Дело № 92OS0000-01-2022-000109-18
Производство № 3а-66/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 августа 2022 года г. Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего – судьи Орловой С.В.,
при секретаре – Пономаренко Ю.С.,
с участием:
административных истцов – Басовой И.И., Блоха Д.Х.,
представителя административных истцов – Капцова М.Е.,
представителя административного ответчика – Адмаевой И.С.,
прокурора – Махиня В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Басовой И. И., Блоха Д. Х. к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 года № 131/784-2,
установил:
28 июля 2022 года Басова И.И. и 29 июля 2022 года Блох Д.Х. обратились в Севастопольский городской суд с административными исковыми заявлениями к ответчику о признании незаконным постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 года № 131/784-2 «О проведении голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд»; возложении обязанности на Севастопольскую городскую избирательную комиссию разместить копию решения суда по настоящему административному делу на официальном сайте Севастопольской городской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Определением судьи от 29 июля 2022 года административное дело по иску Басовой И.И. и административное дело по иску Блоха Д.Х. объединены в одно производство, которому присвоен единый номер 92OS0000-01-2022-000109-18 (производство № 3а-66/2022).
Исковые требования административных истцов мотивированы тем, что постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 7 июня 2022 года № 130/772-2 назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1 на 11 сентября 2022 года.
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 года №131/784-2 «О проведении голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд», со ссылкой на статью 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), статью 64.1 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 4-ЗС «О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя» (далее – Закон города Севастополя № 4-ЗС) постановлено провести голосование на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд – 10 и 11 сентября 2022 года.
Административные истцы Басова И.И. и Блох Д.Х., зарегистрированные решениями территориальной избирательной комиссии Балаклавского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии) по одномандатному избирательному округу № 1 от 21 июля 2022 года № 91/836-2 и от 14 июля 2022 года № 89/824-2, соответственно, кандидатами в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, считают, что данное постановление вынесено с нарушением норм федерального и регионального законодательства, а потому является незаконным.
Так, пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что по решению организующей выборы избирательной комиссии, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.
Частью 1 статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС предусмотрено, что по решению Севастопольской городской избирательной комиссии голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания (включая повторные выборы) может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.1 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от 08 июня 2022 года № 86/718-8 «Об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд».
Анализируя положения пункта 9 статьи 2, абзаца 1 пункта 1, пункта 5, пункта 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ, частей 1 и 2, абзаца 1 части 4 статьи 78 Закона города Севастополя № 4-ЗС, истцы указывают, что выборы и повторные выборы направлены на формирование Законодательного Собрания города Севастополя, а дополнительные выборы проводятся с целью замещения вакантного мандата депутата Законодательного Собрания города Севастополя в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, и не связаны с формированием Законодательного Собрания.
По мнению истцов, законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия, закрепил исчерпывающий перечень форм выборов, при проведении которых допускается голосование в течение нескольких дней подряд, в который не вошла только одна форма выборов – дополнительные выборы.
При таких обстоятельствах истцы считают, что административный ответчик, принимая обжалуемое постановление, вышел за пределы установленных законодательством полномочий и принял незаконное постановление.
В обоснование нарушения своих прав обжалуемым постановлением административные истцы указывают, что при проведении голосования в течение нескольких дней подряд, они, как кандидаты, за свой счет вынуждены обеспечить присутствие своих наблюдателей на всех избирательных участках в течение всех дней проведения голосования, что возлагает на них дополнительную финансовую нагрузку и снижает качество наблюдения за выборами.
Административные истцы и их представитель в судебном заседании исковые требования подержали в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.
Представитель административного ответчика – Севастопольской городской избирательной комиссии в судебном заседании возражала против удовлетворения исков Басовой И.И. и Блоха Д.Х., указывая, в том числе, и в своих письменных возражениях, что обжалуемое постановление принято в строгом соответствии с действующим законодательством, а доводы исков являются несостоятельными, поскольку формулировка пункта 1 статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ, части 1 статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС подразумевает голосование в течение нескольких дней на выборах, куда входят дополнительные и досрочные выборы.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, считавшего обжалуемое постановление законным и обоснованным, изучив доводы административных исков, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
На территории города Севастополя действуют Севастопольская городская избирательная комиссия и нижестоящие избирательные комиссии.
В соответствии с пунктом 28 части 2 статьи 15, частью 4 статьи 78 Закона города Севастополя № 4-ЗС организация подготовки и проведения, в том числе дополнительных выборов в Законодательное Собрание города Севастополя является компетенцией Севастопольской городской избирательной комиссии.
Из пункта 9 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Согласно положениям пункта 1 статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС содержит положения о количестве дней голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания, согласно которым по решению Севастопольской городской избирательной комиссии голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания (включая повторные выборы) может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания и не подлежит пересмотру.
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 7 июня 2022 года № 130/772-2 назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1 на 11 сентября 2022 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Балаклавского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии) по одномандатному избирательному округу № 1 от 21 июля 2022 года № 91/836-2 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Басовой Ирины Ивановны», Басова Ирина Ивановна зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1.
Решением территориальной избирательной комиссии Балаклавского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии) по одномандатному избирательному округу № 1 от 14 июля 2022 года № 89/824-2 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Блоха Дмитрия Хаимовича», Блох Дмитрий Хаимович зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1.
В оспариваемом постановлении Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 года № 131/784-2 указано о проведении голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд – 10 и 11 сентября 2022 года.
Указанное постановление вынесено Севастопольской городской избирательной комиссией со ссылкой на положения статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС, определяющие, в том числе, количество дней голосования на выборах, которое не может составлять более трех.
По мнению административных истцов и их представителя, вышеуказанные правовые нормы не регулируют вопрос относительно количества дней голосования в такой форме выборов как дополнительные выборы (в отношении которой принято оспариваемое постановление), при вынесении постановления от 10 июня 2022 года № 131/784-2 применению не подлежали, в связи с чем оно является незаконным.
Оценивая такие доводы административного суда, суд исходит из того, что дополнительные выборы, как и иные их виды, осуществляются в форме голосования, возможность проведения которого в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней, определена вышеприведенными правовыми нормами.
Таким образом, законодателем установлена возможность проведения голосования на выборах в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней, без разграничения видов таких выборов, независимо от их направленности и назначения.
Дополнительные выборы, целью которых является формирование продолжающего свою деятельность Законодательного Собрания города Севастополя, исключением из указанных правовых норм не являются, возможность голосования при таком виде выборов в течение нескольких дней подряд, в том числе двух дней, как это указано в оспариваемом постановлении, охватывается диспозицией статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС.
Иных правовых норм, определяющих порядок проведения голосования на дополнительных выборах, в том числе, сокращающих срок проведения голосования по сравнению с установленным в статье 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ и статье 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС, действующее законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об ошибочном понимании истцами положений статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 64.1 Закона города Севастополя № 4-ЗС, не позволяющих, по мнению истцов, проведение голосования на дополнительных выборах в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.
Довод истцов и их представителя о нецелесообразности проведения голосования более одного дня, поскольку это влечет дополнительную финансовую нагрузку и снижает качество наблюдения за выборами, не основан на действующем законодательстве, регулирующем вопросы обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации, является субъективным, и правового значения при оценке оспариваемого постановления не имеет.
По смыслу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Решение, в том числе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом (пункт 11 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ).
Учитывая, что установленных пунктом 11 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 года № 131/784-2 «О проведении голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд» административным ответчиком не допущено, оснований для признания данного постановления противоречащим закону либо принятым с превышением установленной компетенции и его отмены не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Басовой И.И. и Блоха Д.Х.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░ 2022 ░░░░ № 131/784-2 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –