УИД 11RS0006-01-2022-000863-20 Дело № 2а-462/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усинск 4 июля 2022 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.
при секретаре Поповой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.Э.В. к ОМВД , МВД МВД по , УФСИН , ФСИН , ФКУ СИЗО- , ФКУ СИЗО- о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
К.Э.В. обратился в суд в порядке ГПК РФ с иском к ОМВД о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000,00 рублей, мотивируя тем, что в период с 2017 по 2021 годы при этапировании из ИВС в ФКУ СИЗО№ и ФКУ СИЗО- не был обеспечен ложками и стаканчиками, в результате чего ему нечем было есть и пить, в связи с чем он ставился в условия практически животного, чувствовал себя неполноценным человеком, так как есть приходилось руками и ничего не пить. Данные обстоятельства приводили его к чувству неполноценности, страданиям.
Указанными действиями (бездействием) ответчика ему причинялся моральный вред.
Судом данное исковое заявление было принято к производству в порядке ГПК РФ и возбуждено гражданское дело.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Кодекс об административном судопроизводстве Российской Федерации введена статья 227.1 («Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в исправительном учреждении»), согласно которой лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Указанная норма закона применяется с 27.01.2020, и данная категория дел подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ.
Определением от 05.05.2022 суд перешел к рассмотрению настоящего гражданского дела в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Истец К.Э.В., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с ФКУ ИК№, административные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ОМВД Р.Н.В. действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Судом в соответствии со ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены МВД , МВД , УФСИН , ФСИН ФКУ СИЗО- , ФКУ СИЗО- , представители которых в судебное заседание не явились, представил возражение на иск, в котором административные исковые требования не признали по доводам, изложенным в указанных возражениях.
Представитель ФКУ СИЗО- , УФСИН , ФСИН Ушал Е.А., действующая на основании доверенностей, в возражениях а заявленные требования указала, что в период с 2017 по 2021 годы у осужденного К.Э.В. имелись его личные кружка и ложка, о чем свидетельствуют записи в камерных карточках, подтвержденные личной подписью К.Э.В.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст. ст. 17, 21, 53 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Статьей 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ установлено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 22. Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Деятельность ИВС также регламентирована приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».
В соответствии с п. 42 вышеуказанных Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что К.Э.В. в период с 2017 по 2021 годы неоднократно этапировался из ИВС в ФКУ СИЗО- и обратно, что подтверждается копиями журналов учета лиц, содержащихся в ИВС.
В соответствии с ч. 1 ст. 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно, в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 75.1 данного Кодекса.
При перемещении осужденных они обеспечиваются питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования (ч. 4 ст. 76 УИК РФ).
Согласно приложению № 6 к приказу Министерства юстиции РФ от 26.02.2016 № 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», действовавшему в период спорных правоотношений, а также примечанию 1 к приложению 6 Приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» рационы питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при их этапировании комплектуются ложками из полимерных материалов, стаканами бумажными или из полимерных материалов емкостью 200 мл.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Во исполнение статьи 16 названного Закона, Министерство юстиции Российской Федерации 14.10.2005 приказом № 189 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, которыми определено, что личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производится с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ, продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию, которые представляют опасность для жизни, здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления.
В силу п. 26 Правил подозреваемым или обвиняемым оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в ассортименте, установленном настоящими Правилами. Личные вещи, оставляемые подозреваемым и обвиняемым, записываются в камерную карточку. Все остальные предметы, вещества и продукты питания принимаются на хранение.
Как следует из камерных карточек К.Э.В. за период с 2017 по 2021 годы, у К.Э.В. имелись свои кружка и ложка, следовательно, у него отсутствовала необходимость в период этапирования принимать пищу руками.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы, а также отсутствие доказательств, что при этапировании из ФКУ СИЗО- в ИВС К.Э.В. в нарушение приказа Министерства юстиции РФ от 02.08.2005 № 125 не обеспечивался ФКУ СИЗО- ложкой пластиковой и стаканом пропиленовым, наличие у К.Э.В. собственных кружки и ложки, суд приходит к выводу о недоказанности причинения истцу нравственных и физических страданий ненадлежащими условиями при этапировании.
При этом судом учитывается, что с жалобами на необеспечение ложкой пластиковой и стаканом пропиленовым на время этапирования из ИВС в период с 2017 по 2021 годы (до подачи настоящего иска в суд) К.Э.В. не обращался.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований К.Э.В. к ОМВД , МВД , МВД по , УФСИН , ФСИН , ФКУ СИЗО- , ФКУ СИЗО- о взыскании компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2022.
Председательствующий Л.В. Ларина