Решение по делу № 3-250/2010 от 27.07.2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2010 года                                                            г. Красногорск

                                                                                                Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Грибковой Т.В.,

с участием прокурора Кашариной Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3 -250/10 по заявлению Балабановой Ольги Валерьевны и Ерохина Николая Ивановича о признании незаконными бездействия и    решения Избирательной комиссии Московской области от 18 июня 2010 года № 1300 «О возложении полномочий избирательной комиссии городского округа Климовск на территориальную избирательную комиссию города Климовск»

УСТАНОВИЛ:

жители г. Климовска Московской области Балабанова О.В. и Ерохин Н.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконными бездействия и решения Избирательной комиссии Московской области от 18 июня 2010 года № 1300 «О возложении полномочий избирательной комиссии городского округа Климовск на территориальную избирательную комиссию города Климовск».

Обосновывая свое заявление, Балабанова О.В. и Ерохин Н.И. указывают, что после окончания 20 апреля 2010 года срока полномочий муниципальной избирательной комиссии городского округа Климовск Московской области Совет депутатов города Климовска и Избирательная комиссия Московской области (далее - ИКМО), не предприняли каких-либо действий по формированию нового состава муниципальной избирательной комиссии. Вместо указанных действий ИКМО решением № 1300 от 18 июня 2010 года возложила полномочия избирательной комиссии городского округа Климовск на территориальную избирательную комиссию города Климовск.

Заявители считают бездействие и указанное решение ИКМО незаконными, нарушающими избирательные права, а также их конституционное право на местное самоуправление.

По мнению заявителей, ИКМО не имела правовых оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку решение Совета депутатов г. Климовска о направлении в ИКМО ходатайства о возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии города Климовска на территориальную избирательную комиссию не было официально

опубликовано и, соответственно, не вступило в силу. Данное решение Совета депутатов г. Климовска, утверждают заявители, является муниципальным правовым актом, затрагивающим права и свободы граждан и, в соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступает в силу после его официального опубликования.

Кроме того, указывают заявители, оспариваемое решение ИКМО незаконно также и потому, что полномочия избирательной комиссии городского округа Климовск возложены на территориальную избирательную комиссию города Климовск бессрочно, в то время как Совет депутатов г. Климовска ходатайствовал о возложении указанных полномочий на территориальную избирательную комиссию на срок до 17 декабря 2010 года. Балабанова О.В. и Ерохин Н.И. полагают, что проигнорировав просьбу представительного органа местного самоуправления г. Климовска, ИКМО вторглась в его компетенцию, нарушив основы конституционного строя России.

Также, указывают Балабанова О.В. и Ерохин Н.И., ИКМО допустила незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер должного контроля за заблаговременным формированием муниципальной избирательной комиссии города Климовска Московской области и в непринятии мер по самостоятельному формированию указанной комиссии, в то время как данная обязанность возложена на ИКМО законом (ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Заявители утверждают, что отсутствие в городском округе Климовск муниципальной избирательной комиссии, наличие которой предусмотрено Федеральным законом № 67-ФЗ (ст. 20, 24), нарушает их право на местное самоуправление, предусмотренное и гарантированное Европейской Хартией о местном самоуправлении (ст. 4), Конституцией РФ (ст. 3, 12, 130, 131, 132), Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34, 39). Кроме того, в данном случае нарушаются их - заявителей избирательные права, поскольку они лишены возможности участвовать в таком избирательном действии как формирование муниципальной избирательной комиссии (принять участие в направлении предложений по кандидатурам в состав комиссии и самим войти в состав комиссии в качестве ее членов).

Считая бездействие и оспариваемое решение незаконными заявители просят суд признать их таковыми и обязать ИКМО сформировать муниципальную избирательную комиссию городского округа Климовск Московской области в количестве 8 членов с правом

решающего голоса в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по делу л.д.4-11).

В судебном заседании Балабанова О.В. и Ерохин Н.И. поддержали заявленные требования, просили заявление удовлетворить.

Представитель Избирательной комиссии Московской области Шведков СВ. требования Балабановой О.В. и Ерохина Н.И. не признал и пояснил, что оспариваемое решение комиссии принято в соответствии с требованиями закона и не нарушает избирательных прав заявителей, а также их право на местное самоуправление. Незаконного бездействия, нарушающего избирательные права граждан, комиссией также не допускалось. Поскольку права заявителей не нарушены, производство по делу просит прекратить. Представителем ИКМО представлен также письменный отзыв на заявление л.д. 41-45).

Суд, выслушав объяснения Балабановой О.В. и Ерохина Н.И., представителя Избирательной комиссии Московской области Шведкова СВ., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) в систему избирательных комиссий Российской Федерации входят Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии.

В целях обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закон допускает возложение полномочий комиссий одного уровня на комиссии иного уровня (п. 4 ст. 24, п. 1 ст. 25, п. 4 ст. 26 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 24 названного Федерального закона полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 12 Закона Московской области от 11 июля 2006 года № 101/2006-03 «О муниципальных выборах в Московской области.

Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденные постановлением ЦИК РФ от 17 февраля 2010 года   №   192/1337-5 предлагают в   случае отсутствия практической

необходимости в значительном количестве избирательных комиссий и в целях исключения дублирования функций избирательных комиссий по организации выборов на одной и той же территории, шире использовать предоставленную законодательством Российской Федерации возможность совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня, прежде всего путем возложения полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на соответствующие территориальные избирательные комиссии, обладающие достаточным кадровым потенциалом и организационно-техническими возможностями (п. 2.1, 2.2.).

Судом установлено, что 20 апреля 2010 года закончился срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Город Климовск Московской области», сформированной в составе 7 членов решением Совета депутатов города Климовск № 1/6 от 16 апреля 2006 года л.д. 43, 53).

29 декабря 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которым была изменена редакция п. 6 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ. В соответствии с действующей редакцией п. 6 ст.24 указанного Федерального закона избирательная комиссия городского округа формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. Согласно предыдущей редакции п. 6 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия муниципального образования формировалась в количестве пяти — одиннадцати членов с правом решающего голоса.

Учитывая, что на период окончания полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Город Климовск Московской области» в устав города не были внесены изменения в соответствии с новой редакцией п. 6 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ, Совет депутатов данного муниципального образования 17 июня 2010 года принял решение № 9/4, в котором ходатайствовал перед Избирательной комиссией Московской области о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Город Климовск Московской области» на территориальную избирательную комиссию города Климовск Московской области на срок до 17 декабря 2010 года л.д. 53).

Решением Избирательной комиссии Московской области от 18 июня 2010 года № 1300, оспариваемым заявителями, на основании указанного ходатайства Совета депутатов, на территориальную избирательную комиссию города Климовск, сформированную решением

ИКМО от 14 ноября 2006 года № 2052, были возложены полномочия избирательной комиссии городского округа Климовск без указания срока возложения полномочий л.д. 52).

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что у ИКМО имелись основания для принятия оспариваемого решения (отсутствие избирательной комиссии муниципального образования и наличие соответствующего ходатайства Совета депутатов). При этом установленный федеральным законом порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию (п. 2 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ) был полностью соблюден.

Довод заявителей о том, что ИКМО не вправе была принимать оспариваемое решение, поскольку оно основано на неопубликованном решении Совета депутатов городского округа Климовск, суд находит несостоятельным.

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Однако ходатайство Совета депутатов городского округа Климовск о возложении полномочий избирательной комиссии городского округа Климовск на территориальную комиссию города Климовск, оформленное в виде решения Совета депутатов, не затрагивало права, свободы и обязанности гражданина и само по себе не порождало каких-либо правовых последствий, в связи с чем обязательному официальному опубликованию не подлежало.

Довод Балабановой О.В. и Ерохина Н.И. о незаконности оспариваемого решения в связи с тем, что оно принято ИКМО без учета просьбы Совета депутатов городского округа Климовск о возложении полномочий избирательной комиссии данного муниципального образования на территориальную избирательную комиссию на определенный срок - до 17 декабря 2010 года, суд также считает несостоятельным.

Действующее избирательное законодательство не содержит положений, обязывающих Советы депутатов муниципальных образований в своих обращениях к избирательным комиссиям субъектов РФ указывать сроки возложения полномочий муниципальных избирательных комиссий на территориальные комиссии, как и не содержит положений обязывающих избирательные комиссии субъектов РФ в обязательном порядке учитывать указанные сроки при принятии соответствующих решений.

Согласно п. 2.4. Методических рекомендаций, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5 если в

решении избирательной комиссии субъекта РФ о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное.

В данном случае возложение оспариваемым решением ИКМО полномочий муниципальной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию без указания срока такого возложения, было оправданно и явилось мерой защиты избирательных прав граждан. Как установлено судом, необходимые изменения в Устав городского округа Климовск, касающиеся численного состава избирательной комиссии города, до настоящего времени не внесены и, как пояснили стороны, вряд ли это произойдет до 17 декабря 2010 года.

Утверждение заявителей о том, что ИКМО допустила незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер должного контроля за заблаговременным формированием муниципальной избирательной комиссии города Климовска Московской области и в непринятии мер по самостоятельному формированию данной комиссии, суд находит необоснованным.

В силу положений п. 7 ст. 22 Федерального закона № 67-ФЗ если уполномоченные органы местного самоуправления не назначат состав избирательной комиссии городского округа в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанные органы местного самоуправления, либо если эта комиссия не сформирована, состав избирательной комиссии городского округа назначается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных законом.

Таким образом, по смыслу названной нормы закона, избирательная комиссия субъекта РФ назначает состав избирательной комиссии городского округа только в случае бездействия или отсутствия органа местного самоуправления уполномоченного назначать состав данной комиссии и с обязательным соблюдением требований, установленных законом.

В рассматриваемом случае Совет депутатов городского округа Климовск не отсутствовал и не бездействовал, а обратился в порядке предусмотренным законом в ИКМО с ходатайством о возложении полномочий избирательной комиссии города на территориальную избирательную комиссию. ИКМО, в свою очередь, также не бездействовала, а в кратчайшие сроки, после поступления ходатайства, приняла соответствующее решение. Самостоятельно формировать состав избирательной комиссии городского округа Климовск с соблюдением требований закона Избирательная комиссия Московской

области не могла, поскольку в устав города не были внесены соответствующие изменения по количественному составу избирательной комиссии города. В противном случае была бы нарушена компетенция органов местного самоуправления городского округа.

Доводы заявителей о том, что отсутствие в городском округе Климовск муниципальной избирательной комиссии нарушает их право на местное самоуправление гарантированное нормами международного права, Конституцией РФ и федеральными законами, являются несостоятельными.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 39 того же закона избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Аналогичное положение содержится в п. 2 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ.

Таким образом, отсутствие в муниципальном образовании муниципальной избирательной комиссии не может влечь нарушение прав граждан на местное самоуправление, поскольку данная комиссия не наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

Доводы Балабановой О.В. и Ерохина Н.И. о том, что оспариваемые бездействие и решение ИКМО нарушают их избирательные права также являются несостоятельными.

В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Заявителями не представлено данных о том, что какие-либо указанные в законе избирательные права граждан нарушены возложением полномочий избирательной комиссии города Климовска на территориальную комиссию города Климовска.

Право граждан (в том числе и заявителей) участвовать в формировании комиссии, осуществляющей полномочия муниципальной избирательной комиссии, посредством направления предложений по кандидатурам в состав комиссии через собрания избирателей по месту жительства, работы и т.д., может быть реализовано при формировании территориальной избирательной комиссии, на которую указанные полномочия возложены (п. 6 ст. 26 Федерального закона № 67-ФЗ).

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителей.

