Дело №2а-1559/2020
УИД №18RS0005-01-2020-001466-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«15» июля 2020 года г.Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чегодаевой О.П., единолично, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску и.о.прокурора Устиновского района г.Ижевска о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, которым просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом https:/imgsrc.ru/nikki.saint/a1537227.html/ о предоставлении услуг, связанных с проституцией - информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; вступившее в законную силу решение направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике для включения информации, размещенной по адресу https:/imgsrc.ru/nikki.saint/a1537227.html/, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требование мотивировано тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки и мониторинга информации, содержащейся в сети «Интернет», выявлен сайт с URL-адресом https:/imgsrc.ru/nikki.saint/a1537227.html/, на котором неопределенному кругу лиц предоставляется доступ к указанному Интернет-ресурсу, содержащему информацию с порнографическими изображениями несовершеннолетних и объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера. Посещение данного сайта ограничений к доступу не содержит. Ссылаясь на Федеральный закон от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст.ст.6.11, 6.12 КоАП РФ, ст.ст.240,241 УК РФ указывает, что предоставление возможности доступа к информации о возможности воспользоваться услугами, связанными с проституцией, фактически является распространением информации, связанной с организацией и занятием проституцией, за что в РФ наступает уголовная ответственность. Указанные обстоятельства нарушают публичные интересы РФ, права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также создают угрозу нормальному нравственному развитию несовершеннолетних.
Впоследствии и.о.прокурора Устиновского района г.Ижевска изменен предмет административного иска, согласно которому в рамках рассмотрения требований прокурора о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на странице сайта https:/imgsrc.ru/nikki.saint/a1537227.html/ о предоставлении услуг, связанных с проституцией – информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено установлено, что вход на страницу указанного сайта заблокирован. Между тем, в ходе осуществления мониторинга выявлен сайт https:/teentubexxxl.com/, на странице которого размещена информация с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее – административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 (далее ФЗ № 149) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 ФЗ № 149 информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктом 6 названной статьи ФЗ №149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст.9 ФЗ №149).
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии со ст. 5 ФЗ №149 информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 ФЗ №149).
Согласно ст.15.1 ФЗ №149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр) (часть первая указанной статьи).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть вторая указанной стати).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть третья указанной стати).
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также наличие материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
В соответствии со ст.4 Федерального закона №124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится в том числе информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение; содержащая информацию порнографического характера.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.
Как указано выше, не допускается использование средств массовой информации в целях уголовно наказуемых деяний.
Под сексуальными услугами понимаются половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, условием совершения которых является денежное или любое другое вознаграждение несовершеннолетнего или третьего лица либо обещание вознаграждения несовершеннолетнему или третьему лицу. Термином "проституция" обозначается систематическое вступление в сексуальные контакты за вознаграждение. Вовлечение заключается в склонении лица различными способами к занятию проституцией (уговорами, обещаниями, обманом и т.д.). Принуждение предполагает выражение требования, подкрепленного в том числе угрозами (шантаж, угроза уничтожения имущества, угроза изъятия имущества и др.).
Занятия проституцией (ст.6.11 КоАП РФ) и получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст.6.12 КоАП РФ) влекут административную ответственность.
Вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией, в том числе, в отношении несовершеннолетнего (ст.240 УК РФ), получение сексуальных услуг несовершеннолетнего (ст.240.1 УК РФ), организация занятия проституцией (ст.241 УК РФ), незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов (ст.242 УК РФ), изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст.242.1 УК РФ), использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов (ст.242.2 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
Данные преступления посягают на общественную нравственность и указанными нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации об услугах, связанных с проституцией. Помимо этого, действующим законодательством установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим экстремистский материал, и информации порнографического характера, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки и мониторинга информации, содержащейся в сети «Интернет», выявлен сайт с URL-адресом https:/teentubexxxl.com/, на котором неопределенному кругу лиц предоставляется доступ к указанному Интернет-ресурсу, содержащему информацию о предоставлении услуг, связанных с проституцией, в том числе, с привлечением несовершеннолетних. Указанный сайт содержит информацию с порнографическими изображениями лиц, в том числе, несовершеннолетних, в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.
Указанные обстоятельства подтверждены представленной распечаткой Интернет-страницы с URL-адресом https:/teentubexxxl.com/. В настоящее время к данному информационному материалу имеется свободный доступ неопределенного круга лиц. Посещение данного ресурса является открытым и не содержит ограничений к доступу, что позволяет круглосуточно просматривать незаконную информацию. При этом, из содержания указанного информационного материала видно, что в нем размещены порнографические изображения, в том числе, несовершеннолетних лиц.
Между тем, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона №124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", статей 6.11-6.12 КоАП РФ, статей 240-242.2 УК РФ, размещенная на сайте с URL-адресом https:/teentubexxxl.com/ информация является незаконной, поскольку имеет противоправный, уголовно наказуемый характер, содержит материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера. Помимо этого, размещение информации на указанном Интернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних детей, в силу чего является незаконным.
Доступ к указанной информации вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости просмотра информации, содержащей порнографические изображения несовершеннолетних, возможности привлечения несовершеннолетних в качестве исполнителя для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, предоставления услуг, связанных с проституцией, способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения незаконных действий с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, фактически способствует и побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений, в том числе, по отношению к несовершеннолетним, создают угрозу нормальному нравственному развитию несовершеннолетних и подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующих на территории Российской Федерации законов.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, а распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем, вы целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений, в том числе, в отношении несовершеннолетних лиц.
Учитывая вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд соглашается с доводами прокурора и считает установленным факт того, что на вышеуказанном сайте содержится информация, запрещенная к распространению действующим законодательством. Установленные обстоятельства позволяют признать данную информацию запрещенной, что является основанием для внесения информации, размещенной на странице сайта с URL-адресом https:/teentubexxxl.com/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования и.о. прокурора Устиновского района г.Ижевска о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом https:/teentubexxxl.com/ о предоставлении услуг, связанных с проституцией, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения информации, размещенной по адресу https:/teentubexxxl.com/, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Устиновский районный суд г. Ижевска в течение 15 дней.
Судья О.П. Чегодаева