Решение от 01.08.2022 по делу № 3а-66/2022 от 28.07.2022

        Дело № 92OS0000-01-2022-000109-18

        Производство № 3а-66/2022

    РЕШЕНИЕ

    именем Российской Федерации

    1 августа 2022 года                               г. Севастополь

    Севастопольский городской суд в составе:

    председательствующего – судьи Орловой С.В.,

    при секретаре – Пономаренко Ю.С.,

    с участием:

    административных истцов – Басовой И.И., Блоха Д.Х.,

    представителя административных истцов – Капцова М.Е.,

    представителя административного ответчика – Адмаевой И.С.,

    прокурора – Махиня В.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Басовой И. И., Блоха Д. Х. к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 года № 131/784-2,

    установил:

    28 июля 2022 года Басова И.И. и 29 июля 2022 года Блох Д.Х. обратились в Севастопольский городской суд с административными исковыми заявлениями к ответчику о признании незаконным постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 года № 131/784-2 «О проведении голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд»; возложении обязанности на Севастопольскую городскую избирательную комиссию разместить копию решения суда по настоящему административному делу на официальном сайте Севастопольской городской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Определением судьи от 29 июля 2022 года административное дело по иску Басовой И.И. и административное дело по иску Блоха Д.Х. объединены в одно производство, которому присвоен единый номер 92OS0000-01-2022-000109-18 (производство № 3а-66/2022).

    Исковые требования административных истцов мотивированы тем, что постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 7 июня 2022 года № 130/772-2 назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1 на 11 сентября 2022 года.

    Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 года №131/784-2 «О проведении голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд», со ссылкой на статью 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), статью 64.1 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 4-ЗС «О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя» (далее – Закон города Севастополя № 4-ЗС) постановлено провести голосование на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд – 10 и 11 сентября 2022 года.

    Административные истцы Басова И.И. и Блох Д.Х., зарегистрированные решениями территориальной избирательной комиссии Балаклавского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии) по одномандатному избирательному округу № 1 от 21 июля 2022 года № 91/836-2 и от 14 июля 2022 года № 89/824-2, соответственно, кандидатами в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, считают, что данное постановление вынесено с нарушением норм федерального и регионального законодательства, а потому является незаконным.

    Так, пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что по решению организующей выборы избирательной комиссии, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.

    Частью 1 статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС предусмотрено, что по решению Севастопольской городской избирательной комиссии голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания (включая повторные выборы) может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.

    Аналогичные положения содержатся в пункте 1.1 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от 08 июня 2022 года № 86/718-8 «Об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд».

    Анализируя положения пункта 9 статьи 2, абзаца 1 пункта 1, пункта 5, пункта 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ, частей 1 и 2, абзаца 1 части 4 статьи 78 Закона города Севастополя № 4-ЗС, истцы указывают, что выборы и повторные выборы направлены на формирование Законодательного Собрания города Севастополя, а дополнительные выборы проводятся с целью замещения вакантного мандата депутата Законодательного Собрания города Севастополя в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, и не связаны с формированием Законодательного Собрания.

    По мнению истцов, законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия, закрепил исчерпывающий перечень форм выборов, при проведении которых допускается голосование в течение нескольких дней подряд, в который не вошла только одна форма выборов – дополнительные выборы.

    При таких обстоятельствах истцы считают, что административный ответчик, принимая обжалуемое постановление, вышел за пределы установленных законодательством полномочий и принял незаконное постановление.

    В обоснование нарушения своих прав обжалуемым постановлением административные истцы указывают, что при проведении голосования в течение нескольких дней подряд, они, как кандидаты, за свой счет вынуждены обеспечить присутствие своих наблюдателей на всех избирательных участках в течение всех дней проведения голосования, что возлагает на них дополнительную финансовую нагрузку и снижает качество наблюдения за выборами.

    Административные истцы и их представитель в судебном заседании исковые требования подержали в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.

    Представитель административного ответчика – Севастопольской городской избирательной комиссии в судебном заседании возражала против удовлетворения исков Басовой И.И. и Блоха Д.Х., указывая, в том числе, и в своих письменных возражениях, что обжалуемое постановление принято в строгом соответствии с действующим законодательством, а доводы исков являются несостоятельными, поскольку формулировка пункта 1 статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ, части 1 статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС подразумевает голосование в течение нескольких дней на выборах, куда входят дополнительные и досрочные выборы.

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, считавшего обжалуемое постановление законным и обоснованным, изучив доводы административных исков, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

    Согласно статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

    Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

    На территории города Севастополя действуют Севастопольская городская избирательная комиссия и нижестоящие избирательные комиссии.

    В соответствии с пунктом 28 части 2 статьи 15, частью 4 статьи 78 Закона города Севастополя № 4-ЗС организация подготовки и проведения, в том числе дополнительных выборов в Законодательное Собрание города Севастополя является компетенцией Севастопольской городской избирательной комиссии.

    Из пункта 9 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

    Согласно положениям пункта 1 статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

        Часть 1 статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС содержит положения о количестве дней голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания, согласно которым по решению Севастопольской городской избирательной комиссии голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания (включая повторные выборы) может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания и не подлежит пересмотру.

        Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 7 июня 2022 года № 130/772-2 назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1 на 11 сентября 2022 года.

    Решением территориальной избирательной комиссии Балаклавского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии) по одномандатному избирательному округу № 1 от 21 июля 2022 года № 91/836-2 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Басовой Ирины Ивановны», Басова Ирина Ивановна зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

    Решением территориальной избирательной комиссии Балаклавского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии) по одномандатному избирательному округу № 1 от 14 июля 2022 года № 89/824-2 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Блоха Дмитрия Хаимовича», Блох Дмитрий Хаимович зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

    В оспариваемом постановлении Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 года № 131/784-2 указано о проведении голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд – 10 и 11 сентября 2022 года.

    Указанное постановление вынесено Севастопольской городской избирательной комиссией со ссылкой на положения статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС, определяющие, в том числе, количество дней голосования на выборах, которое не может составлять более трех.

    По мнению административных истцов и их представителя, вышеуказанные правовые нормы не регулируют вопрос относительно количества дней голосования в такой форме выборов как дополнительные выборы (в отношении которой принято оспариваемое постановление), при вынесении постановления от 10 июня 2022 года № 131/784-2 применению не подлежали, в связи с чем оно является незаконным.

    Оценивая такие доводы административного суда, суд исходит из того, что дополнительные выборы, как и иные их виды, осуществляются в форме голосования, возможность проведения которого в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней, определена вышеприведенными правовыми нормами.

    Таким образом, законодателем установлена возможность проведения голосования на выборах в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней, без разграничения видов таких выборов, независимо от их направленности и назначения.

    Дополнительные выборы, целью которых является формирование продолжающего свою деятельность Законодательного Собрания города Севастополя, исключением из указанных правовых норм не являются, возможность голосования при таком виде выборов в течение нескольких дней подряд, в том числе двух дней, как это указано в оспариваемом постановлении, охватывается диспозицией статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС.

    Иных правовых норм, определяющих порядок проведения голосования на дополнительных выборах, в том числе, сокращающих срок проведения голосования по сравнению с установленным в статье 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ и статье 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС, действующее законодательство не содержит.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об ошибочном понимании истцами положений статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС, не позволяющих, по мнению истцов, проведение голосования на дополнительных выборах в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.

    Довод истцов и их представителя о нецелесообразности проведения голосования более одного дня, поскольку это влечет дополнительную финансовую нагрузку и снижает качество наблюдения за выборами, не основан на действующем законодательстве, регулирующем вопросы обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации, является субъективным, и правового значения при оценке оспариваемого постановления не имеет.

По смыслу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Решение, в том числе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом (пункт 11 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ).

Учитывая, что установленных пунктом 11 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 года № 131/784-2 «О проведении голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд» административным ответчиком не допущено, оснований для признания данного постановления противоречащим закону либо принятым с превышением установленной компетенции и его отмены не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Басовой И.И. и Блоха Д.Х.

                На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

                ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░ 2022 ░░░░ № 131/784-2 – ░░░░░░░░.

                ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –

    ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-66/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Басова Ирина Ивановна
Прокуратура города Севастополя
Ответчики
Севастопольская городская избирательная комиссия
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Орлова Светлана Васильевна
Дело на сайте суда
gs.sev.sudrf.ru
28.07.2022Регистрация административного искового заявления
28.07.2022Передача материалов судье
28.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2022Судебное заседание
01.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2022Дело оформлено
01.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее