Дело № 33-3276/2024
№ 2-30/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 мая 2024 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Зудерман Е.П.,
судей областного суда Данилевского Р.А., Синельниковой Л.В.,
при секретаре Щукиной Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова Н.Л. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании совершить действия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,
по апелляционной жалобе Захарова Н.Л. на решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 декабря 2024 года.
Заслушав доклад судьи Зудерман Е.П., судебная коллегия
установила:
Захарова Н.Л. обратилась в суд к администрации муниципального Переволоцкий район Оренбургской области с вышеуказанным иском, в котором просила убрать мусорные баки от её дома, т.к. из-за их расположения в месте, где нет входа в другой дом, образовывается огромная несанкционированная свалка, и поставить табличку «Свалка мусора запрещена».
В обоснование исковых требований Захарова Н.Л. указала, что возле мусорных баков, расположенных по адресу: (адрес) на углу создается огромная несанкционированная свалка мусора от угла с (адрес) и до входа в следующий дом. Окна дома истицы выходят на эту свалку, создаётся вредная окружающая среда, под баками проходит центральный водопровод, который протекал и грязная вода текла к её дому и поднималась в огород.
Определением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 15 декабря 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области.
Определением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 22 января 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: ООО «Природа», Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области.
Решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 5 марта 2022 года исковые требования Захарова Н.Л. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании совершить действия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Захарова Н.Л. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Захарова Н.Л. апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда отменить.
Иные лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Учитывая изложенное, судебная коллегия на основании статей 113, 167 ГПК РФ, статьи 165.1 ГК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения апеллянта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно заключению Управления Роспотребнадзора по (адрес) от (дата) №, Юго-Западный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, рассмотрев запрос администрации муниципального образования Переволоцкого района Оренбургской области и представленные к запросу материалы и документы, предложил места (площадки) для размещения накопления твердых бытовых отходов, в том числе на (адрес) – (адрес).
Характеристика контейнерных площадок: основание – плита перекрытия пустотная (бетон), ограждение металлическое (стальной профилированный лист), количество контейнеров по 1-4 шт., расстояние не ближе 20 м. до жилых домов и зданий социального и культурного назначения.
Представленные материалы и документы соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам СанПин 2.1.3684-21.
В соответствии с постановлением администрации Переволоцкого района Оренбургской области №-п от (дата) утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по муниципальному образованию (адрес) (приложение №) и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по муниципальному образованию (адрес), с разбивкой по поселениям (приложение №). Из данного реестра следует, что по муниципальному образованию Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области должна быть оборудована всего 201 контейнерная площадка, согласно приложению №. В приложении №, в том числе, указана площадка накопления ТКО по адресу (адрес) – (адрес), координаты - широта: 51,876°, долгота: 54,2172.
Решением Переволоцкого районного суда (адрес) от (дата) удовлетворено административное исковое заявление прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц. Суд решил: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; Обязать администрацию муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до (дата) оборудовать все контейнерные площадки на территории Переволоцкого поссовета Переволоцкого района Оренбургской области в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства согласно схемам размещения мест (площадок) по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области, утвержденным постановлением главы Переволоцкого района. Решение вступило в законную силу (дата).
В свою очередь, Захарова Н.Л. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: (адрес).
Обращение в суд с настоящим иском истец мотивировала тем, что окна ее дома выходят на ТКО, расположенную по адресу (адрес) – (адрес), и ввиду нахождения в указанном месте площадки ТБО нарушается ее право на благоприятную окружающую среду.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из того, что контейнеры накопления ТБО по адресу (адрес) – (адрес), координаты - широта: 51,876°, долгота: 54,2172 установлены в соответствии с утвержденным реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области; несанкционированная свалка в настоящее время ликвидирована, администрацией муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки ТКО, в связи с чем не усмотрел нарушений прав истца и отказал Захарова Н.Л. в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, полагает их основанными на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Положениями статьи 1 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) определено, что санитарно-эпидемиологические требования это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 названного Закона).
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению коммунальных отходов.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), другими законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
Статьей 13.4 указанного Федерального закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Захарова Н.Л. обоснованными.
В суде первой инстанции и в апелляционной жалобе Захарова Н.Л. ссылалась на то обстоятельство, что под площадкой ТКО проходит центральный водопровод.
В целях проверки указанного довода, судом апелляционной инстанции был направлен запрос в администрацию муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области.
Согласно представленного ответа от (дата) №, водопровод проходит в 5 метрах от площадки ТКО. Согласно СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», ширина санитарной полосы составляет 10 метров, то есть по 5 метров от водопровода. Таким образом, контейнеры расположены вне пределов санитарно-защитной полосы водопровода.
Принимая во внимание, что довод истца о нахождении площадки ТКО над водопроводом либо в пределах санитарно-защитной полосы не подтвержден, оснований для признания выводов суда первой инстанции не правильными не имеется.
Поскольку площадка ТКО, расположенная по адресу (адрес) – (адрес), установлена в соответствии с утвержденным реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по муниципальному образованию (адрес), и ответчик предпринимает меры направленные на ликвидацию несанкционированной свалки, то обстоятельство, что прочие жильцы (адрес) пользуются указанной площадкой, складируя мусор, основанием для отмены решения суда не является.
Проверяя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам находит выводы суда законными и обоснованными, поскольку по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, выводы подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на фактических обстоятельствах дела.
В силу ч. 1 ст. 55, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется ст. 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой суда первой инстанции, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех обстоятельств.
Оценка представленных в материалы дела сторонами доказательств произведена судами в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, т.к. иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Апелляционные жалобы не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 декабря 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Захарова Н.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.П. Зудерман
Судьи: Р.А. Данилевский
Л.В. Синельникова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 июня 2024 года.