Руководствуясь ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш ИЛ:

заявление Балабановой Ольги Валерьевны и Ерохина Николая Ивановича о признании незаконными бездействия и решения Избирательной комиссии Московской области от 18 июня 2010 года № 1300 «О возложении полномочий избирательной комиссии городского округа Климовск на территориальную избирательную комиссию города Климовск» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2010 года                                                            г. Красногорск

                                                                                                Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Грибковой Т.В.,

с участием прокурора Кашариной Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3 -250/10 по заявлению Балабановой Ольги Валерьевны и Ерохина Николая Ивановича о признании незаконными бездействия и    решения Избирательной комиссии Московской области от 18 июня 2010 года № 1300 «О возложении полномочий избирательной комиссии городского округа Климовск на территориальную избирательную комиссию города Климовск»

УСТАНОВИЛ:

жители г. Климовска Московской области Балабанова О.В. и Ерохин Н.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконными бездействия и решения Избирательной комиссии Московской области от 18 июня 2010 года № 1300 «О возложении полномочий избирательной комиссии городского округа Климовск на территориальную избирательную комиссию города Климовск».

Обосновывая свое заявление, Балабанова О.В. и Ерохин Н.И. указывают, что после окончания 20 апреля 2010 года срока полномочий муниципальной избирательной комиссии городского округа Климовск Московской области Совет депутатов города Климовска и Избирательная комиссия Московской области (далее - ИКМО), не предприняли каких-либо действий по формированию нового состава муниципальной избирательной комиссии. Вместо указанных действий ИКМО решением № 1300 от 18 июня 2010 года возложила полномочия избирательной комиссии городского округа Климовск на территориальную избирательную комиссию города Климовск.

Заявители считают бездействие и указанное решение ИКМО незаконными, нарушающими избирательные права, а также их конституционное право на местное самоуправление.

По мнению заявителей, ИКМО не имела правовых оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку решение Совета депутатов г. Климовска о направлении в ИКМО ходатайства о возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии города Климовска на территориальную избирательную комиссию не было официально

опубликовано и, соответственно, не вступило в силу. Данное решение Совета депутатов г. Климовска, утверждают заявители, является муниципальным правовым актом, затрагивающим права и свободы граждан и, в соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступает в силу после его официального опубликования.

Кроме того, указывают заявители, оспариваемое решение ИКМО незаконно также и потому, что полномочия избирательной комиссии городского округа Климовск возложены на территориальную избирательную комиссию города Климовск бессрочно, в то время как Совет депутатов г. Климовска ходатайствовал о возложении указанных полномочий на территориальную избирательную комиссию на срок до 17 декабря 2010 года. Балабанова О.В. и Ерохин Н.И. полагают, что проигнорировав просьбу представительного органа местного самоуправления г. Климовска, ИКМО вторглась в его компетенцию, нарушив основы конституционного строя России.

Также, указывают Балабанова О.В. и Ерохин Н.И., ИКМО допустила незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер должного контроля за заблаговременным формированием муниципальной избирательной комиссии города Климовска Московской области и в непринятии мер по самостоятельному формированию указанной комиссии, в то время как данная обязанность возложена на ИКМО законом (ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Заявители утверждают, что отсутствие в городском округе Климовск муниципальной избирательной комиссии, наличие которой предусмотрено Федеральным законом № 67-ФЗ (ст. 20, 24), нарушает их право на местное самоуправление, предусмотренное и гарантированное Европейской Хартией о местном самоуправлении (ст. 4), Конституцией РФ (ст. 3, 12, 130, 131, 132), Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34, 39). Кроме того, в данном случае нарушаются их - заявителей избирательные права, поскольку они лишены возможности участвовать в таком избирательном действии как формирование муниципальной избирательной комиссии (принять участие в направлении предложений по кандидатурам в состав комиссии и самим войти в состав комиссии в качестве ее членов).

Считая бездействие и оспариваемое решение незаконными заявители просят суд признать их таковыми и обязать ИКМО сформировать муниципальную избирательную комиссию городского округа Климовск Московской области в количестве 8 членов с правом

решающего голоса в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по делу л.д.4-11).

В судебном заседании Балабанова О.В. и Ерохин Н.И. поддержали заявленные требования, просили заявление удовлетворить.

Представитель Избирательной комиссии Московской области Шведков СВ. требования Балабановой О.В. и Ерохина Н.И. не признал и пояснил, что оспариваемое решение комиссии принято в соответствии с требованиями закона и не нарушает избирательных прав заявителей, а также их право на местное самоуправление. Незаконного бездействия, нарушающего избирательные права граждан, комиссией также не допускалось. Поскольку права заявителей не нарушены, производство по делу просит прекратить. Представителем ИКМО представлен также письменный отзыв на заявление л.д. 41-45).

