Дело № 12-2/2021
76RS0014-02-2020-000887-48
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 12 марта 2021 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Фокина Т.А., при секретаре Казаковой Ю.О., рассмотрев жалобу Садовниковой Татьяны Владимировны, <данные изъяты>, являющейся членом аукционной комиссии Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, на постановление и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области Полянцевой В.В. №162 от 20.10.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области Полянцевой В.В. №162 от 20.10.2020 года Садовникова Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 936 рублей 90 копеек.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекцией было установлено, что контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области в период с 23.09.2020 года по 30.09.2020 года была проведена внеплановая камеральная проверка Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, о чем был подготовлен акт проверки от 30.09.2020 года №15-ВП с указанием нарушений Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заказчик 25.11.2019 года разместил в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) извещение №0171200001919002234 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Ярославской области жилого помещения (квартиры), расположенного в <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Начальная (максимальная) цена контракта 1 593 690,70 руб.
Ранее заказчиком размещены в ЕИС следующие извещения о проведении электронных аукционов с тем же предметом закупки:
Дата |
№ извещения |
Начальная (максимальная) цена контракта, руб. |
18.10.2019 |
0171200001919001849 |
1 910 340,18 |
18.10.2019 |
017120000191???????? 1 910 340,18 |
|
18.10.2019 |
0171200001919001852 |
1 910 340,18 |
22.11.2019 |
0171200001919002182 |
1 593 690,70 |
22.11.2019 |
0171200001919002183 |
1 593 690,70 |
22.11.2019 |
0171200001919002185 |
1 593 690,70 |
22.11.2019 |
0171200001919002189 |
1 593 690,70 |
22.11.2019 |
0171200001919002191 |
1 593 690,70 |
22.11.2019 |
0171200001919002192 |
1 593 690,70 |
22.11.2019 |
0171200001919002193 |
1 593 690,70 |
- от 12.11.2019 года №1849/19 на сумму 1 910 340,18 руб. на передачу в собственность Ярославской области квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (в соответствии с актом приема-передачи от 19.11.2019 года квартира передана заказчику);
- от 12.11.2019 года №1851/19 на сумму 1 910 340,18 руб. на передачу в собственность Ярославской области квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (в соответствии с актом приема-передачи от 19.11.2019 года квартира передана заказчику);
- от 12.11.2019 года №1852/19 на сумму 1 910 340,18 руб. на передачу в собственность Ярославской области квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (в соответствии с актом приема-передачи от 19.11.2019 года квартира передана заказчику).
В пункте 20 раздела 1 «Информационная карта аукциона» каждой из документаций об электронных аукционах: 0171200001919001852, 0171200001919002182, 0171200001919002183, 0171200001919002185, 0171200001919002189, 0171200001919002191, 0171200001919002192, 0171200001919002193 установлены требования о том, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значения, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Конкретные показатели предоставляются в соответствии с требованиями Таблицы «Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара» раздела 2 «Описание объекта закупки». При этом столбец «Показатель» на подлежит изменению. В столбце «Значение показателя» участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, не допускается использование слов «не менее», «менее», «не ранее», «или», «И/или», при этом:
- при указании Заказчиком значения показателя со словом «или», участнику закупки следует выбрать одно из предложенных значений показателя. Указание нескольких показателей в таком случае не допускается;
- при установленном Заказчиком значении «и/или» допускается указание как одного значения, так и нескольких значений с использованием союза «и» или знака запятой, при этом использование слова «или» не допускается.
Любая информация, представленная участником в составе первой части заявки, рассматривается аукционной комиссией как информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона, и проверяется на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Несоответствие представленной информации требованиям документации влечет за собой отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
В пункте 5 раздела 2 «Описание объекта закупки» в каждой из вышеуказанных документаций содержатся требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара (Техническое задание), в т.ч.: «Расположение многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение (квартира) <адрес> ___________(указывается конкретный адрес».
Кроме того, пунктом 6.4 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционных документаций определено, что «Поставщик гарантирует поставку жилого помещения (квартиры) в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ), Закона Ярославской области от 09.11.2007 года №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» (далее - Закон №85-з).
Аналогичное требование указано в п.6.4 раздела 6 «Гарантии, качество товара» проекта контракта в аукционных документациях.
Таким образом, предложение о поставке жилого помещения в заявке должно содержать конкретный адрес такого помещения, гарантирующий его соответствие требованиям Федерального закона №159-ФЗ, Закона №85-з.
В соответствии с протоколами рассмотрения единственных заявок по закупкам от 04.12.2019 года №№0171200001919002182, 0171200001919002183, 0171200001919002191, 0171200001919002192, 0171200001919002193, от 05.12.2019 года №№0171200001919002185, 0171200001919002189 по окончании срока подачи заявок на участие в вышеуказанных электронных аукционах на участие в каждом из этих аукционов была подана только одна заявка от ООО «ПСК Зевс», в которой Поставщик предлагал к поставке жилое помещение по адресу: <адрес>, а также подтверждал и гарантировал поставку жилого помещения на условиях, указанных в требованиях к объекту закупки. Во всех вышеуказанных протоколах содержится решение аукционной комиссии о признании такой заявки соответствующей требованиям документации об аукционе и о заключении контракта с <данные изъяты> на основании п.25.1 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ.
К моменту окончания рассмотрения заявок Заказчиком уже было заключено 3 контракта с <данные изъяты> на предоставление жилых помещений, расположенных в <адрес>, а также было принято решение о заключении 7 контрактов на поставку жилых помещений по этому же адресу.
В соответствии с общедоступной информацией – данными проектной декларации застройщика от 19.09.2016 года, размещенной на официальном сайте <данные изъяты>, копиями разрешения на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного дома по адресу: <адрес>, общее количество квартир в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, составляет 40 шт.
Тем самым, Заказчиком была организована закупка 10 квартир в многоквартирном доме по данному адресу, что составило 25% от общего количества жилых помещений в доме.
Исходя из требований Федерального закона №159-ФЗ и Закона №85-з, Заказчик более не имел права на дальнейшую закупку жилых помещений по данному адресу.
Далее 05.12.2019 года аукционная комиссия приступила к рассмотрению единственной заявки <данные изъяты>, поданной на участие в аукционе №0171200001919002234, в которой Поставщик также предлагал к поставке жилое помещение по адресу: <адрес>, а также подтверждал и гарантировал поставку жилого помещения на условиях, указанных в требованиях к объекту закупки. По итогам рассмотрения заявки аукционная комиссия также приняла решение о признании такой заявки соответствующей требованиям документации об аукционе и о заключении контракта с <данные изъяты> на основании п.25.1 ч.1 ст.93 Федерального Закона №44-ФЗ.
При этом <данные изъяты>, являясь застройщиком многоквартирного дома по адресу: <адрес> обладая полным объемом данных о количестве квартир в доме, а именно, 40 квартир, не мог не знать, что, принимая участие в вышеуказанных электронных аукционах на приобретение квартир, он вправе предложить к поставке не более 10 квартир, расположенных в данном доме.
Однако при подаче заявок на участие в вышеуказанных аукционах <данные изъяты> одновременно выразил согласие на поставку товаров (квартир) на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам электронного аукциона, и предложил, в общей сложности, 11 квартир, расположенных в одном и том же вышеуказанном 40-квартирном доме.
Таким образом, в составе одной из заявок, поданных на участие в электронных аукционах, <данные изъяты> предоставил недостоверные сведения о своей возможности осуществить поставку товара (квартиры) на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального Закона №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч.7 ст.8 Федерального Закона №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Частью 6.1 ст.66 Федерального закона №44-ФЗ установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.69 Федерального закона №44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пп. «а» п.3 ч.1 ст.71 Федерального закона №44-ФЗ В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в таком аукционе его участников и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает вторые части этих заявок и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол подведения итогов такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать решение о соответствии участников такого аукциона и поданных ими заявок на участие в нем требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе или о несоответствии участников такого аукциона и данных заявок требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием указанного решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствуют данные заявки, содержания данных заявок, которое не соответствует требованиям документации о таком аукционе.
По мнению Инспекции, Аукционная комиссия заказчика должна была учесть требования п.7 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ, ч.6 ст.6<1> Закона №85-з при оценке соответствия заявки участника требованиям документации об электронном аукционе и отказать в допуске к участию в электронном аукционе заявке <данные изъяты>, поданной для участия в электронном аукционе с извещением №0171200001919002234, которая была рассмотрена позже остальных.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в данном электронном аукционе был подписан 05.12.2020 года и размещен в ЕИС 05.12.2020 года в 9:50.
В постановлении сделан вывод, что Аукционная комиссия, членом которой являлась Садовникова Т.В., в нарушение требований ч.6.1 ст.66, ч.6 ст.69 Федерального закона №44-ФЗ признала заявку на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в то время, как участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке.
Садовникова Т.В., как член аукционной комиссии Департамента, не согласившись с постановлением №162 от 20.10.2020 года, в установленный Законом срок, обратилась в суд с жалобой на постановление, указала, что при рассмотрении заявки <данные изъяты> данным участником закупки значения показателей предлагаемого им к поставке жилого помещении полностью соответствовали требованиям таблицы «Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара», раздела 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе. У нее, как у члена аукционной комиссии, отсутствовали основания для не допуска участника к участию в электронном аукционе. При рассмотрении второй части заявки участника, ею рассмотрена информация и документы, предусмотренные ст. 31 Федерального закона №44-ФЗ, и на основании которых она также пришла к выводу об отсутствии оснований для признания заявки участника не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. При рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе на основании представленных участником сведений и документов проверить соблюдение данного требования у членов комиссии, в том числе у нее, возможности не имелось, поскольку на момент рассмотрения заявки участника члены комиссии не обладали информацией ни о количестве уже предоставленных помещений в виде квартир в данном доме, ни об общем количестве квартир в этом доме. Указание в первой части заявки на участие в электронном аукционе количества квартир в многоквартирном доме, в котором поставщиком предлагается квартира, не включено в состав требований к первой части заявки. Участник закупки не декларирует этот показатель ни в одном из документов, представляемых в составе заявки. Таким образом, у аукционной комиссии не имелось возможности оценить соблюдение данного требования при рассмотрении заявки <данные изъяты>. Более того, Федеральный закон №44-ФЗ не возлагает обязанность на аукционную комиссию проверять достоверность сведений, предоставленных участниками закупок. Она, как член аукционной комиссии, принимала участие только в восьми из десяти закупок, информацией о других закупках, в том числе о том, что <данные изъяты> подавал заявки на участие во всех аналогичных электронных аукционах, она не обладала. Заявка данного участника закупки рассмотрена ею в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе на приобретение в собственность Ярославской области жилого помещения (квартиры), расположенного в <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, независимо от других закупок. Указывает, что установить недостоверность сведений из представленных <данные изъяты> документов невозможно, поскольку, эти документы не содержали указания на количество квартир в многоквартирном доме, а также каждая заявка Общества рассматривалась разными аукционными комиссиями в разное время. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Выслушав в судебном заседании Садовникову Т.В., ее защитника Фрольцову Е.Е., представителя КРИ Ярославской области Полянцеву В.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что постановление №162 от 20.10.2020 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по следующим основаниям.
Так, как следует из пояснений Садовниковой Т.В., представленных материалов, аукционной комиссией было установлено соответствие первой и второй частей заявки <данные изъяты> требованиям документации об электронном аукционе. Данных, указывающих на недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона, заявка <данные изъяты> не содержала.
В соответствии с условиями конкурса поставщик – <данные изъяты> в заявке гарантировал поставку жилого помещения (квартиры) в соответствии с требованиями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года и закона Ярославской области №85-з от 09.11.2007 года о том, что общее количество предоставляемых жилых помещений в одном многоквартирном доме не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.
Обязанность аукционной комиссии проверять достоверность представленной в заявке информации путем истребования каких-либо дополнительных сведений и документов, либо иными способами, нормами Федерального закона №44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена.
Материалы дела не содержат достаточных доказательств, неопровержимо свидетельствующих о нарушении при закупке у <данные изъяты> жилых помещений в доме по адресу: <адрес>, приведенных выше требований Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года и закона Ярославской области №85-з от 09.11.2007 год. Так, в данных материалах отсутствуют документы, подтверждающие общее количество квартир в указанном доме на момент его сдачи в эксплуатацию и проведения торгов. Также на момент проведения указанного аукциона с <данные изъяты> были заключены лишь три контракта на покупку в общей сложности трех квартир в указанном многоквартирном доме.
С учетом приведенных обстоятельств состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в действиях члена аукционной комиссии Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Садовниковой Т.В. отсутствует.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Статья 24.5. КоАП РФ предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, в том числе: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Недоказанность Инспекцией наличия в действиях члена аукционной комиссии ДИЗО Ярославской области Садовниковой Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения жалобы Садовниковой Т.В. и отмены оспариваемого постановления.
На основании изложенного постановление и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области Полянцевой В.В. №162 от 20.10.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении члена аукционной комиссии ДИЗО Ярославской области Садовниковой Т.В. подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 п.2 ст. 24.5, ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области Полянцевой В.В. №162 от 20.10.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении члена аукционной комиссии ДИЗО Ярославской области Садовниковой Татьяны Владимировны отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении члена аукционной комиссии ДИЗО Ярославской области Садовниковой Татьяны Владимировны прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г.Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья Т.А.Фокина