Дело № 2-2761/2021
УИД 86RS0007-01-2021-004512-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующий судья Заремба И.Н.,
при секретаре Михайловой Н.Р.
с участием
представителя истцов Гончарова А.Г.
представителя ответчика Мельниковой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Кильдигулова Фаниля Галимьяновича к Администрации Нефтеюганского района, администрации сельского поселения Сингапай о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Кильдигулов Ф.Г. обратился в суд с иском к ответчикам в котором просил возложить на них обязанность предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на территории городского округа (адрес).
Требования мотивированы тем, что 18.04.2000 года он приватизировал жилое помещение, расположенное адресу: (адрес). Собственность общая долевая (1/3 доли, 3 собственника). 04.03.2003 года произошел пожар, жилой дом сгорел, и восстановлению и реконструкции не подлежал. Истцу и членам семьи было предоставлено жилое помещение взамен сгоревшего, расположенное по адресу: (адрес). (дата) года распоряжением главы (адрес) указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени другое жилое помещение нанимателю и членам его семьи ответчиком не предоставлено, что является недопустимым, нарушает право истца на предоставление другого жилого помещения взамен непригодного для проживания. 15.07.2021 года в адрес ответчиков истцом было направлено претензионное письмо, однако на дату составления искового заявления ответа не последовало. Учитывая, что жилой дом, расположенный по адресу: (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу, то своими бездействиями по не предоставлению другого жилого помещения взамен аварийного нарушаются законные права истца и членов его семьи.
09.11.2021 года истец уточнил исковые требования, к участию в деле в качестве истцов также вступили Кильдигулова К.С. (супруга истца), Кильдигулова Р.Ф. (дочь), Кильдигулов Р.Ф. (сын), а также были заявлены требования только к администрации сп. Сингапай об обязании предоставить им жилое помещение по договору социального найма вне очереди на состав 4 человека равноценное ранее занимаемому.
Уточнённые требования мотивированы тем, что согласно договора безвозмездной передачи квартиры от (дата), Кильдигулов Ф.Г., Кильдигулова Р.Ф., Кильдигулов Р.Ф. являлись собственниками трехкомнатной квартиры в жилом доме по адресу: (адрес). (дата) указанный дом сгорел. После пожара истцам было предоставлено жилое помещение в аварийном доме, что до настоящего времени нарушает права истцов, так как это не законно. Другого жилья у
истцов на данный момент не имеется. Согласно списку очередности на получение жилья по договору социального найма (адрес) Кильдигулов Ф.Г. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
составом семьи 4 человека под номером 106.
Истцы в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела надлежаще извещены, на участие в судебном заседании уполномочили представителя Гончарова А.Г.
В судебное заседание не явился представитель ответчика сп. Сингапай, в адрес суда направил возражения на иск.
Суд с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
В ходе судебного заседания представитель истцов Гончаров А.Г. поддержал уточнённые требования к администрации сп.Сингапай, полностью отказавшись от требований, направленных к Администрации Нефтеюганского района, что подтверждается его заявлением.
Выслушав представителя истцов, исследовав представленные суду доказательства, суд считает заявленный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
При этом провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Судом установлено, что Кильдигулов Ф.Г., Кильдигулов Р.Ф., Кильдигулова Р.Ф. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение от (дата).
(дата) указанный дом сгорел, что подтверждается справкой №115 от 06.08.202003 года, выданной Отрядом Государственной противопожарной службы №29.
Взамен сгоревшего жилого помещения истцам на основании Договора № коммерческого найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от (дата) было предоставлено жилого помещение, расположенное по адресу: (адрес), общей площадью 74,3 кв.м.
Постановление администрации сп. Сингапай №128 от 05.06.2020 года, многоквартирный жилой (адрес) был признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно справке от 13.04.2021 года Кильдигулов Ф.Г., Кильдигулова К.С., Кильдигулов Р.Ф., Глебова (Кильдигулова) Р.Ф. проживают по адресу: (адрес), (адрес), с 2003 года.
Согласно справке №595 от 27.09.2021 года, Кильдигулов Ф.Г., Кильдигулова К.С., Кильдигулов Р.Ф., Глебова (Кильдигулова) Р.Ф. зарегистрированы по адресу: сп.Сингапай, (адрес), с (дата).
Согласно справке от (дата), по адресу: (адрес), (адрес) по месту жительства и по месту пребывания никто не зарегистрирован.
Из Выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 26.02.2021 года № № следует, что
- Кильдигулова К.С. является собственником жилых помещений, расположенных по адресам: (адрес) (договор купли-продажи от (дата)), а также: (адрес) (адрес) (адрес) (договор купли-продажи от (дата));
- Кильдигулов Ф.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), (адрес), (адрес);
- Глебова (Кильдигулова) Р.Ф. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), (адрес) (адрес), пом.307.
Согласно справки № от (дата), Кильдигулов Ф.Г. зарегистрирован по адресу: (адрес) (адрес), и состоит в списках очередности на получение жилья по договору социального найма в (адрес) № от (дата), составом семьи 5 человек по состоянию на (дата): Кильдигулова К.С. –жена, Кильдигулов Р.Ф. – сын, ГРФ –дочь, ГДЯ – внук.
В настоящее время истцы, полагая, что взамен сгоревшей квартиры, им полагается внеочередное предоставление жилого помещения на основании договора социального найма обратились с вышеуказанным иском в суд.
Как следует из части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, было предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Для целей реализации такого права гражданами статьями 30, 31 ЖК РСФСР был установлен механизм постановки граждан на соответствующий учет.
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено право граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания, на внеочередное предоставление жилых помещений.
Согласно статье 137 Жилищного кодекса РСФСР, в случае сноса находящихся в личной собственности граждан жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также другим гражданам, постоянно проживающим в этих домах, предоставляются по установленным нормам квартиры в домах государственного или общественного жилищного фонда. Кроме того, собственникам жилых домов по их выбору либо выплачивается стоимость сносимых домов, строений и устройств, либо предоставляется право использовать материалы от разборки этих домов, строений и устройств по своему усмотрению. По желанию граждан исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов обеспечивают им (вместо предоставления квартир) возможность внеочередного вступления в члены жилищно-строительных кооперативов и получения в них квартир.
По общему правилу, предписанному статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения.
С 01 марта 2005 года на территории Российской Федерации был введен в действие Жилищный кодекс РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно определению Конституционного Суда от 1 декабря 2009 г. N 1549-О-П "По жалобе гражданина С. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ", согласно которому положения части 2 статьи 6 указанного Федерального закона N 189-ФЗ в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
На основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Часть 3 статьи 40 Конституции РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 5 марта 2009 N 376-О-П «По жалобе гражданина А.Р. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ», в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно пункту 2 части 1 вышеприведенной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В соответствии со ст. 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения социального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим и иным категориям граждан, признанных и поставленных на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.
К гражданам, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит лиц, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, либо являющиеся таковыми, но при этом обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, либо проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности, перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, либо проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как указано выше, в связи с пожаром, было уничтожено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) принадлежащее на праве собственности истцам Кильдигулову Ф.Г., Кильдигулову Р.Ф., Глебовой (Кильдигуловой) Р.Ф., в связи с чем, (дата) Кильдигулов Ф.Г. составом семьи 4 человека был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, и поставлен в очередь на получение жилья по договору социального найма.
Действительно в силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ как принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилого помещения по договору социального найма, истцы Кильдигулов Ф.Г., Кильдигулова К.С., Кильдигулов Р.Ф., Глебова (Кильдигулова) Р.Ф. сохраняли право состоять на учете до получения ими жилого помещения по договору социального найма.
Однако после введения в действие Жилищного кодекса РФ, в настоящее время Кильдигулов Ф.Г., Кильдигулова К.С., Кильдигулов Р.Ф., Глебова (Кильдигулова) Р.Ф. утратили основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку в настоящее время семья не является малоимущей, у Кильдигуловой К.С. в (адрес) в собственности находится жилое помещение площадью 13,20 кв.м., а также на территории (адрес) находится в собственности жилое помещение площадью 36,90 кв.м., а также у Глебовой (Кильдигуловой) Р.Ф. на территории (адрес) находится в собственности одно жилое помещение площадью 17,10 кв.м., соответственно основания для предоставления истцам-собственникам сгоревшей квартиры Кильдигулову Ф.Г., Кильдигулову Р.Ф., Глебовой (Кильдитгловой) Р.Ф., а также Кильдигуловой К.С., во внеочередном порядке равноценного жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Вместе с тем, учитывая, что жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Кильдигулову Ф.Г., Кильдигулову Р.Ф., Глебовой (Кильдигуловой) Р.Ф. было уничтожено в результате пожара, то соответственно они имеют право на получение равноценного жилого помещения, но не по договору социального найма во внеочередном порядке, а в ином порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Кильдигулова Фаниля Галимьяновича, Кильдигуловой Клары Сарваровны, Глебовой (Кильдигуловой) Регины Фанильевны, Кильдигулова Рустама Фанильевича к Администрации сп.Сингапай о предоставлении жилого помещения вне очереди, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.