УИД 57RS0(номер обезличен) производство №-2-1812/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2022 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при помощнике судьи Лютиковой И.А.,
с участием: истца Ветровой С.В., представителя ответчика Чеботаревой О.В. /доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена)/,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ветровой Светланы Валентиновны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии,
установил:
истец Ветрова С.В. обратилась в суд с иском к ответчику - Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, заявив требования о признании права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на три года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований указала, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ей было отказано. Считает указанный отказ необоснованным, поскольку на момент аварии, то есть с (дата обезличена) она проживала и была зарегистрирована в д. Малая Куликовка, Орловского района, Орловской области, относящейся к территории зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом, в связи с чем полагает, что имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста.
В судебном заседании истец Ветрова С.В. заявленные требования поддержала на доводах, изложенных в исковом заявлении, просила суд признать за ней право на снижение пенсионного возраста на три года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №-1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом периода ее проживания в д. Малая Куликовка с 26.04.1986 по 23.05.1991, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии ей с момента возникновения права на нее, то есть по достижении возраста 52 лет, с 14.03.2022, так как к ответчику с заявлением она обратилась досрочно 10.03.2022, суду пояснила, что она на момент аварии на Чернобыльской АЭС проживала с родителями в д. Малая Куликовка, обучалась в Малокуликовской средней школе, которую окончила в июне 1987 года, что также подтверждается справкой и копией алфавитной книги учащихся образовательного учреждения, копиями домовых книг, однако, ответчик не учел спорный период проживания, признав право на назначение пенсии с 53 лет, так как в домовой книге, подтверждающей проживание в 1986 году, ее данные не вписаны отдельной строкой, а значатся данные матери, где в графе дети указана она. Факт проживания ее вместе с членами семьи в д. Малая Куликовка в период с 26.04.1986 по 23.05.1991 подтверждается представленными документами.
Оспаривая обоснованность предъявленных требований, представитель ГУ ОПФ РФ по Орловской области по доверенности Чеботарева О.В. в судебном заседании указала на то, что постоянное проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом подтверждается регистрацией в паспорте или справкой жилищных органов о регистрации по месту жительства. Поскольку факт регистрации Ветровой С.В. на загрязненной территории в спорный период не подтвержден документально, права на уменьшение возраста на три года для назначения пенсии досрочно она не имеет, между тем, с учетом наличия периода проживания на загрязненной территории, истец имеет право на досрочное назначение пенсии с 53 лет.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, находит исковые требования Ветровой С.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона №-400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 №-350-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 №-350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №-400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Как установлено статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №-400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 31.12.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с Законом РФ №-1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
В силу статьи 34 данного Закона гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 года №-1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №-166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
На основании части 3 статьи 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 №-237-р, действовавшем до 01.02.1998, указан населенный пункт – д. Малая Куликовка, Орловского района, Орловской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по 01.02.1998.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 №-403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 20) и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Статьей 3 Федерального закона №-5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Однако, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
При разрешении спора судом было установлено, что (дата обезличена) Ветрова С.В. обратилась в ГУ ОПФР по Орловской области с заявлением о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготно-экономическим статусом.
Решением (номер обезличен) от (дата обезличена) ГУ ОПФР по Орловской области Ветровой С.В. было отказано в праве на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, поскольку период проживания на загрязненной территории, подтвержденный документально, составил в общей сложности 10 лет 5 месяцев 10 дней, что дает ей право на назначение пенсии по достижении 53 лет.
В соответствии с паспортом гражданина РФ (номер обезличен) истец Ветрова С.В., (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена) зарегистрирована по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Малая Куликовка, (адрес обезличен), сведения о других регистрациях отсутствуют.
Между тем, факт проживания истца в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в д. Малая Куликовка, Орловского района, Орловской области подтверждается копиями похохяйственных книг (номер обезличен) за периоды 1983-1990 годы, в которых указана истец Ветрова (Сиротинина) С.В., (дата обезличена) года рождения, проживающая с членами семьи.
Из справки администрации Большекуликовского сельского поселения Орловского района, Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена) следует, что Ветрова (Сиротинина) С.В., (дата обезличена) года рождения была зарегистрирована по адресу: д. Малая Куликовка, (адрес обезличен) (дата обезличена) по (дата обезличена). С (дата обезличена) по (дата обезличена) указанная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основание выдачи справки – домовые книги (номер обезличен), (номер обезличен), (номер обезличен).
Согласно справке Малокуликовской средней общеобразовательной школы (номер обезличен) от (дата обезличена) Ветрова (Сиротинина) С.В. обучалась в данном образовательном учреждении с (дата обезличена) по (дата обезличена), что также подтверждается алфавитной книгой записи обучающихся, в которой место жительства ФИО4 указана д. Малая Куликовка.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО6 – жители д. Малая Куликовка в судебном заседании подтвердили факт постоянного проживания истца в данном населенном пункте в спорный период.
Не доверять показаниям вышеназванных свидетелей у суда оснований не имеется, их показания суд счел правдивыми и согласованными как с материалами дела, так и с пояснениями самого истица в судебном заседании.
В Определении Верховного Суда РФ от 04.06.2004 указано, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей (Бюллетень Верховного Суда РФ № 7, июль 2005).
На основании части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности факта постоянного проживания Ветровой С.В. в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в д. Малая Куликовка, Орловского района, Орловской области.
Поскольку истец в оспариваемый период постоянно проживала в населённом пункте, относящимся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд считает, что Ветрова С.В. имеет право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на три года с учетом периода проживания, засчитанного ответчиком, в соответствии со статьей 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В связи с тем, что Ветрова С.В. необходимого возраста достигла (дата обезличена), а к ответчику с заявлением обратилась досрочно (дата обезличена), суд полагает, что пенсия ей должна быть назначена с (дата обезличена), так как в соответствии с частью 1 статьи 22 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ветровой Светланы Валентиновны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии удовлетворить.
Признать за Ветровой Светланой Валентиновной право на назначение досрочной пенсии в соответствии со статьей 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на три года.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Ветровой Светлане Валентиновне с (дата обезличена).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в течение месяца со дня составления его полного текста.
Мотивированное решение составлено (дата обезличена).
Судья А.В. Щербаков