахарным диабетом».
ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» ДД.ММ.ГГГГ по жизненным показаниям Пономарев К.В. направлен в АО «Медицина» для установки инсулиновой помпы.
Согласно выписному эпикризу АО «Медицина» от ДД.ММ.ГГГГ Пономареву К.В. установлена помпа (<данные изъяты>), по заключению лечащего врача заявитель нуждается в обеспечении расходными материалами к помпе (инфузионные наборы не менее 10 штук в месяц, резервуары для инсулина не менее 10 штук в месяц) и системой непрерывного мониторинга глюкозы на постоянной основе.
Решением врачебной комиссии ГОБУЗ «ЦГКБ» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) Пономареву К.В. назначены расходные материалы к инсулиновой помпе <данные изъяты> (инфузионные наборы не менее 10 штук в месяц, резервуары для инсулина не менее 10 штук в месяц) и система непрерывного мониторинга глюкозы - <данные изъяты> (из расчета 26 датчиков в год).
Пономарев К.В. расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых ее использование невозможно, и системой непрерывного мониторинга глюкозы, не обеспечен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих из которого следует, что в Перечень социально значимых заболеваний включен сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лица, страдающие сахарным диабетом, при амбулаторном лечении обеспечиваются лекарственными средствами по выписанным рецептам бесплатно, аналогичные положения содержатся в территориальной программе лекарственного обеспечения.
Кроме того, областной закон Новгородской области от 10.05.2007 № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения» (далее – областной закон № 97-ОЗ) предусматривает, что одной из мер социальной поддержки граждан в области здравоохранения является бесплатное лекарственное обеспечение, предоставляемое категориям граждан, которые указаны в приложении 2 к областному закону № 97-ОЗ.
Самоконтроль гликемии является одной из форм лечения сахарного диабета.
Использование системы длительного (непрерывного) мониторинга глюкозы в реальном времени может быть полезным для пациентов с сахарным диабетом, получающих интенсивную инсулинотерапию, исходно проводящих самоконтроль гликемии с частотой не менее 4 раз в сутки.
Использование тест-полосок для самоконтроля глюкозы не заменяет использование непрерывного мониторинга, а также использование непрерывного мониторинга не заменяет измерение уровня сахара с помощью тест-полосок (что подтверждается данными производителей непрерывного мониторинга, а также клиническими рекомендациями, размещенным на сайте cr.rosminzdrav.ru.).
Порядок предоставления мер социальной поддержки в части бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан при амбулаторном лечении за счет средств областного бюджета (далее – Порядок) утвержден постановлением Администрации Новгородской области от 02.06.2008 № 195.
Согласно пункту 2 Порядка право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) за счет средств областного бюджета имеют лица, страдающие сахарным диабетом.
Пункт 5 Порядка определяет, что бесплатные рецепты на лекарственные средства и изделия медицинского назначения выписываются согласно перечню лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - перечень), ежегодно утверждаемому территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Вместе с тем, согласно части 15 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В силу пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Согласно пункту 7 Порядка закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении, производится на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 8 Порядка обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми бесплатно, осуществляется через аптечные организации, определяемые в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов.
Пункт 13 Порядка предусматривает, что Министерство здравоохранения Новгородской области ежемесячно в части средств областного бюджета осуществляет финансирование закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении, в соответствии с государственными контрактами.
Согласно п. 1.1, 3.1.20, 3.1.49 Положения о Министерстве здравоохранения Новгородской области (далее – Министерство), утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 № 455, Министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные полномочия в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования на территории области, а также переданные Российской Федерацией и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета полномочия в сфере охраны здоровья и полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, организует оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных областным законом от 10.05.2007 № 97-ОЗ, осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию переданных полномочий.
Таким образом, Министерство здравоохранения Новгородской области должно принимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лиц, страдающих сахарным диабетом.
В результате ненадлежащего выполнения Министерством возложенных на него полномочий (организации закупки медицинских изделий в количестве, не отвечающем потребностям страдающих тяжелыми заболеваниями граждан) нарушены статьи 2, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав Пономарева К.В. на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение на льготных условиях в случае болезни.
С учетом обстоятельств дела исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что отсутствием системы длительного мониторинга глюкозы может неблагоприятным образом отразиться на состоянии здоровья Пономарева К.В., имеются предусмотренные ч. 1 ст. 212 ГПК РФ основания для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
решил:
Иск первого заместителя прокурора Великого Новгорода удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Новгородской области (ИНН 5321028960) обеспечивать Пономарева К.В. (СНИЛС №) расходными материалами к инсулиновой помпе <данные изъяты> (инфузионные наборы не менее 10 штук в месяц, резервуары для инсулина не менее 10 штук в месяц) до момента отмены инфузионной терапии по медицинским показаниям; системой непрерывного мониторинга глюкозы - <данные изъяты> (из расчета 26 датчиков в год) до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям..
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение составлено: 13 июня 2023 года.