Суд, выслушав объяснения Балабановой О.В. и Ерохина Н.И., представителя Избирательной комиссии Московской области Шведкова СВ., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) в систему избирательных комиссий Российской Федерации входят Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии.

В целях обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закон допускает возложение полномочий комиссий одного уровня на комиссии иного уровня (п. 4 ст. 24, п. 1 ст. 25, п. 4 ст. 26 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 24 названного Федерального закона полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 12 Закона Московской области от 11 июля 2006 года № 101/2006-03 «О муниципальных выборах в Московской области.

Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденные постановлением ЦИК РФ от 17 февраля 2010 года   №   192/1337-5 предлагают в   случае отсутствия практической

необходимости в значительном количестве избирательных комиссий и в целях исключения дублирования функций избирательных комиссий по организации выборов на одной и той же территории, шире использовать предоставленную законодательством Российской Федерации возможность совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня, прежде всего путем возложения полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на соответствующие территориальные избирательные комиссии, обладающие достаточным кадровым потенциалом и организационно-техническими возможностями (п. 2.1, 2.2.).

Судом установлено, что 20 апреля 2010 года закончился срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Город Климовск Московской области», сформированной в составе 7 членов решением Совета депутатов города Климовск № 1/6 от 16 апреля 2006 года л.д. 43, 53).

29 декабря 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которым была изменена редакция п. 6 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ. В соответствии с действующей редакцией п. 6 ст.24 указанного Федерального закона избирательная комиссия городского округа формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. Согласно предыдущей редакции п. 6 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия муниципального образования формировалась в количестве пяти — одиннадцати членов с правом решающего голоса.

Учитывая, что на период окончания полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Город Климовск Московской области» в устав города не были внесены изменения в соответствии с новой редакцией п. 6 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ, Совет депутатов данного муниципального образования 17 июня 2010 года принял решение № 9/4, в котором ходатайствовал перед Избирательной комиссией Московской области о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Город Климовск Московской области» на территориальную избирательную комиссию города Климовск Московской области на срок до 17 декабря 2010 года л.д. 53).

Решением Избирательной комиссии Московской области от 18 июня 2010 года № 1300, оспариваемым заявителями, на основании указанного ходатайства Совета депутатов, на территориальную избирательную комиссию города Климовск, сформированную решением

ИКМО от 14 ноября 2006 года № 2052, были возложены полномочия избирательной комиссии городского округа Климовск без указания срока возложения полномочий л.д. 52).

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что у ИКМО имелись основания для принятия оспариваемого решения (отсутствие избирательной комиссии муниципального образования и наличие соответствующего ходатайства Совета депутатов). При этом установленный федеральным законом порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию (п. 2 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ) был полностью соблюден.

Довод заявителей о том, что ИКМО не вправе была принимать оспариваемое решение, поскольку оно основано на неопубликованном решении Совета депутатов городского округа Климовск, суд находит несостоятельным.

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Однако ходатайство Совета депутатов городского округа Климовск о возложении полномочий избирательной комиссии городского округа Климовск на территориальную комиссию города Климовск, оформленное в виде решения Совета депутатов, не затрагивало права, свободы и обязанности гражданина и само по себе не порождало каких-либо правовых последствий, в связи с чем обязательному официальному опубликованию не подлежало.

Довод Балабановой О.В. и Ерохина Н.И. о незаконности оспариваемого решения в связи с тем, что оно принято ИКМО без учета просьбы Совета депутатов городского округа Климовск о возложении полномочий избирательной комиссии данного муниципального образования на территориальную избирательную комиссию на определенный срок - до 17 декабря 2010 года, суд также считает несостоятельным.

Действующее избирательное законодательство не содержит положений, обязывающих Советы депутатов муниципальных образований в своих обращениях к избирательным комиссиям субъектов РФ указывать сроки возложения полномочий муниципальных избирательных комиссий на территориальные комиссии, как и не содержит положений обязывающих избирательные комиссии субъектов РФ в обязательном порядке учитывать указанные сроки при принятии соответствующих решений.

Согласно п. 2.4. Методических рекомендаций, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5 если в

решении избирательной комиссии субъекта РФ о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное.

В данном случае возложение оспариваемым решением ИКМО полномочий муниципальной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию без указания срока такого возложения, было оправданно и явилось мерой защиты избирательных прав граждан. Как установлено судом, необходимые изменения в Устав городского округа Климовск, касающиеся численного состава избирательной комиссии города, до настоящего времени не внесены и, как пояснили стороны, вряд ли это произойдет до 17 декабря 2010 года.

Утверждение заявителей о том, что ИКМО допустила незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер должного контроля за заблаговременным формированием муниципальной избирательной комиссии города Климовска Московской области и в непринятии мер по самостоятельному формированию данной комиссии, суд находит необоснованным.

В силу положений п. 7 ст. 22 Федерального закона № 67-ФЗ если уполномоченные органы местного самоуправления не назначат состав избирательной комиссии городского округа в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанные органы местного самоуправления, либо если эта комиссия не сформирована, состав избирательной комиссии городского округа назначается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных законом.

Таким образом, по смыслу названной нормы закона, избирательная комиссия субъекта РФ назначает состав избирательной комиссии городского округа только в случае бездействия или отсутствия органа местного самоуправления уполномоченного назначать состав данной комиссии и с обязательным соблюдением требований, установленных законом.

В рассматриваемом случае Совет депутатов городского округа Климовск не отсутствовал и не бездействовал, а обратился в порядке предусмотренным законом в ИКМО с ходатайством о возложении полномочий избирательной комиссии города на территориальную избирательную комиссию. ИКМО, в свою очередь, также не бездействовала, а в кратчайшие сроки, после поступления ходатайства, приняла соответствующее решение. Самостоятельно формировать состав избирательной комиссии городского округа Климовск с соблюдением требований закона Избирательная комиссия Московской

области не могла, поскольку в устав города не были внесены соответствующие изменения по количественному составу избирательной комиссии города. В противном случае была бы нарушена компетенция органов местного самоуправления городского округа.

Доводы заявителей о том, что отсутствие в городском округе Климовск муниципальной избирательной комиссии нарушает их право на местное самоуправление гарантированное нормами международного права, Конституцией РФ и федеральными законами, являются несостоятельными.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 39 того же закона избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Аналогичное положение содержится в п. 2 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ.

Таким образом, отсутствие в муниципальном образовании муниципальной избирательной комиссии не может влечь нарушение прав граждан на местное самоуправление, поскольку данная комиссия не наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

Доводы Балабановой О.В. и Ерохина Н.И. о том, что оспариваемые бездействие и решение ИКМО нарушают их избирательные права также являются несостоятельными.

В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Заявителями не представлено данных о том, что какие-либо указанные в законе избирательные права граждан нарушены возложением полномочий избирательной комиссии города Климовска на территориальную комиссию города Климовска.

Право граждан (в том числе и заявителей) участвовать в формировании комиссии, осуществляющей полномочия муниципальной избирательной комиссии, посредством направления предложений по кандидатурам в состав комиссии через собрания избирателей по месту жительства, работы и т.д., может быть реализовано при формировании территориальной избирательной комиссии, на которую указанные полномочия возложены (п. 6 ст. 26 Федерального закона № 67-ФЗ).

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителей.

Руководствуясь ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш ИЛ:

заявление Балабановой Ольги Валерьевны и Ерохина Николая Ивановича о признании незаконными бездействия и решения Избирательной комиссии Московской области от 18 июня 2010 года № 1300 «О возложении полномочий избирательной комиссии городского округа Климовск на территориальную избирательную комиссию города Климовск» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.

3-250/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ерохин Николай Иванович
Балабанова Ольга Валерьевна
Другие
Избирательная комиссия Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Власова М.Г.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
27.07.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2010Передача материалов судье
02.08.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2010Подготовка дела (собеседование)
13.08.2010Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.08.2010Предварительное судебное заседание
16.09.2010Судебное заседание
30.09.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2010Дело оформлено
16.09.2010
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее